Устройство для смазки зубчатых колес передач

 

t ) 54 8

ОПИСАНИЕ (ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.75 (21) 2097594/28 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 30.01.77. Бюллетень № 4

Дата опубликования описания 30.03.77 (51) M. Кл з F 16Н 57/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.831(088.8) (72) Авторы изобретения

М. С. Тривайло и П, М. Тривайло (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ

ЗУБЧАТЪ|Х КОЛЕС ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к смазке зубчатых колес передач.

Известно устройство для смазки, содержащее погруженную в масляную ванну вспомо- 5 гательную шестерню, входящую в зацепление с одной из смазываемых шестерен и установленную на оси, закрепленной в расточке корпуса.

Известно устройство для смазки зубчатых колес, содержащее погруженную в масляную ванну и установленную на регулируемом кронштейне вспомогательную шестерню, входящую в зацепление с одним из зубчатых колес. 15

Это устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Однако у таких устройств недостаточная смазка рабочей стороны зубьев смазываемого колеса.

Это связано с тем, что вспомогательная шестерня всегда является ведомой и приводится в движение «нерабочей» стороной смазываемого колеса. )д

Целью изобретения является улучшение смазки зубчатых колес, Это достигается тем, что вспомогательная шестерня выполнена в виде подпружиненного в осевом направлении соосного набора че- 30 редующихся зубчатых дисков, имеющих при равном модуле отличающееся на единицу число зубьев, толщина которых уменьшена по де IHTåëьной окружности.

На фиг. 1 изображена вспомогательная шестерня в зацеплении со смазываемым колесом; на фиг. 2 — сечение по А — А на фиг. 1.

Устройство для смазки зубчатых колес передач содержит вспомогательную шестерню 1, выполненную из соосного набора чередующихся зубчатых дисков 2 и 3, которые свободно установлены на неподвижной оси 4 и подпружинены в осевом направлении тарельчатой пружиной 5, закрепленной на оси при помощи установочного кольца 6.

Зубчатые диски 2 и 3 вспомогательной шестерни 1 при равном модуле имеют разное число зубьев, отличающееся между собой на единицу.

Диски 2 и 3 входят в зацепление со смазываемым колесом 7. При этом толщина зубьев

S дисков выполнена меньше ширины впадин

S колеса 7 по делительной окружности на величину 6, образуя боковой зазор, соизмеримый с модулем зацепления. Диски 2 и 3, образующие вспомогательную шестерню, окунаются в масляную ванну 8.

Устройство работает следующим образом.

При вращении смазываемого колеса 7 приходит в движение вспомогательная шестерня

544802

А -А у елыюю

В

Составитель Е. Чернявская

Техред И. Карандашова

Корректор Л. Галахова

Редактор Г. Кузык и на

Изд. ¹ 193

Тира>к 159

Заказ 337/13

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

1. Она своими дисками 2 н 3 захватывает смазку из масляной ванны 8 и передает на зубья смазываемого колеса 7.

Увеличенные размеры впадин мехкду зубьями дисков 2, 3 вспомогательной шсстерни обеспечивает лучший захват смазки из масляной ванны 8 и более интенсивную ее подачу на зубья смазываемого колеса 7.

Диски 2 и 3, имея разное число зубьев, вращаются с разной угловой скоростью со1 и из .

При этом диски с меньшим числом зубьев вращаются быстрее. Они контактируют через слой масла с «нерабочей» стороной «а» зубьев колеса 7 и за счет возникающих на торцах сил трения увлекают в движение диски с большим числом зубьев, прижимая их через слой смазки к «рабочей» стороне «с» зубьев смазываемого колеса и интенсивно смазывая эти поверхности. При этом излишки смазки, если они имеются, легко демпфируются (выдавливаются) благодаря изменению зазора

«6» между зубьями соответствующих дисков вспомогательной шестерни и смазываемого колеса 7. Это происходит потому, что между дисками 2 и 3 из-за небольшой разности в числе зубьев постоянно возникает незначительное скольжение, которое с одной стороны позволяет поддерживать двухсторонний «безлюфтовый» контакт в зубчатом зацеплении, с другой стороны позволяет дискам проварачиваться друг относительно друга в пределах увеличенного бокового зазора, если в зацеплении появились излишки смазки. Это придает эластичность работе вспомогательной шестерне, улучшает смазку, уменьшает потери на выдавливание. Наоборот, с уменьшением поо дачи смазки при больших скоростях вращения, вспомогательная шестерня, обеспечивая двусторонний беззазорный контакт с зубьями смазываемого колеса, переносит смазку на поверхность трения.

10 Описанное устройство простое по конструкции и в изготовлении. Вспомогательная шестерня не чувствительна к износу. Она может быть легко набрана из одинаковых дисков для колес разной ширины, а также использо13 вана для твердой смазки. В последнем случае зубчатые диски выполняются из смазочного материала, например фторопласта.

Формула изобретения

Устройство для смазки зубчатых колес передач, содержащее масляную ванну и погруженную в нее вспомогательную шестерню, входящую в зацепление с одним из смазывае25 мых зубчатых колес, отличающееся тем, что, с целью улучшения смазки, вспомогательная шестерня выполнена в виде подпружиненного в осевом направлении соосного наоора чередующихся зубчатых дисков, имею30 щих прн равном модуле, отличающееся на единицу число зубьев, толщина которых уменьшена по делительной окружности.

Устройство для смазки зубчатых колес передач Устройство для смазки зубчатых колес передач 

 

Похожие патенты:

Редуктор // 411257

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Отдушина // 2112174

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Редуктор // 2124660

Изобретение относится к системам смазки, в частности к гибридной системе смазки с автономной откачкой масла для применения в агрегате трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению, в частности к закрытой быстроходной цепной передаче с роликовыми и зубчатыми цепями

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к устройствам системы смазки и гидроуправления трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх