Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханич ской передачи транспортного средства

 

Союз Советскии

Соцмалмстимескии

Республик (1 1) (55б963 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.01.75 (21) 2099515/11 (51) М. Кл.е

В бО К 41/ОО с присоединением заявки №вЂ”

Государственный квинтет

Саветв Министров СССР па делам ивабретений и аткрытий

{23) Приоритет

1 (43) Опубликовано 050577 БтоллЕтень № 17 (53) «УДК

629.113-585.2 (088.8) (46) Дата опубликования описания 09.09.77 (72) Автор, изобретения

В. Я. Корейво

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени автомобепеьиый завог. (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ МУФТАМИ

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления фрикционными муфтами гидромеханической передачи транспортного средства.

Известны устройства управления фрикционными муфтами гидромеханической передачи транспортного средства, содержащие регулирующий клапан и гидроаккумулятор, выполняющий функцию реле времени и определяющий время работы регупирующего клапана (11. 10

Недостатком известных устройств является слабое следящее действие за процессом заполнения цилиндров фрикционных муфт и конструктивная сложность. Слабое следящее действие объясняется тем, что начало регулирования давления опреде- 15 ляется не моментом окончания заполнения цилиндра фрикциона, а работой гидроаккумулятора (реле времени). Это приводит к жесткому включению тех ступеней в передаче, применительно к которым механизм не отрегулирован.

Известно также устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической передачи транспортного средства, содержащее связанные магистралями с цилиндрами фрикционных муфт, и насосом рабочего давления избиратель передач, 5 редукционный клапан и механизм плавного включения муфты, имеющий корпус с торцовой крышкой, подвижный элемент с дроссельным отверстием, расположенный в корпусе и делящий его на полости, сообщаемые с дроссельным отверстием, и упругий элемент, размещенный в одной из полостей, «

Цель изобретения — улучшение следящего действия механизма плавного включения муфты за процессом заполнения цилиндров фрикционных муфт.

Для достижения этой цели торцовая крышка снабжена штоком, выступающим внутрь корпуса соосно дроссельному отверстию и имеющим участок с конической поверхностью, а полость механизма плавного включения, в которой размещен упругий элемент, непосредственно соединена с избирателем передач, при этом другая полость соединена с магистралью, связывающей насос рабочего давления с редукционным клапаном.

На чертеже изображена схема устройства управления фрикционными муфтами гидромеханической передачи транспортного средства.

Устройство управления фрикционными муфтами содержит насос 1, редукционный клапан 2, меха556963

60 низм плавного включения фрикционных муфт 3, избиратель передач 4 с золотниками 5 и 6. Редукцнонный клапан содержит корпус 7, золотник 8, плунжер 9, пружину 10. В корпусе 11 механизма плавного включения фрикционных муфт расположен поршень 12, пружина 13. К корпусу 11 крепится крьипка со штоком 15. Последний содержит коническую поверхность 16, поясок 17, коническую поверхность 18. Поршень 12 механизма образует с корпусом 11 и крышкой 14 две полости 19 и

20, которые сообщаются дроссельным отверстием 21, образованным пояском 22 поршня 12 и конической поверхностью 16 штока 15. Поршень 12 уплотняется ло наружному диаметру кольцом 23.

Полость 19 механизма плавного включения сообщена каналом 24 с магистралью 25, соединяющей насос 1 с редукМионным клапаном 2. Полость 20, в которой расположена пружина 13,непосредственно сообщена отверстием 26 и каналом 27 с избирателем передач 4. Избиратель передач соединен каналом 28 с цилиндром 29 фрикционной муфты 30, а каналами 31, 32, 33 — с цилиндрами фрикционных муфт соответственно первой, третьей передачи и заднего хода. Канал 33 включения фрикцнонной муфты заднего хода соединен каналом 34 с полостью 35 редукционного клапана 2.

Устройство работает следующим образом.

При перемещении золотника 5 нейтрального положения в положение, показанное на чертеже, жидкость из канала 27 поступает по каналу 28 в цилиндр 29 фрикционной муфты 30 второй лередачи. Давление жидкости в полости 20 механизма при этом понижается, и поршень 12 под действием давления жидкости в полости 19, поступающей от насоса 1 по каналам 24 и 25, перемещается вправо, вытесняя жидкость из полости 20, через отверстие 26 и по каналам 27 и 28 в цилиндр 29 фрикционной муфты 30 второй передачи. Объем полости 20 выбирается такой величины, чтобы находящейся в ней жидкости и жидкости, поступившей через дроссельное отверстие 21, было достаточно для заполнения каналов включения 27 и 28 и цилиндра муфты с наименьшим объемом. При этом поясок 22 поршня 12 перемещается до пояска 17 на штоке 15. Заполнение цилиндров муфт с большим объемом происходит при крайнем правом положении поршня 12. Поясок 22 поршня 12 находится при этом справа от пояска 17 штока против конической поверхности 18, что позволяет увеличить проходное сечение дроссельного отверстия 21 и ускорить заполнение цилиндров муфт с большим объемом.

Давление в полости 19 и поток жидкости, поступающей в канал 27, удерживают поршень 12 в правом положении до тех пор, пока полностью не заполнится цилиндр фрикционной муфты. В этом проявляется следящее действие механизма плавного включения за процессом залолнения цилиндра фрикционной муфты.

19

После заполнения цилиндра муфты жидкостью, давление в полости 20 механизма возрастает, и поршень 12 возвращается в исходное положение (влево) . Жидкость из полости 19 в полость 20 перетекает при этом через дроссельное отверстие 21 под действием перепада давления, создаваемого пружиной 13, так как при перемещении поршня 12 влево усилие пружины 13 уменьшается и, следовательно, снижается перепад давления между полостями 19 и

20, то при постоянном давлении в полости .19 происходит постепенное увеличение давления в полости 20. Это обуславливает постепенное повышение.давления в цилиндре 29 фрикционной муфты и плавное ее включение. Также осуществляется процесс регулирования давления механизмом плавного включения при подаче жидкости в канал 31 включения фрикционной муфты первой передачи или в канал 32 третьей передачи.

При включении передачи заднего хода канал 27 сообщается золотником 6. с каналом 33 включения заднего хода и каналом 34, по которому жидкость подводится в полость 35 редукционного клапана.

Это обеспечивает не только постепенное увеличение давления жидкости в канале 33 включения передачи заднего хода, но и плавное увеличение давления в магистрали 25 и полости 19.. Так как при включении передачи заднего хода давление в полости 19 увеличивается, то зто приводит к более высокой скорости увеличения давления в полости 20 механизма и цилиндра фрикционной муфты заднего хода, Время регулирования давления механизмом плавного включения практически остается одинаковым на передачах переднего хода лри пониженном уровне и на передаче заднего хода при повышенном уровне давления в системе управления. Это объясняется тем, что как при пониженном, так и при повышенном уровне давления в канале 25 поршень 12 механизма перемещается в исходное положение после заполнения цилиндра муфты пружиной 13, которая создает при одном и том же положении поршня 12 одинаковый перепад давления между полостями 19 и 20 при различном уровне давления в полости 19.

Установка штока 15 с конической поверхностью 16 позволяет также максимально увеличить проходное сечение дроссельного отверстия 21 по окончании регулирования давления, по дает возможность скомпенсировать возможные утечки жидкости из магистрали включения без значительного падения давления в цилиндр фрикционной муфты.

Формула изобретения

Устройство управления фрикционными муфтами гндромеханической передачи транспортного средства, содержащее связанные магистралями с цилиндрами фрикционных муфт и насосом рабочего давления избиратель передач, редукционный клапан и механизм плавного включения муфты, имеюший э56963

Составитель В. Аравии

Техрсд A. Демьянова

Корректор А Жолтани

Редактор В. Другова

Тираж 893 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 1065/45

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. 11роектная, 4 корпус с торцовой крышкой, подвижный элемент с дроссельным отверстием, расположенный в корпусе и делящий его на полости, сообщаемые с дроссельным отверстием, и упругий элемент, размещенный в одной иэ полостей, о тли чаю ще е с я тем, что, с целью улучшения следящего действия механизма плавного включения муфты за процессом заполнения цилиндров фри кционных муфт, торцовая крышка снабжена штоком, выступающим внутрь корпуса соосно дроссельному отверстию и имеющим участок с конической поверхностью, а полость механизма плавного включения, в которой размещен упругий элемент, непосредственно соединена с избирателем передач, при этом другая полость соединена с магистралью, связывающей насос рабочего давления с редукционным клапаном.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Журнал ФРГ AT Z, N 9, 1970 г., с. 314.

Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханич ской передачи транспортного средства Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханич ской передачи транспортного средства Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханич ской передачи транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх