Центробежная фрикционная муфта

 

О П И С А Н И Е 111 458673

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт, свидетельства (22) Заявлено 25.04.73 (21) 1912502/25-27 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.01.75. Бюллетень № 4

Дата опубликования описания 25.02.75 (51) М, Кл. F 160 43/18

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.825.5 (088.8) по делам изобретений н открытии (72) Автор изобретения

В. И. Деханов (71) Заявитель

ФВД (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для разгона вращающихся частей, обладающих большим моментом инерции, например роторов центробежных сепараторов и центрифуг.

Известна центробежная фрикционная муфта, содержащая ведомую полумуфту и размещенную внутри нее ведущую полумуфту с колодками, а также управляющую втулку, своей рабочей профилированной поверхностью воздействующую на колодки при ее принудительном перемещении в осевом направлении. Все колодки стянуты кольцевой пружиной.

Такая муфта обеспечивает плавный разгон ведомого вала до рабочих чисел оборотов, предохраняя при этом узлы и детали привода от перегрузок, а при установившемся рабочем режиме передает значительно больший, чем в период разгона, крутящий момент без проскальзывания ведомой и ведущей полумуфт одна относительно другой благодаря дополнительному поджиму колодок к ведомой полумуфте с помощью управляющей втулки.

Однако в случае неравномерного износа фрикционных накладок у колодок или при наличии несоосности полумуфт, что всегда имеет место при эксплуатации, колодки неравномерно прижимаются к ведомой полумуфте, что вызывает значительные периодически действующие дополнительные нагрузки на опоры соединяемых валов.

Цель изобретения — обеспечение компенсации неточностей положения колодок.

Это достигается тем, что колодки снабжены пружинными толкателями, контактирующими с рабочей поверхностью управляющей втулки. 11ри этом колодки на ведущей полумуфте закреплены консольно, а толкатели установлены на их свободном конце.

На фиг. 1 схематично изображена описываемая муфта; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1.

Муфта содержит ведомую полумуфту в ви15 де бандажа 1, закрепленного на горизонтальном валу 2 центробежного сепаратора и ведущую полумуфту 3, посаженную на валу электродвигателя 4. На ведущей полумуфте закреплены пальцы 5, оси которых параллельны оси вращения ведущей полумуфты и бандажа. На этих пальцах шарнирно закреплены ведущие колодки б с фрикционными накладками 7. На свободном конце каждой из колодок смонтированы пружинные толкатели 8, 25 которые имеют возможность радиального перемещения и подпружинены упругими элементами 9. Кроме того, на ведущей полумуфте с возможностью относительного осевого перемещения, например, при помощи шлицевого

458673 соединения установлена управляющая втулка 10, имеющая профилированную коническую рабочую поверхность 11. При перемещении управляющей втулки в осевом направлении пружинные толкатели вступают в контакт с конической рабочей поверхностью втулки. На ведущей полумуфте расположена пружина 12 и упор 13, который может быть установлен как на валу электродвигателя, так и .на самой ведущей полумуфте. При включении электродвигателя 4 колодки 6 под действием центробежной силы прижимаются к бандажу и постепенно за счет сил трения, возникающих между фрикционной накладкой 7 и внутренней поверхностью бандажа 1, разгоняют ведомый вал сепаратора до синхронного с валом электродвигателя числа оборотов. При этом управляющая втулка 10, преодолевая сопротивление пружины 12, при помощи любого известного устройства удерживается в крайнем правом положении, показанном на фиг. 1. После того как ведомый вал набрал синхронное с валом электродвигателя число оборотов, управляющая втулка 10 освобождается и под действием пружины 12 перемещается влево до соприкосновения пружинных толкателей 8 с конической рабочей поверхностью 11 втулки. При дальнейшем перемещении втулки 10 толкатели 8 перемещаются в радиальном направлении, сжимая упругие элементы 9. Силы упругости, возникающие при этом, увеличивают силу прижатия колодок к внутренней поверхности бандажа, а

5 следовательно, и передаваемый крутящий момент.

Благодаря упругим свойствам толкателей компенсируют ошибки, вызванные неравномерным износом фрикционных накладок и не10 соосным расположением деталей ведущей и ведомой полумуфт.

Предмет изобретения

15 Центробежная фрикционная муфта, содержащая ведомую полумуфту и размещенную внутри нее ведущую полумуфту с колодками, а также управляющую втулку, своей рабочей профилированной поверхностью воздействую20 щую на колодки при ее принудительном перемещении в осевом направлении, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью обеспечения компенсации неточностей положения колодок, последние снабжены пружинными толкателями, 25 контактирующими с рабочей поверхностью управляющей втулки, при этом колодки на ведущей полумуфте закреплены консольно, а толкатели установлены на их свободном конце.

458673

Фиг 2

Составитель И. Антипова

Техред Н, Куклина

Корректоры: Л. Денисова и А. Васильева

Редактор О. Юркова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 380/7 Изд. № 1024 Тираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-.35, Раушская наб., д. 4/5

Центробежная фрикционная муфта Центробежная фрикционная муфта Центробежная фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 396483

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх