Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства

 

О П И С- -А - Í "И Е (ii) 526536

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.07.73 (21) 1938558/11

Х (51) М Кл. х В 60К 41/00 с присоединением заявки М

Государственный комитет

Совета Министров СССР ла делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 30.08,76. Бюллетень Хе 32

Дата опубликования описания 08.10.76 (53) УДК 629.113-585-52 (088.8) (72) Автор изобретения (71) Заявитель

1О. С. Шурлапов

Московский трижды ордена Ленина и ордена

- Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. А. Лихачева (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОН НЫМИ ЗЛЕМЕНТАМИ

СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам автоматического управления фрикционными элементами ступенчатых коробок передач.

Известны устройства для автоматического управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащие клапан переключения фрикционных элементов, сообщающий их гидравлические силовые цилиндры по нескольким программам с источником рабочей жидкости и со сливом, датчик скорости машины и датчик нагрузки двигателя, имеющий подпружиненный золотник, перекрывающий канал подачи рабочей жидкости к клапану переключения передач по сигналу давления в этом канале, сообщенном с полостью перед торцом золотника, обращенным в противоположную от пружины сторону, и упор пружины, связанный кинематически с педалью подачи топлива к двигателю, а также золотниковый селектор, управляющий датчиком нагрузки двигателя.

Недостатком известных устройств является то, что они не обеспечивают получение оптимальной программы переключения на экономичном режиме во всем рабочем диапазоне двигателя.

Цель изобретения — получение оптимальной программы переключения на экономическом режиме во всем рабочем диапазоне двигателя.

С этой целью устройство снабжено дополнительным датчиком скорости с характеристикой, отличной от характеристики основного датчика, а также золотниковым селектором подк,ax IeHHa обоих датчикoa клапану перек»почения передач, жестко связанного с золотником селектора, управляющим датчиком нагрузки двигателя.

Для упрощения получения разных характе10 ристик датчиков скорости они могут быть выполнены в виде трубок Пито, отстоящих на разных радиусах от оси вращения фрикционных элементов.

На чертеже представлена гидравлическая

15 схема предлагаемого устройства.

Оно содержит клапан 1 переключения фрикционных элементов 2, сообщающий их гидравлические силовые цилиндры по задан20 ной программе посредством каналов 3 и 4 с источником 5 подачи рабочей жидкости и со сливом б, основной датчик 7 скорости, выполненный в виде трубки Пито и расположенный на радиусе r по отношению к оси 8 вра25 щения фрикционных элементов 2, однотипный с ним дополнительный датчик 9 скорости, расположенный на радиусе Р по отношению к оси 8 (причем Р)г), а также датчик 10 нагрузки двигателя. Для распределения пода30 чи сигналов давления от датчиков 7, 9 и 10

526536

3 к клапану 1 переключения фрикционных элементов служит двухпозиционный селектор 11.

Клапан 1 переключения фрикционпого элемента 2 содержит золотник 12 с раздел»тельными поясками 13, 14 и 15, заключенный в корпусе 16, поршень 17, находящийся во взаимодействии с»лунжером 18, имеющим мс»ьшую рабочую поверхность 19, чем рабочая поверхность 20 поршня 17, а также поршень 21, расположснпып с противоположной Ilo отношению к поршню 17 стороны золотника 12.

В корпусс 16 выполнены входное отверстие

22, сообщающееся каналом 23 с источником

5 подачи рабочей жидкости, выходные отверстия 24 и 25, сооб;цающиеся с силовыми ц»л»ндрами фрикцпонного элемента 2 B завис»мости от положения разделительного пояска

13, выходные отверстия 26 и 27 со сливом 6, а также отверстие 28 в области плу»жсра 18 и отверстие 29 в области поршня 17, пр»чем отверстия 28 и 29 взаимно сообщаются каналом 30. По торцам корпуса 16 имеются отверстие 31 подвода давления от дат шка 10 нагрузки двигателя и отверстие 32 подвода сигнала давлсп»я датчика 7 или 9.

Датчик 10 нагрузки двигателя содержит золотник 33 с дроссслирующсй кромкой 34, поджпмаемый пружиной 35, упирающейся в упор

36, связанный к»нсматической цепью 37 с псдалью подачи топлива к двигателю, плунжер

38, примыкающий к торцу 39 золотника 33 и расположенный на противоположно" по отношешцо к пружине 35 стороне золотника 33, причем рабочие поверхности торца 39 aîëîòника 33 и плунжсра 38 неодинаковы (в данном случае рабочая площадь плунжера меньше, чем золотника). Указанные составные части датчика заключены в корпусе 40, содержащем полость 41 под торцом 39 золотника, полость 42 плунжера 38, впускное отверстие

43, сообщающсеся каналом 44 с источником

5 подачи рабочей жидкости, выпускное отверстие 45, отверстия 46 и 47 и окна 48.

Датчик 7 состоит из желоба 49 и рабочего элемента 50 с выходным отверстием 51, а датчик 9 состоит из желоба 52 и рабочего элемента 53 с выходным отверстием 54. Келоба обоих датчиков через жиклеры 55 и 56 и общий канал 57 сообщаются с источником

5 подачи рабочей жидкости.

Селектор 11 снабжен золотником 58, корпусом 59 и элементом ручного управления 60.

Золотник 58 имеет отсекающие кромки 61, 62, 63 и 64 и лыски 65 и 66. В корпусе 59 выполнены впускное отверстие 67, сообщающееся каналами 68 и 69 с выпускным отверстием

45 датчика 10 нагрузки двигателя и через канал 70 с полостью 71 плунжера 18, и выходные отверстия 72 и 73, причем отверстие 72 каналом 74 сообщается с отверстием 46, а отверстие 73 каналом 75 — с отверстием 47.

Кроме этого, в корпусе селектора выполнены впускныс отверстия 76 и 77, сообщаемые золотником 58 с выпускным отверстием 78.

Отверстие 76 каналом 79 сообщается с выпускным отверстием 51 рабочего элемента датчика 7, а отверстие 77 каналом 80 — с аналогичным отверстием 54 датчика 9. Выпускное отверстие 78 каналом 81 сообщается через отверстие 32 с полостью 82 клапана 1 переключен»я передач. В корпусе 59 селектора 11

»мс ются также окна 83, связанные со сливом.

Ул ройство работает следующим образом.

11р» движении транспортного средства в легких условиях золотник 58 селектора 11 ступе»cif находится в положении, показанном сплошными линиями. В этом случае отверстие 45 выходного давления датчика 10 нагрузки двигателя каналом 68 сообщается с

15»lió êíü.ì отверстием 67 селектора и далее ка»ялом 74 с полостью 41 перед рабочим торцом 39 золотника 33 датчика 10 нагрузки дви. атсля, причем упомянутое выходное давлен»с датчика нагрузки двигателя через канал

20 70 подается к отверстию 31 полости 71 перед плунжером 18. Одновременно давление из выпускного отверстия 54 рабочего элемента дат ика 9 каналом 80 сообщается с впускным отверстием 77 селектора 11 и далее каналом

25 81 через отвсрстие 32 с полостью 82 клапана

1 переключения передач. ! абота клапана 1 переключения передач происходит следующим образом.

i1р» превышении усилия со стороны одного

30»з датчиков, например датчика скорости, золотник 12 i лапана перек iiiove»»sr nepega» iiaч»»аст перемещаться в сторону действия болгяпсй силы, при этом давление от источника 5 подачи рабочей жидкости через кла35 »ап переключения передач попадает в рабочую полость соответствующего фрикциона, производя включение той или иной передачи (на чертеже показано положение золотника

12 при включенной повышающей передаче).

При движении транспортного средства в тяжелых условиях золотник 58 селектора ступеней находится в положении, показанном на чертеже штрихпунктирными линиями. При этом полость 41 выходного давления датчика

10 нагрузки двигателя каналом 68 сообщается с впускным отверстием 67 селектора 11 и далее каналом 75 через отверстие 47 с полостью 42 перед плунжером 38, имеющим

50 меньшую рабочую поверхность, чем золотник

33 датчика 10 нагрузки двигателя, причем упомянутое выходное давление датчика 10 нагрузки двигателя так же, как и в предыдущем случае, подводится через вышеуказанные

55 каналы и отверстия к плунжерно-поршневой группе клапана 1 переключения передач. Одновременно давление из выпускного отверстия рабочего элемента 50 датчика 7, расположенного на меньшем радиусе, чем датчик 9, кана60 лом 79 сообщастся с впускным отверстием 76 селектора 11 и далее каналом 81 через отверст»е 32 с полостью 82 воздействия сигнала давления датчика скорости 7 на поршень 21 клапана переключения передач. Работа кла65 пана 1 переключения передач происходит в

526536 данном случае так же, как и в ранее рассмотренном случае.

Как видно из описания работы золотник 58 селектора 11 одновременно выполняет роль и золотникового селектора попеременного под- 5

K I I0 ч 0? I 1 I SI Q 2 T I H I 0 в 7 ?I 9 IC I<1 а TI 2 H y 1 ключсния передач.

Таким образом, в предлагаемом устройстве представляется возможность путем соответствующего подбора рабочих площадей золот- 10 ника 33 и плунжера 38 датчика 10 нагрузки двигателя, а также соотношения радиусов расположения обоих датчиков 7 и 9 получить оптимальную програм ?у переключения передач на экономическом режиме во всем рабо- 15 чем диапазоне двигателя.

Формула изобретения

1. Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащее клапан переключения фрикционных элементов, сообщающий их гидравлические 25 силовые цилиндры по нескольким программам с источником подачи рабочей жидкости и со сливом, датчик скорости движения транспортного средства и датчик нагрузки двигате IH, и.; сю:нии подпружиненный золотник, перекр IBBIOIJJ IIII канал подачи р lбoчей ж1?дкости к клапану переключения передач по сигналу давления в этом канале, сообщенном с полостью перед торцом упомянутого золотника, обращенным в противоположную от пружины сторону, и упор пружины, связанный

«инематически с педалью подачи топлива к впгателю, а также зОлОтникОВОи селекTîð, управляющий датчиком нагрузки двигателя, отличающееся тем, что, с целью получения оптимальной программы переключения передач на экономическом режиме во всем рабочем диапазоне двигателя, оно снабжено дополнительным датчиком скорости с характеристикой, отличной от характеристики основного датчика, 2 также золотниковым селектором попеременного подключения обоих д21 чиков к ?клапану переключения передач, жестко связанного с 30лОтникОм селектора, управляющим датчиком нагрузки двигателя.

2. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что, с целью упрощения получения разных характеристик датчиков скорости, они выполнены в виде трубок Пито, отстоящих на разных радиусах от вращения фрикционных элементов.

526536

Составитель С. Макаров

Техред Е. Подурушина

Редактор Т. Горячева

Корректор Т. Гревцова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2054/16 Изд. ¹ 1621 Тираж 901 Подписное

ЦНИИПИ Государственного когяптста Совета Министров СССР по дслаги изобретений и открытий

113035, Москва, )I(-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх