Предохранительная муфта
О П И С А- Н И "с т rr,r 4722I7
Союз Советскнк
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.07.72 (21) 1807070/25-27 с пр исо единением з а я в к и Ме (23) Приоритет
Опубликовано 30.05.75. Г>юллетень Л 20
Дата опубликования он,ica,:ия 10.10.75 (51) И. Кл. Г 16d 7/06! 1 ! (53) УДК 621.8 5.5 (088.8) Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
Г. А. Ревякин
Уральский ордена Трудового Красного Знамени попитехнический институт им. С. М. Кирова (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для надежного предохранения от перегрузок и колебаний механизмов вращения башенных кранов.
Известна предохранительная муфта, содержащая концентрично р асположенные ведомую и ведущие полумуфты, соединенные между собой телами качения. Ведущая полумуфта выполнена в виде полого вала, несущего сепаратор с окнами для тел качения.
Внутри вала установлен демпфирующий элемент, выполненный в виде торсионного вала.
Цель изобретения — устранить,крутильные и ударные колебания путем улучшения демпфирующих свойств и обеспечения реверсивности движения.
Для этого демпфирующий элемент предлагаемой муфты выполнен в виде регулируемой пружины сжатия, а вал снабжен винтомгайкой, смонтированной на нем, и имеет участок в форме многогранника, контактирующий с телами качения, взаимодействующими при срабатывании с канавками на внутренней поверхности ведомой полумуфты, число которых соответствует числу рядов тел качения, а между ведомой полумуфтой и сепаратором концентрично им размещен упругий цилиндр с отверстиями под тела качения, установленные в окнах сепаратора с боковым зазором.
На фиг. 1 изображена описываемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — шарики; а— в момент сцепления, б — в момент торможения или реверса, в — — в момент срабатывания; на фиг. 3 — сепаратор с телами качения.
Ведомая полумуфта 1 жестко закреплена в ступице коронной шестерни, Внутренняя
jp рабочая поверхность полумуфты 1 имеет кольцевые канавки 2 по числу рядов тел качения в зависимости от передаваемого момента.
Ведущая полумуфта выполнена в виде 110лого вала 3, имеющего участок в форме
15 многогранника. Его плоские грани контактируют с шариками 4, расположенными в сепараторе 5, жестко закрепленном на валу 3.
Окна для шариков в сепараторе выполнены с боковыми зазорами 1 в направлении
20 вращения, обеспечивающими заклиниванпе шариков. Вал 3 соединен с гайкой 6 многозаходной прямоугольной резьбой. Гайка 6 имеет левую резьбу на наружной поверхности и сопряжена последней с водилом 7.
25 Гайка 6 в осевом направлении может только подниматься, так как ее переме цение вниз ограничено пружинным кольцом 8. Полый вал 3 относительно гайки 6 может только подниматься на величину хода отключения.
30 Движение полого вала 3 вниз по направляю472217 щей резьбе ограничено шайбой 9. Винтовые пары 7 — 6 и 6 — 3 выполняют роль направляющих, и поэтому их параметры и материал выбраны с тем расчетом, чтобы обеспечить минимальный износ. Внутри корпуса 3 установлена тарельчатая или кольцевая (носледняя предпочтительна) пружинка 10, которая одним концом упирается в упорный подшипник 11 (или подпятник), а другим— в распорную втулку 12.
Упорный подшипник поджат регулировочной втулкой 13, которая по резьбе входит в полый вал 3 li фиксируется от проворачивания, а в отрегулированном состоянии находится нод пломбой. Упругий цилиндр 14 контактирует с поверхностью полумуфты 1 и своими отверстиями — с шариками 4. Цилиндр 14 отжимается к поверхности полумуфты 1 и за счет трения стремится вращаться вместе с последней. Упругий цилиндр обеспечивает угол заклинивания шариков 4 и работу муфты при реверсивном движении.
Вращение от водила 7 передается через винтовые заклиненные пары 7 — 6, 6 — 3 валу 3.
Заклиниваясь между внутренней поверхностью ведомой полумуфты и плоскими гранями полого вала 3, шарики 4 тем самым обеспечивают жесткое сцепление ведущей и ведомой полумуфт.
При реверсировании или торможении механизма и появлении разницы в угловых скоростях ведущей и ведомой полумуфт упругий цилиндр 14, постоянно контактирующий с шариками 4, обеспечивает угол заклинивания и работу муфты независимо от направления силового потока в кинематической цепи.
Если передаваемый крутящий момент не превышает заданного предельного значения, разность между силой упругости пружины и осевой силой винтовой пары достаточна для того, чтобы с помощью трения передавать крутящий момент.
При увеличении крутящего момента и достпжv;.èè предельно возможного значения эта разность уменьшается, полый вал 3 вместе с шариками 4 и сепаратором 5 поднимаг
45 ется по резьбе пар 7 — 6 и 6 — 3 (в зависимости от направления вращения). Шарики 4 входят в кольцевые канавки 2 ведомой полумуфты 1, где полый вал 3 дополнительно проворачивается относительно ведомой полумуфты 1, увеличивая тем самым угол заклинивания, но дальнейшего заклинивания не произойдет, так как боковой зазор между шариками и гнездами сепаратора будет выбран, и они начнут вращаться сепаратором, не заклиниваясь; произойдет срабать!ванне муфты (фиг. 2 в).
Винтовые пары 7 — 6 и 6 — 3 позволяют передавать крутящий момент в обе стороны.
Применение описываемой муфты в механизмах вращения крана уменьшает колебания его конструкции, благодаря чему улучшаются условия работы машиниста крана, осооенно кранов с шарнирным креплением башни к поворотной раме.
Предмет изобретения
Предохранительная муфта, содержащая концентрично расположенные и соединенные между собой телами качения полумуфты, ведомую и ведущую, выполненную в виде полого вала, несущего сепаратор с окнами для тел качения и имеющего внутри демпфирующий элемент, отл ич а ю ща я ся тем, что, с целью устранения крутильных и ударных колебаний путем улучшения демпфирующих свойств и обеспечения реверсивности движения, демпфирующий элемент выполнен в виде регулируемой пружины сжатия, а,вал снабжен винтом-гайкой, смонтированной на нем, и имеет участок в форме многогранника, контактирующий с телами качения, взаимодействующими при срабатывании с канавками iia внутренней поверхности ведомой полумуфты, число которых соответствует числу ря.дов тел качения, а между ведомой полумуфтой и сепаратором концентрично им размещен упругий цилиндр с отверстиями под тела качения, установленные в окнах сепаратора с боковым зазором.
472217
A ц
Ри2. g
Составитель О. Логвинова
Редактор В. Дибобес Техред А. Камышникова Корректоры: О. Данишева и В. Петрова
Заказ 2266/1 Изд. № 1574 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министроз СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2