Зубчатое колесо

 

ВсбсаявнжЯ

О л Й с А. И:..;и,.:е ;

ЙЗОБРЕ ГЕН ИЯ

Сааз Соввтыва

Социалис,и мекка

Реолуолик

М АВТО CNGMJJ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Доно lIIHTC ibad!Oe li JBT. Ci31Q.-BA (22) Заявлено 24.09.74 (21) 2061489, 28 (51) М. Кл F 16H 55/14 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опублнкова о 30.08.76. Б1оллетень, .й 32

Дата опубликования описания 06.10.76

Гоьударственнык коми-,ет

Совета Министров СССт оо делам иэооретений и открытий (53) УДК 621.833(088.8) (72) Авторы изобретения

В. А. Белый, 3. Я. Коновалов, В. H. Турко, В. Е. Старжинский, А. С. Михневич и В. А. Рябинин (71) Заявитель Институт механики металлополимерных систем AH Белорусской ССР (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению.

Зубчатые колеса, изготовленные из пластмасс, под воздействием температурных и атмосферных факторов, а также при работе под нагрузкой в значительной степени изменяют свои геометрические параметры, что объясняется высокой степенью влагопоглощения и большим значением коэффициента теплового расширения большинства конструкционных пластмасс. Возникающие при этом погрешности зацепления зубчатой передачи приводят к резкому снижению точности зацепления и ее работоспособности.

Известно зубчатое колесо с упругим и самоустанавливающимся венцом, выполненное сборным и содержащее ступицу и зубчатые венцы, соединенные подвижно при помощи упругих элементов. (1)

Известно также полимерное зубчатое колесо спицевой конструкции, содержащее полимерный зубчатый венец и полимерную ступицу, соединенные между собой спицами. (2)

Однако неравномерность усадки частей зубчатого венца, расположенных между спицами и в области соединения спиц с зубчатым венцом, ведет к образованию зубчатого колеса в виде многогранника.

Целью изобретения является повышение точности изготовления, снижение усадочных напряхкений и повышение коэффициента перекрытия.

Это достигается тем, что спицы выполнены за одно целое с зубчатым венцом и плавающими в радиальном направлении в пазах, которые выполнены в ступице. В зазоре между концом спицы н дном паза ступицы может быть расположен упруго-демпфирующий элемент. Упруго-демпфирующий элемент может быть выполнен за одно целое со спицей.

На фиг. 1 изооражено полимерное зубчатое колесо; на фпг. 2 — сечение по А — А на фиг. 1.

Полимерное зубчатое колесо состоит из зуб iàòîãî венца 1, спиц 2, выполненных за одно

15 целое с зубчатым венцом 1, и ступицы 3, в па"ax 4 которой вставлены плавающие в радиальном направлении спицы 2. В зазоре 5 между концом спицы 2 и дном паза ступицы 3 может быть размещен упруго-демпфирующий

20 элемент в виде пружины 6 или резиновых прокладок 7, выполненных отдельно или за одно целое со спицами 2. Пазы 4 могут быть соединены каналами 8 и заполнены гидропластом 9.

25 Для удобства сборки ступица выполнена с крышкой 10, в виде кольца. Упругие элементы могут быть выполнены любой известной конструкции в виде пружины Z-образной формы или изготовлены из резины или гидропласта.

30 Упрупш элемент может быть либо соединен

526741! 1вф

Фиг 2

Фиг 1

Составитель Е. Чернявская

Текред В. Рыбакова

Корректоры: В. Дод и В. Яковлева

Редактор О. Юркова

Заказ 2010/12 Изд. ¹ 1501 Тираж 1134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )1(-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 со ступицей, либо свободно уложен на дно паза ступицы, либо изготовлен за одно целое со спицей. Упруго-демпфирующие элементы, установленные в пазах ступицы, увеличивают упругость зубчатого венца и обеспечивают принудительный возврат его в исходное положение.

Соединение радиальных пазов в ступице каналом, заполненных гидропластом, принудительно увеличивает коэффициент перекрытия.

В этом случае сектор зубчатого колеса, находящийся в зоне зацепления, деформируется и выдавливает гидропласт из паза. Гидропласт перетекает в близлежащие пазы, способствуя перемещению в радиальном направлении к периферии зубчатого колеса спиц, что дополнительно увеличивает коэффициент перекрытия.

Технология сборки зубчатого колеса проста и не требует дополнительной центровки зубчатого венца относительно ступицы, так как спицы при сборке равномерно поджимаются упругими элементами. Эффект гибкости зубчатого колеса проявляется только на участке зацепления.

Предложенная конструкция полимерного зубчатого колеса позволяет избежать заклинивания зубчатой передачи, а изменение геометрических параметров в процессе работы компенсирусгся демпфирующими свойствами зубчатого венца и свободным перемещением спиц в радиальном направлении.

5 Формула изобретения

1. Зубчатое колесо, изготовленное из полимера, содержащее зубчатый венец и ступицу, соединенные между собой спицами, о т л и10 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности изготовления, снижения усадочных напряжений и повышения коэффициента перекрытия, спицы выполнены за одно целое с зубчатым венцом и плавающими в радиальГ5 ном направлении в пазах, которые выполнены в ступице.

2. Колесо по п. 1, о тл и ч а ю щеес я тем, что оно снабжено упруго-демпфирующим элементом, установленным в зазоре между кон20 цом спицы и дном паза ступицы.

3. Колесо по п. 2, отличающееся тем, что упруго-демпфирующий элемент выполнен за одно целое со спицей.

25 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Лвт. св. ¹ 223533, F 16 Н 55/05, 1966.

2. Лвт. св. № 238956, F 16 Н 55/04, 968.

Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в приводах вращательного движения
Наверх