Тренажер водителей транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<п1 558293

Сове Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.07.75 (21) 2151152/24 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет

Опубликовано 15.05.77. Бюллетень ¹ 18

Дата опубликования описания 13.07.77 (51) М. Кл.з G 09В 9/04

Государственный комитет

Совета Министоов СССР (53) УДК 615.471(088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

H. И. Бороденко и Д. Э. Белявский (71) Заявитель Конструкторско-технологическое бюро Центрального комитета ДОфАфЖ "-, Украинской ССР

- ° » тГ 1 (54) ТРЕНАЖЕР ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к тренажерам для обучения водителей управлению транспортными средствами, а конкретно к тренажерам, в которых действия обучаемых оцениваются путем сопоставления действительных параметров движения с соответствующими параметрами, имитируемыми на пультах учащихся.

Известны тренажеры, в которых визуальная обстановка имитируется по заданной программе, например по учебному кинофильму, а оценка действий обучаемых осуществляется путем сопоставления действительных и имитируемых параметров. Такие тренажеры часто оснащены различными устройствами для коррекции действий обучаемых.

Один из известных тренажеров водителей транспортного средства содержит блок представления учебной информации, датчики имитируемых параметров и блок сигнализации

f1). В указанном тренажере при неправильных или несвоевременных действиях учащегося, перед ним за кигается сигнальная лампочка. Однако, в таких тренажерах осуществляется только сигнализация об ошибке, с помощью которой эффективная коррекция действий обучаемых невозможна, что снижает точность обучения.

Другой известный тренажер водителей транспортного средства, содержащий блок представления учебной информации, датчики имитируемых параметров и блок сигнализации, также имеет ограниченную точность обучения (2).

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является тренажер во1О дителей транспортного средства, содержащий пульты учащихся, блок представления учебной информации, датчики имитируемых параметров, подключенные к первым входам блоков сравнения, выходы которых соединены с пер15 выми входами коммутатора пультов учащихся, корректирующий олок и громкоговорители (3). В этом тренажере на пультах учащихся оборудован корректирующий блок, содержащий панель, на которой при правильных дейоО ствиях включена зеленая лампочка, а при ошибке учащегося подсвечивается световой транспарант с указанием действий, необходимых для исправления ошибки учащегося. Визуальная и звуковая информация об обстановд ке в этом тренажере имитируется с помощью кинофильма, на ленте которого закодирована информация о правильных действиях, которая в тренажере раскодируется и сравнивается с действиями обучаемых, 558293

Недостатком указанного тренажера является то, что внимание учащегося в процессе обучения отвлекается на считывание надписей со световых транспарантов. Кроме того, корректирующая информация представлена в виде надписей, в то время, как при реальном движении подобной информации водитель транспортного средства не получает.

Целью изобретения является повышение точности обучения.

Это достигается тем, что предлагаемый тренажер содержит дешифратор и блок разрешения коррекции, первые входы которо го соединены с выходами коммутатора пультов учащихся, второй вход — с выходом блока представления учебной информации, а выходы — с громкоговорителями, выход блока представления учебной информации через дешифратор соединен со вторыми входами блоков сравнения, выходы корректирующего блока подключены ко вторым входам коммутатора пультов учащихся.

На чертеже представлена структурная схема тренажера.

Тренажер содержит пульты учащихся 1, органы управления которых соединены с датчиками имитируемых параметров 2 и 3 (соответственно, скорости и угла поворота), блок представления учебной информации 4, например кинопроектор со звуковоспроизводящей аппаратурой, блок разрешения коррекции 5, дешифратор 6, блоки сравнения 7 и 8, коммутатор пультов учащихся 9, корректирующий блок 10 и громкоговорители 11, причем выходы блоков сравнения 7 и 8 соединены с первыми входами коммутатора пультов учащихся 9, вторые входы которого подключены к выходам корректирующего блока 10, а выходы — к первым входам блока разрешения коррекции 5, второй вход которого соединен с выходом блока представления учебной информации 4, а выходы— с громкоговорителями 11, датчики имитируемых параметров 2 и 3 подключены к первым входам блоков сравнения 7 и 8 соответственно, выход блока представления учебной информации 4 через дешифратор соединен со вторыми входами блоков сравнения 7 и 8.

Корректирующий блок 10 выполнен в виде многодорожечного считывающего блока с носителя информации.

В описываемом тренажере, в котором контролируемыми параметрами является скорость и угол поворота транспортного средства, носитель информации содержит следующие корректирующие команды: «Увеличить скорость», «Уменьшить скорость», «Левее», «Правее».

Каждая из этих команд записана на отдельной дорожке носителя информации.

В общем случае число дорожек, на которых записаны корректирующие команды, должно быть равно числу контролируемых параметров, по которым возможна однозначная ошибка (например, при контроле за нажатием педали тормоза) и удвоенному числу контролируемых параметров, по которым возможны от10

Зз

Gi) клонения в сторону превышения или в сторону уменьшения величины параметра (например, при контроле скорости или угла поворота).

Запись команд на носитель информации целесообразно производить со сдвигом по времени, а продолжительность команд и интервалы между ними должны подбираться так, чтобы команды, связанные с коррекцией скорости, воспроизводились в момент интервалов между командами, связанными с коррекцией угла поворота, и наоборот.

Коммутатор пультов учащихся 9 содержит релейные узлы, обеспечивающие возможность подключения громкоговорителей 11 каждого из пультов учащихся 1 к любому из информационных каналов корректирующего блока 10.

Входы коммутатора пультов учащихся 9 соединены с выходами олоков сравнения 7 и 8.

При работе тренажера учащийся получает информацию о необходимых действиях в виде команд дикторского текста и изображения дорожной обстановки на киноэкране. B соответствии с этой информацией обучаемый перемещает органы управления пульта 1, имитируя управление транспортным средством с заданными параметрами движения. При этом напряжение, пропорциональное имитируемой скорости, снимается датчиком скорости 2 и подается на один из входов блока сравнения 7 скорости, а напряжение, пропорциональное имитируемому углу поворота, снимается датчиком 3 и подается на первый вход блока сравнения 8 угла поворота.

С дешифратора 6 на другие входы блоков сравнения 7 и 8 подается напряжение, пропорциональное действительным значениям скорости и угла поворота. Одновременно с началом демонстрации учебного кинофильма включается корректирующий блок 10, выдающий корректирующие команды.

При несовпадении действительных и имитируемых параметров движения, в соответствующем блоке сравнения 7 или 8 вырабатывается разностное напряжение, которое вызывает срабатывание коммутатора пультов учащихся

9, который включает громкоговоритель 11, и учащийся слышит корректирующую команду—

«подсказку», указывающую действия, необходимые для исправления ошибки. Так как данная корректирующая команда записана по всей длине дорожки носителя информации, она будет периодически повторяться до момента исправления ошибки.

Если учащийся допускает одновременно ошибки по нескольким контролируемым параметрам, срабатывают несколько каналов коммутатора пультов учащихся 9 и на громкоговоритель 11 данного пульта учащегося 1 подается несколько команд, соответствующих допущенным ошибкам. Так как корректирующие команды записаны со сдвигом, учащийся будет слышать повторяющуюся серию команд.

Например, при недостаточно резком правом повороте и превышении скорости, такая серия

558293

Составитель А. Карлов

Текред М, Семенов

Корректор Н. Аук

Подписное

1>едактср Н. Каменская

Заказ 1164/8

Тираж 560

Изд. М 431

Типографии, пр. Сапунова, 2 команд будет содержать команды: «Уменьшить скорость, правее>..

В связи с тем, что в учебном кинофильме дикторский текст имеет такое же информационное значение, как и изображение, в тренажере на время звучания команд дикторского текста срабатывает блок разрешения коррекции 5, отключающий на это время громкоговоритель 11 от коммутатора пультов учащихся 9.

Таким образом считывание корректирующих команд в тренажере будет прерываться на время звучания дикторского текста, что ооеспечит восприятие обучаемым всех необходимых команд.

Возможны другие варианты выполнения узлов !1редлагаемого тренажера.

Корректирующий блок 10 может быть конструктивно ооъединен с блоком представления учебной информации 4, путем нанесения корректирующих команд и учебной информации на обший носитель информации.

Носитель информации корректирующего блока 10 может быть однодорожечным с одним считывающим каналом. При этом команды могут разделяться методом временной селекции.

Использование в предлагаемом тренажере звуковой коррекции действий обучаемых выгодно отличает его от известных тренажеров, позволяя приблизить условия обучения на тренажере к условиям обучения на реальном учебном автомобиле, при которых учащийся воспринимает дорожную обстановку при помощи зрения, а команды инструктора — при помощи слуха. Устройство позволяет повысить качество обучения водителей на тренажерах.

Формула изобретения

Тренажер водителей транспортного средства, содержащий пу1ьты учащихся, блок представления учебной информации, датчики имитируемых параметров, подключенные к пер1О вым входам блоков сравнения, выходы которых соединены с первыми входами коммутатора пультов учащихся, корректирующий блок и громкоговорители, отличающийся тем, что, с целью повышения точности обучения, он

16 содержит дешифратор и блок разрешения коррекции, первые входы которого соединены с выходами коммутатора пультов учащихся, второй вход — с выходом блока представления учебной информации, а выходы — с громкоговорителями, выход блока представления учебной информации через дешифратор соединен со вторыми входами блоков сравнения, выходы корректирующего блока подключены ко вторым входам коммутатора пультов учащихся.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент Швейцарии Хе 456212, кл. 42п

6/09, опубл. 1969 г.

36 2. Патент СШЛ . 3537191, кл. 35 — 11, опубл. 1973 г.

3. Патент СШЛ No 3523374, кл. 35 — 11, опубл. 1973 г. (прототип).

Тренажер водителей транспортного средства Тренажер водителей транспортного средства Тренажер водителей транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх