Зубчатая передача со скрещивающимися под прямым углом осями колес

 

ОП ИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 533778

Союз Советск10Г

Социалистически1с, Республик. (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.09.73 (21) 1962037/28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 30.10.76. Бюллетень № 40

Дата опубликования описания 21.12.76 (51) М, Кл.- F 16Н 1/12

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.833.32 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л. В. Коростелев, В. Д. Борисов и С. А. Лагутин

Московский станкоинструментальный институт (71) Заявитель (45) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СО СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ

ПОД ПРЯМЫМ УГЛОМ ОСЯМИ КОЛЕС з х а.

U + (0+1) = (U — 1) arctg ), U а„,g y2 U+1 х

y=actg(ц ) где и—

20 х—

Изобретение относится к зубчатым передачам типа гипоидных со скрещивающимися под прямым углом осями колес и точечным касанием зубьев и предназначается для использования в машиностроении, например в автомобильной промышленности в главной передаче заднего моста.

Известны зубчатые передачи с параллельными и скрещивающимися осями колес и точечным касанием зубьев, профили которых в сечениях, перпендикулярных к линии зацепления, являются плоскими кривыми, в частности дугами окружностей, а линия зацепления, представляющая собой геометрическое место точек касания зубьев в неподвижном пространстве, является прямой (1).

Недостатком известных передач является наличие радиальных составляющих усилия в зубчатой паре, что приводит, в особенности при консольном расположе|пш колес, к значительному изгибу валов и снижению и. и.д. передачи в целом.

Цель изобретения — повышение изгибиой жесткости и к.п.д. путем устранения радиальных усилий в зубчатой паре.

Это достигается тем, что рабочие поверхности зубьев в сечении плоскостями, расположеннымп под углом 45 к осям колес, выполнены в виде дуг окружностей, продольная линия зуба каждого колеса выполнена в виде кривой, текущий радиус и полярный угол которой выбраны по зависимостям а общая нормаль к поверхностям зубьев в

10 точке их касания составляет с плоскостью, параллельной осям колес, угол, определяемый по зависимости передаточное число, равное отношению чисел зубьев парного и рассматриваемого колес; кратчайшее межосевое расстояние передачи; расстояние от торцовой плоскости, в которой лежит текущая точка линии зуба, до межосевого перпендикуляра.

25 При этом линия зацепления является прямой, составляет с осью одного пз колес угол, котангенс которого равен отношению угловой скорости этого колеса к угловой скорости второго, пересекает под прямым углом отрезок

30 кратчайшего межосевого расстояния и делит

533778 его в отношении, обратном отношению угловых скоростей.

На фиг. 1 и 2 показаны две проекции, схематично изображающие осп колес, профили зубьев, их взаимное расположение и перемещение точки касания вдоль линии зацепления в описываемой зубчатой передаче; на фиг.

3 — начальные поверхности и расположенные на них продольные, в данном случае действующие линии зубьев; на фиг. 4 — продольная линия зуба шестерни в проекции на ее торцовую плоскость; на фиг, 5 — сечение рабочих поверхностей взаимодействуюших зубьев в момент»х касания в точке К на фиг.

3 плоскости, перпендикулярной к оси шестерни.

Зубчатые колеса с осями 1 — 1 и 2 — 2 вращаются с угловыми скоростями ît и с02. Оси

1 — 1 и 2 — 2 колес скрещиваются под прямым углом (2=90 ) и удалены друг от друга на кратчайшее расстояние а„(фиг. 2). Межосевой перпендикуляр (фиг. 2, 4 и 5) обозначен позицией 3. Как известно из кинематики, ось

4 мгновенного винтового относительного движения (фпг. 1 и 2) составляет с осями 1 — 1 и 2 — 2 колес углы át и б и удалена от них на кратчайшее расстояния аг и а . Прп этом выполняются равенства 6 +6 —— Х и at+as=a.

Для ортогональных (1=90 ) передач передаточное число гг=а1/о2=с1д бь

Профили зубьев 5 и 6 очерчены плоскими кривыми, например дугами окружностей (фпг.

2). Радиус дуги профиля зуба 5 обозначен через l» профиля зуба 6 в через 4, а центры их — соответственно через С, и С2 (фиг. 1

2). В точке К касания профилей зубьев 5 и 6 проведена общая нормаль п — п (фиг. 2), вертикальная проекция которой на фиг. 1 совпадает с проекциямп профилей зубьев 5 и 6. Отрезки О,К = г1 и О A = r2 на фиг. 1 — 3 изображают проекции перпендикуляров, опущенных из текущей точки К касания профилей зубьев

5 и 6 на оси 1 — 1 и 2 — 2 колес.

Для повышения пзгпбной жесткости и к. п.д. передачи путем устранения радиальных усилий в зубчатой паре выполняется следующее условие: в точке К касания поверхностей зубьев (фиг. 1 — 5) общая нормаль к нпм и — и должна быть перпендикулярна к векторам r> и, а также к вектору относительной скорости v» — — v — v> (ф *r. 1), т. е.

n r О; п.r,= 0; п v„:0. (1)

Зто возможно только в случае компланарности векторов rt, r и v», что выражается равенством нулю смешанного произведения:

r r, v„=0, (2)

Указанному условию в частности удовлетворяют точки, расположенные на линии зацепления, которая параллельна мгновенной винтовой оси 4, пересекает под прямым углом межосевой перпендикуляр 3 и делит отрезок крат45

5

40 чайшего межосевого расстояния в отношении обратном отношению угловых скоростей.

Эта прямая и выбрана в качестве линии зацепления передачи. В неподвижной системе координат, начало которой лежит на оси мгновенного винтового движения, ось 2 — 2 направлена по межосевому перпендикуляру 3, а оси х и у параллельны осям 1 — 1 и 2 — 2 колес, прямая 7 описывается уравнениями: х и(и — 1) —:= U; z=a.. я " (и + 1) (и +1) или

А = z+ а, = а.„.,/(с/+ 1). (3)

В любой точке К линии 7 проекции окружных скоростей ог и v2 колес на плоскость, параллельную осям 1 — 1 и 2 — 2 колес (фиг. 1), будут равны между собой. На этом основании вектор v 2 относительной скорости должен составлять с осями 1 — 1 и 2 — 2 колес углы равные 45 . Профили взаимодействующих зубьев

5 и б в точке К их касания (фиг. 1) удобно расположить в плоскости чертежа (фиг. 2), составляющей с осями 1 — 1 и 2 — 2 колес углы, равныс 45, и параллельной межосевому перпендикуляру 3.

Определим угол ф (фиг. 2), который составляет общая нормаль n — и в точке К касания профилей зубьев 5 и б с плоскостью Q, проходящей через точку К и параллельной осям 1—

1 и 2 — 2 колес. Из построений видно, что отношение проекций векторов rt tt r> обратно отношению угловых скоростей 1/r2 и 1 (4) т. е. общая нормаль и — n делит отрезок ВгВ2 в отношении, обратном отношению угловых скоростей колес. Из прямоугольного треугольника B

xcos45 (ctgF< —, 1) y2 U+- 1 х

1,1

К = а, ctg < 2 U а., Начальные поверхности в передаче могут быть получены при вращении линии 7 зацепления вокруг осей 1 — 1 и 2 — 2. В таком случае, как известно, получаются гиперболоиды

8 и 9 вращения (фиг. 3) . Радиус горловой окружности начального гиперболоида 8 равен

Л, а гиперболоида 9 — соответственно а„,А.

Геометрическим местом точек касания зубьев, отмеченных на их рабочих поверхностях, будут действующие линии. В описываемой передаче продольные линии 10 и 11 (показанные в момент их касания в точке К на фиг. 3), лежат на поверхностях начальных гиперболоидов 8 и 9 и поэтому являются продольными линиями зубьев.

Форма продольных линий 10 и 11 зубьев (фпг. 3) зависит от скорости v (фиг. 1) перемещения точки К касания вдоль линии 7 зацепления. Эта скорость должна быть вполне определенной, чтобы точка К касания профилей зубьев 5 и 6 (фиг. 2) являлась одновременно и точкой касания сопряженных поверх533778 г

1Г х а

U* +(U+1) а„(U + 1) 1 dS

В Р + S где

В= а„(U — 1) )r U +1 а„y цз 1

U+1 ностей зубьев. Иными словами, общая нормаль и — n к профилям зубьев 5 и 6 в точке К их касания должна быть перпендикулярна к вектору относительной скорости (фиг. 1) в движении каждого из профилей зубьев 5 или

6 относительно осей 1 — 1 и 2 — 2 колес.

Из условия перпендикулярности общей нормали и — и к вектору v„ „относительной скорости в движении каждого из профилей зубьев

5 и 6 относительно осей 1 — 1 и 2 — 2 колес с помощью прямоугольного треугольника GFH найдем скорость v (фиг. 1 и 2)

V = GH = ((= Р+ РН)/sin (45 — 5,), где FP=coi у tg ф, РН=р»(г+а )сов 45 .

После соответствующих преобразований с учетом выражения (5) получим

V U" + 1 (U + 1)

v: ю + (6) (U — 1) а. U (U+ 1)

Из формулы 6 видно, что при перемещении точки К контакта вдоль линии 7 зацепления скорость v изменяется по параболическому закону.

Уравнение продольной линии 10 зуба (фиг.

3 и 4), например шестерни, удобно выразить в цилиндрических координатах (х, r>, q>), где

r, = ф у +A = / (х tg5 +А ) =

Из треугольника МКВ (фиг. 1), выразив

cos б через передаточное число и, получим

x=S.ñ0s5, =— (7)

y/ è - -1- 1 где S — текущее расстояние от контактной точки К до межосевого перпендикуляра 3 по линии 7 зацепления.

С учетом формулы 7 формула 6 имеет вид:

dS d71 U+1

dt Н а,„(U — 1) gU +1

Проинтегрировав по S и выразив S через х, получим угловой параметр

y, = (U — 1) arctg — ) + q „(8)

/ х U+1

, а U где рр — произвольный постоянный угол.

По формуле (8) рассчитаны углы q» для текущих точек 12ь 13>, i/i, 15>, 16>, 17 (фиг.

3 и 4), через которые проведена продольная линия 10 зуба гиперболоида 8, для передачи со следующими характеристиками зацепления: угол скрещивания осей X=90, кратчайшее межосевое расстояние а„.=100 мм, передаточное число и=о /а — — 2. При расчете приняты расстояния х торцового сечения Т вЂ” Т гиперболоида 8 до ее горлового сечения равными соответственно 12,5; 25; 37; 5; 50; 62,5;

75 мм. На линии зацепления 7 соответствующие точки обозначены через 12р, 13р, 14р, 15р, 16р, 17р (фиг. 3 и 4).

Аналогичным образом построена продольная линия 11 зуба гиперболоида 9 (фиг. 3).

На фиг. 5, плоскость чертежа которого перпендикулярна оси 1 — 1 гиперболоида 8, построено сечение поверхностей зубьев торцовой плоскостью Т вЂ” Т в момент касания продольных линий 10 и 11 зубьев в точке К. Кривые сечения поверхностей зубьев обозначены позициями 18 и 19. Уравнения поверхностей зубьев не приводятся.

Как видно из фпг. 2 и 5, общая нормаль и — и к кривым сечения поверхностей зубьев

18 и 19 в точке К касания ортогональна радиусам-векторам г и г.

Следовательно, в описываемой зубчатой паре отсутствуют радиальные составляющие усилия, что повышает изгибную жесткость и к. п. д. передачи.

Описываемая зубчатая передача может быть изготовлена, например, с помощью резцов, режущие кромки которых очерчены дугами окружностей радиусов 1«> 4 (фнг. 2). При этом резцы перемещают вдоль линии 7 зацепления удовлетворяющей условиям (3) со скоростью v (6) и ориентируют таким образом, чтобы общая нормаль и — и. в точке К касания режущих кромок профилей зубьев 5 и 6 составляла с плоскостью Q угол ф (5).

Применение передачи наиболее целесообразно при консольном расположении колес, например при глобоидном варианте исполнения главной передачи автомобиля.

Формула изобретения

Зубчатая передача со скрещивающимися под прямым углом осями колес и точечным контактом зубьев, отличающаяся тем, что, с целью повышения изгибной жесткости и к.п.д. передачи путем устранения радиальных усилий в зубчатой паре, рабочие поверхности зубьев в сечении плоскостями, расположенными под углами 45 к осям колес, выполнены в виде дуг окружностей, продольная линия зуба каждого колеса выполнена в виде кривой, текущий радиус и полярный угол которой выбраны по зависимостям

/ ю а г= . + р = (U — 1 arctg I

/У+1 х

U а ) а общая нормаль к поверхностям зубьев в точке их касания составляет с плоскостью, 533778 параллельной осям колес, угол, определяемый по зависимости где х — расстояние от торцовой плоскости, в которой лежит текущая точка линии зуба, до межосевого перпендикуляра; и — передаточное число, равное отношению чисел зубьев парного и рассматриваемого колес; а„— кратчайшее межосевое расстояние передачи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1, Авт. св. № 109113, кл. F 16Н 1/06, 1956.

533778

Составитель А, Матвеев

Техред 3. Тараненко

Корректор Л. Денискина

Редактор Н. Суханова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3099/15 Изд. № 1842 Тираж 1134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Зубчатая передача со скрещивающимися под прямым углом осями колес Зубчатая передача со скрещивающимися под прямым углом осями колес Зубчатая передача со скрещивающимися под прямым углом осями колес Зубчатая передача со скрещивающимися под прямым углом осями колес Зубчатая передача со скрещивающимися под прямым углом осями колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх