Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки перебач транспортного средства

 

(11) 551205

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВКДЕТЕДЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.03.75 (21) 2117548/11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.03.77. Бюллетень № 11 (45) Дата опубликования описания 10.05.77 (51) M Кл. В 60 К 41 00

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113- 85. .2 (088. 8) (72) Автор изобретения

Д. В. Брейгин (71) ЗаЯвитЕль Московский трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. А. Лихачева (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1 2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки передач транспортного средства.

Известно устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащее источник создания давления рабочей жидкости, соединенный с ним распределитель, силовые цилиндры включения фрикционных элементов, один из которых непосредственно соединен с распределителем, и клапан регулирования плавности переключения передач, имеющий корпус с отверстием, в котором подвижно установлены взаимодействующие подпружиненные поршни, между которыми расположена полость, связанная с одним из силовых цилиндров через дроссель, при этом полость в корпусе клапана перед торцом одного из поршней соединена с тем же силовым цилиндром, а в корпусе клапана выполнен канал, соединяющий этот силовой цилиндр со сливом. Однако известные устройства не обеспечивают достаточную плавность переключения передач, так как не устраняют разрыва силового потока при переключении.

Цель изобретения — повышение плавности переключения передач.

Это достигается тем, что в корпус к.i,"лана выполнены соединенные с его отверстием дсполжтельные параллельные каналы, один из которых связан с источником создания давления рабочей жидкости параллельно распределителю, другой — со вторым силовым цилиндром, а третий — co сливом, на поршне клапана выполнена наружная канавка, 1ð ширина которой больше расстояния между соседними дополнительными каналами и меньше расстояния между крайними дополнительными каналами.

На фиг. 1 показана схема устройства в положении, соответствующем началу подачи рабочей жид1н кости в силовой цилиндр включаемых фрикционных элементов; на фиг. 2 — то же, в положении, соответствующем начальной стадии прижатия включаемых фрикционных элементов; на фиг. 3 — то же, в положении, соответствующем полному включеор нию фрикционных элементов; на фиг. 4 — вариант выполнения клапана регулирования плавности переключения передач.

Устройство содержит источник создания давления рабочей жидкости, выполненный, например, в виде насоса 1, сообщенный с ним трубопроводом 2

551205

20 ди

Устройство работает следующим образом.

До установки распределителя 3 в положение, показанное на фиг. 1, полость между торцом 25 и крышкой 22, а также силовой цилиндр 4, соединены через распределитель 3 со сливом 42. Поэтому 55 из — за отсутствия давления жидкости на торец 25 и из — за воздействия пружины 32, поршни 15 и 16 занимают крайнее левое положение, показанное на фиг. 1, т.е. они взаимно поджаты и торцом 25 поршень 15 прижимается к крышке 22, 60 распределитель 3, два силовых цилиндра 4 и 5 включения фрикционных элементов 6 и 7, Поршни 8 и 9 силовых цилиндров поджаты пружинами 10 и 11. В данном случае фрикционные элементы 6 являются включаемыми, элементы 7 выключаемыми.

Устройство содержит также клапан 12 регулирования плавности переключения передач, имеющий корпус 13 с отверстием 14, в котором установлены два подпружиненных подвижных поршня 15 и 16.

Упор 17 одного поршня может прижиматься к другому поршню. Поршни образуют между своими торцами 18 и 19 полость 20, сообщенную с силовым цилиндром 4 через дроссель 21. По обеим сторонам корпуса клапана отверстие 14 закрыто

15 крышками 22 и 23. Полость 24 в корпусе клапана, расположенная перед торцом 25 поршня 15, сообщена каналом 26 и трубопроводом 27 с распределителем 3, а каналом 28 и трубопроводом 29 — с силовым цилиндром 4, что обеспечивает связь этого цилиндра с распределителем. В корпусе клапана выполнен также канал 30, соединяющий цилиндр 4 со сливом 31 при передвижении поршня 15 в сторону поршня 16.

Упругое поджатие поршней 15 и 16 по направле25 нию к крышке 22 обеспечено тем, что торец 18 больше противоположного ему торца 25, а также тем, что на поршень 16 со стороны, противоположной торцу 19, действует усилие пружины 32, которое может суммироваться с усилием, создаваемым

Зо управляющим давлением жидкости, поступающей в отверстие 14 через канал 33.

Упругое поджатие поршней 15 и 16, вместо разности величины торцов 18 и 25, может быть обеспечено также дополнительной пружиной сжатия 34

35 (см. фиг. 4), опирающейся на оба поршня. В этом случае нет необходимости выполнять торцы 18 и 25 разными но величине.

Корпус 13 клапана снабжен соединенными с его отверстием 14 каналами, один из которых (канал 35) сообщен с источником 1 создания давления

40 рабочей жидкости трубопроводом 36, параллельно распределителю 3, другой канал 37 — трубопроводом 38 со вторым силовым цилиндром 5 включения фрикционных элементов 7, и третий канал 39—

45 со сливом 40. Поршень 16 клапана снабжен наружной канавкой 41, ширина которой больше расстояния между двумя соседними каналами, но меньше расстояния между крайними каналами, Распредетпггель 3 также сое нен со сливом 42.

При установке распределителя 3 в положение, показанное на фиг. 1, при котором канал слива 42 распределителя перекрыт, рабочая жидкость начинает поступать из насоса 1 через распределитель 3 по трубопроводам 29, 27 и каналам 28, 26 в силовой цилиндр 4, отжимая пружину 10 и выбирая зазоры между включаемыми фрикционными элементами 6.

При этом начинает возрастать усилие на торец 25 поршня 15, уравновешиваемое вначале усилием предварительного сжатия пружины 32, действующим на примыкающий к нему поршень 16, а также управляющим давлением жидкости, поступающей по каналу 33. Благодаря этому оба поршня 15 и16 в начале подачи рабочей жидкости в силовой цилиндр 4 включаемых фрикционных элементов 6 продолжают находиться в крайнем положении. Рабочая жидкость поступает в силовой цилиндр 5 по трубопроводам 36, 38 и каналам 35, 37.

Фрикционные элементы 7 на этой стадии включения продолжают находиться во включенном положении.

Этим устраняется разрыв силового потока.

Когда давление рабочей жидкости достигает величины, соответствующей началу взаимного прижатия фрикционных элементов 6 (см. фиг, 2), усилие, действующее на торец 25 поршня 15 начинает превосходить усилие, действующее на поршень 16, благодаря чему оба поршня, сохраняя взаимный контакт, сдвигаются в положение, показанное на фиг. 2. В результате смещения наружной канавки 41 доступ рабочей жидкости в силовой цилиндр 5 прекращается, открывается его связь со сливом 40, и выключаются фрикционные элементы 7.

Одновременно, в результате смещения поршня 15, жидкость, поступающая в цилиндр 4, начинает частично перетекать через канал 30 в слив 31, чем замедляется темп возрастания усилия на фрикционные элементы 6, что также повышает плавность их включения.

В течение этого процесса жидкость через дроссель 21 поступает в полость 20 (из-за дросселирования она вначале не оказывает воздействии на взаимное положение поршней 15 и 16) . По достижении заданного давления в этой полости поршень 16 отходит от.поршня 15 и упирается в крышку 23, после чего давление в полости 20, возраставшее при отходе элемента постепенно, начинает возрастать резко, что, в свою очередь, вызывает такое же возрастание давления в цилиндре 4 и усилия на фрикционные элементы 6.

Вследствие того, что величина торцовой поверхности 18 больше величины торцовой поверхности 25 поршень 15 совершает движение, обратное движению поршня 16, и возвращается в исходное положение (см. фиг. 3). Вследствие прекращения связи каналов 26, 28 со сливом 31, давление в цилиндре 4 возрастает до величины, соответствующей номинальной силе взаимного прижатия фрикционных элементов 6.

551205

В варианте, показанном на фиг. 4, величины поверхностей торцов 18 и 25 одинаковы; отход поршня 15 осуществляется усилием пружины 34, Плавность включения фрикционных элементов 6 по задаваемой зависимости изменения усилия их взаимного прижатия по времени обеспечивается, в первую очередь, соответствующим подбором пружины 32 и закона изменения управляющего давления жидкости, подводи мой через канал 33. Она обеспечивается также соответствующим подбором соотношения величин торцовых поверхностей поршня 15, величины хода поршня 16, параметров пружины 34 и расположения каналов.

Формула изобретения

Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащее источник создания давления рабочей жидкости соединенный с ним распределитель, силовые цилиндры включения фрикционных элементов, один из которых непосредственно соединен с распределителем, и клапан регулирования плавности переключения передач, имеющий корпус с отверстием, в котором подвижно установлены взаимодействующие подг пружиненные поршни, между которыми расположена полость, связанная с одним из силовых тдлиндров через дроссель, при этом полость в корпусе клапана перед торцом одного из поршней соединена с тем же силовым цилиндром, а в корпусе клапана, выполнен канал, соединяющий этот силовой цилиндр со сливом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения плавности переключения передач, в корпусе клапана выполнены соединенные с его отверстием дополнительные параллельные каналы, один из которых связан с источником создания давления рабочей жидкости параллельно распределителю, другой — со вторым силовым цилиндром, а третий — со сливом, на поршне клапана выполнена наружная канавка, ширина которой больше расстояния между соседними дополнительными каналами и меньше расстояния между крайними дополнительными каналами.

Составитель В, Аравии

Техред Г. Родак

Редактор Н. Козлова

Корректор C. щекмар

Заказ 68/9

Тираж 962 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки перебач транспортного средства Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки перебач транспортного средства Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки перебач транспортного средства Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки перебач транспортного средства Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки перебач транспортного средства Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки перебач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх