Способ выделения углеводородов
О П И C А Н И Е т(15@g7I
Союв Советских
Социалистических
Республик
° ° :1,, l
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К IlATEHTV (61) Дополнительныи к патенту— (22) Заявлено 04.10.71 (21) 1703108i23-4 (23) Приоритет — (32) 05.10.70 (31) P 20488408 (33) ФРГ (43) Опубликовано 05.03.76. Бюллетень ¹ 9 (45) Дата опубликования описания 17.07.76 (51)М.Кл. В 01 D 53/14
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 66.071.7 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Иностранцы
Хартмут Фойг и Клаус Гюнтер (ФРГ) (71) 3 а я ватель
Иностранная фирма
«Хехст АГ» (ФРГ) (54) СПОСОБ ВЫДЕЛЕН
Ъ
ИЯ УГЛ ЕВОДОРОДОВ
Изобретение относится к способам выделения углеводородов, содержащих не менее трех атомов углерода в молекуле, из пиролизных газов.
Известен способ выделения указанных углеводородов из пиролпзпых газов;.утем абсорбции ри давлении 10 — 25 ата и температуре (— 15) — (— 60)"" С.
Однако B норма1bF10."о легкого бензина приводит к значительному загрязнению отмытого пирогаза компонентами бенз1 на. Для удаления последних из азового потока необходимо по ле промывки легким бензином проводить, например дополнительную промывку тяжелым бензи- 15 ном, которую чаще всего осуществляют по принципу регенерации, т. е. абсорбцию проводят при (— 15) — (— 50) С с последующей регенерацией при нормальном давлении и температуре кипения. Даже и при наиболее полном теплообмене внутри цикла промывки тяжель1м бензином для осуществления этого способа необходимы большие ко1Hчества тепла и холода. Кроме того, в тяжелом бензине растворяются значительные количества конечных продуктов — ацетилена и этилена, которые после выделения при регенера 1ии бензина н=ва сжимают до давления пиролизных газов.
Это повышение давления ацетилена при сжатии пиролизных газов не только требует дополнительных расходов энергии, но и нежелательно из-за повышенной опасности разложения ацет11лена. Промывка легким бензином требует, кроме допол нительной отмывки тяжелым бензином, еще предварительной обраоотки легкого оензина. Из-за низких робо-111х темн э абсорберах следует з:.а . :.гель;-:о мень и;.ть содержание волы. Кроме того, целесообразно понижать упругость пара легкого бензина путем выделения легких составных частей с 3—
4 атомами углерода для облегчечия промызки тяжелым бенз:-1ном. Разделение осуществляют B колонне-стао:-1л.1заторе, при-!col зол 1 ле".êûå части бензина отгоняют с верха колонны и стабилизированный бензин отводят из куба.
Таким образом, нелостатк11 известного спосо52 существенно сложпяют технологп1о процесса.
С целью упрощения технологии процесс". предлагается исходный бензин при сушке дистилляцией и стабилизации разделять на низкокипящую боковую и высококипящую куоовую фракции и последнюю после использования в тяжелобензиновой отмывке соединять с низкокипящей фракцией.
Сушку и стабилизацию исходного бензина целесообразно осуществлять в отгонной колонне с питанием на верхней тарелке.
506271
Предлагаемый способ иллюстрируется чертежом.
Дистилляционная колон на 1 для стабилизации исходного бензина с кубом-испарителем 2 и верхним дефлегматором 8 выполнена в виде отгонной колонны без дополнительной ректификации. Поток 4 исходного бензина подают вместе с флегмой на верхнюю тарелку. С верха колонны по линии 5 отводят парообразный дистиллят, а именно воду, Сз- и
С4-углеводороды и небольшие количества высших углеводородов. Боковой погон, выводимый из колонны по линии б, содержит все компоненты бензина с уровнем кипения С5—
Ст и выше. Количество бокового отвода регулируют так, что полученный в кубе поток
7 тяжелого бензина не содержит С6 — Су-углеводородов. Затем этот бензин после охлаждения подают на верх абсорбционной колонны 8, где вымывают загрязнения компонентами бензина, преимущественно С5 — C>-углеводороды, из .пиролизного газа, который по линии 9 выводят из абсорбера без C3 — С,-углеводородов. Низкокипящую фракцию бензина по линии б подают в верхнюю треть абсорбера 8. Используемое в нижней части этого абсорбера количество жидкости равно применяемому количеству бензина минус обычные потери стабилизации. Количество этой жидкости регулируют так, что Сз-углеводороды в поступающих в абсорбер 8 по линии 10 пиролизных газах выделяются полностью и по линни 11 выходят из абсорбера с отработанным бензином. Возвращенные с отработанным бензином примеси ацетилена и этилена соответствуют нормальным количествам отмывки легким бензином; отмывка тяжелым бензином не требует дополнительного рецикла ацетилена.
Пример. В установке пиролиза получают 10 т/час исходного бензина среднего молекулярного веса 106. В куб-испаритель колонны-стабилизатора вводят 1 т/час отопительного пара и по линии 5 отводят 0,3 т/час дистиллята, по линии 6 — б т/час легкого бензина и по линии 7 — 3,7 т/час тяжелого бензина. С>-углеводородов в тяжелом бензине меньше 1 /о. В абсорбере 8 из 20000 нм /час пиролизного газа при 22ати и — 30 С Сз- и высшие углеводороды отмывают полностью
9,7 т/час исходного бензина. Загрязнение легким бензином пиролизного газа состоит из
C5 — C>-углеводородов и абсорбируется
15 3,7 т/час тяжелого бензина. Конечная чистота пиролизного газа 10. 10 об. /о Сц- и высших углеводородов.
20 Формула изобретения
1. Способ выделения углеводородов, имеющих не менее трех атомов углерода в молекуле, из пиролизных газов путем абсорбции, включающий промывку осушенным дистилляцией и стабилизированным легким бензином и последующую промывку тяжелым бензином, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения технологии процесса, исходный бензин при сушке дистилляцией и стабилизации разделяют на низкокипящую боковую и высококипящую .кубовую фракции и последнюю, после использования в тяжелобензиновой отмывке соединяют с яизкокипящей фракцией.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что сушку и стабилизацию исходного бензина осуществляют в отгонной колонне с питанием на верхней тарелке.
5О6271
Составитель М. Бабминдра
Техред М. Семенов
Редактор 3. Горбунова
Корректор И. Симкина
Тип. Харьк. фил. пред, «Патент»
Заказ 562/854 Изд. № 256 Тираж 864 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5