Сцепная шариковая муфта

 

(I I1 526728

ОП И

ЙЗОБРЕТЕЙ ИЯ

Яивв Сове т " II

Свиналнс1нчн ннв рва .ублнк

Е АВ fGPCNOM3 СЗйй„" :Е7ЕЛЬСЫУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву 393501 (22) Заявлено 29.10.73 (21) 1968343, 27 (51) М. Кл. F 16D 3/24 с присоединением заявки Мю

Свивтв Мнннстрвв СССР вв делам нз йрвтвннй н втнрытнй

Опубликовано 30.08.76. Бтоллетень М 32

Дата опубликования описания 06.10.76 (53) УДК 621.825.6 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Л. Блох и В. Р. 1цамсутдинов (71) Заявитель (54) СЦ,Е)"111АЯ ШАРИКОВАЯ МУФТА

Государственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к области машиностроения.

Известна сцепная шариковая муфта по авт. св. К 393501, содержащая внутреннюю и охватывающую ее наружную полумуфты, соединяемые с помощью шариков, которые при перемещении вилки с выступами западают в цилиндрические пазы наружной полуму<рты.

Однако эта муфта пригодна для сцепления только двух соосных валов и не может быть использована для сцепления вала с любым из нескольких приводов, размещенных смежно на валу в любом месте вдоль него.

В описываемой муфте, с целью обеспечения сцепления с любым из нескольких приводов, установленных смежно в любом месте вдоль вала, выступы расположены на вилке в одной плоскости, перпендикулярной к оси муфты, и имеют наклонные поверхности с обеих сторон, взаимодействующие при переключениях с шариками.

На фиг. 1 представлена описываемая муфта в расцепленном положении, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, в положении сцепления с одним из приводов; на фиг. 3 — разрез по А — А на фнг. 1; на фиг. 4 показано расположение пружинного кольца в сцепленном положении на внутренней полумуфте.

Муфта состоит из внутренней полумуфты 1, надетой на вал 2 и закрепленной на нем в осевом направлении, например, штифтом 3 с пружинным кольцом 4. Крутящий момент от вала на внутреннюю полумуфту передается шпонкой 5.

В нескольких (по числу приводов) плоскостях, перпендикулярных к оси вала, на внутренней полумуфте выполнены сквозные радиальные отверстия 6, равные диаметру шариков 7, установленных в этих отверстиях, Во

10 внутренней полумуфте выполнены также сквозные продольные пазы 8, ширина которых

o0ëüøe диаметра шариков. На наружной поверхности внутренней полумуфты у каждого ряда отверстий 6 под шарики 7 проточены

15 к о. 1 IIeII hI li 2 H B B li I I 9. В кол ь цP. B bI x к а н а в к а х установлены фигурные пружинные разрезные кольца 10. Места разреза колец, установлен1ых в канавках, расположены на равном расстоянии от шариков, что обеспечено штифтами 11, установленными в радиальных отверстиях во внутренней полумуфте и препятствующими произвольному повороту колец 10, которые установлены выступами в сторону шариков (как. По! азано на фиг. 4) .

На внутренней полумуфте 1 установлен ряд приводов 12 — 15, закрепленных от осевого перемещения слева буртом 16 полумуфты 1, а справа — двумя полукольцами 17, разрезной

ЗО гайкой 18 и болтом 19.

526728

1О!

Роль наружных полумуфт выполняют ступицы приводов, на внутренней HoncpxlIocTH которых смежно между собой выполнены продольные цилиндрические пазы 20 диаметром, равным диаметру шариков.

На валу 2 подвижно в осевом направлении установлена вилка 21 с несколькими, например четырьмя, зубьями 22. Зубья вилки свободно входят в продольные пазы 8 внутренней полумуфты 1. На зубьях выполнены выступы

23, расположенные в одной плоскости, перпендикулярной к оси муфты и имеющие с обеих сторон наклонные поверхности 24, которыми при перемещении вилки вдоль оси вала шарики выжимаются и западают в продольные пазы 20 наружных полумуфт (ступиц приводов). Канавка 25 служит для кинематической связи с приводом перемещения вилки.

В положении «муфта выключена» вилка 21 находится в положениях, при которых шарики всех приводов под действием пружинных колец 10 стремятся занять положение как можно ближе к оси вала и контактируют с наружной поверхностью зубьев вилки. При этом выступы 23 не соприкасаются с шариками и располагаются симметрично относительно двух плоскостей, в которых размещены шарики.

Для включения любого из приводов вилка

21 передвигается на соответствующую величину влево или вправо, а выступы 23 зубьев выжимают своими правыми или левыми наклонными поверхностями шарики соответствующего привода, включая только этот привод. Муфта исключает одновременное включение нескольких приводов. В положении включенного привода разжатое шариками пружинное кольцо 10 не выходит за пределы наружной поверхности полумуфты 1. При перемещении вилки шарики переходят сначала на наклонные поверхности 24, а затем на вершины выступов 23, при этом попадают в продольные цилиндрические пазы 20 наружных полумуфт, сцепляя вал с соответствующим приводом, а пружинное кольцо 10 разжимается. При ..альнейшем движении вилки шарики нод действием сопротивления вращению привода выжимаются продольными цилиндрическими пазами 20 и пружинным кольцом 10 к оси вала, переходят на наклонные поверхности 24 выступов 23, а затем контактируют с наружной поверхностью зубьев вилки, выключая сцепление с данным приводом. Работа муфты при движении вилки влево и вправо одинакова.

Крутящий момент от вала 2 через шпонку 5, внутреннюю полумуфту 1, шарики 7 и пазы 20 наружной полумуфты передается на соответствующий привод (или в обратном направлении) 13, !4 или 15.

Отсутствие пружинных колец 10 приведет к

«щелканью» шариков выключенных приводов, так как центробежная сила будет выталкивать шарики в пазы наружных полумуфт всякий раз, как только эти пазы окажутся напротив шариков.

Наличие пружинных колец 10 улучшает расцепление приводов с валом, принудительно заставляя шарики утапливаться в отверстия 6 полумуфты 1 независимо от положения выступов 23.

Число зубьев вилки, шариков и пазов во внутренней полумуфте определяется из расчета и конструктивных соображений.

Формула изобретения

Сцепная шариковая муфта по авт. св.

X 393501, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения сцепления с любым из нескольких приводов, установленных смежно в любом месте вдоль вала, выступы расположены на вилке в одной плоскости, перпендикулярной к оси муфты, и имеют наклонные поверхности с обеих сторон, взаимодействующие при переключениях с шариками.

Сцепная шариковая муфта Сцепная шариковая муфта Сцепная шариковая муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 524022

Муфта // 508606

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи крутящего момента между валами, расположенными под углом друг к другу

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шарнирам карданного вала, и может быть использовано в трансмиссиях различных транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к карданным валам наземных транспортных средств, и может быть использовано в трансмиссиях грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, трамваев и железнодорожных транспортных средствах

Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей
Наверх