Фрикционная муфта

 

О Fl И.А:- -А H -Й-М

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскнх

Соцналнстнмескнх

Республик (1) 567871 (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлю.:.,о07.10.7 > (21) l2178347I27

2 (51) М. Кл.

F 16 Т) 25/063 с присоединением эаявки №вЂ”

Гооударствеккый комктет

6овото Мкнкстрио G{ {,{{ оо делом кзооретенкй

{{ открытой (23) Приоритет (43) ОпубликоваиоО5.08.77.Бюллетень №29 (46) Дата опубликования описания, 19,09.77 (53) УДК 621 2". 54 (088. 8) А. Н, Нарбут, В. Ф. Шапко и E. В. Ильинский (72) Авторы иэ обретения р оскот ский автомобильно-дорожный институт и ясесоюзщ, {{

"oHc K»pcKo-экспериментальный институт автобусос оения (7Ц аявители (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к дорожному и тракторному машиностроению.

Известна функциональная муфта для передачи вращения посредством пакета фрик- 5 ционных дисков { 1j

Однако у этой муфты величина передаваемого момента ттостояпидИзвестна фрикционная муфта содержащая ведущую и ведомую полумуфты, взаимодей- 10 ствующие через фрикционные диски, сжимаемые поршнем, выполненным заодно с нажимным диском (21

Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и И достигаемому результату.

Целью изобретения является снижение динамических нагрузок.

Для достижения этой цели фрикционная 20 муфта снабжена эксцентрично расположенным в поршне дроссельным клапаном подэ пружиненным в сторону -поворота, и золотником, взаимодействующим с фрикционным диском с помощью эксцентрикового выступа., у

На фиг. 1 показана фрикционная муфта с дроссельным клапаном ю общий Вид{ на фиг. 2 - Вид по стрелке A на фиг. 1 и разрез

Б-Б во включенном почожении муфты; на фиг. 3 — вид по стрелке А на фиг, 1 и разрез Б-Б в выключенном положени муфты, Дроссельный клапан установлен в поршне 1, выполненном заодно с нажимным диском, и имеет поворотный золотник 2 с эксцентрпковым выступом 3, дросселирующим отверстием 4 и пружиной 5. Крышка 6 клапана прикреплена к поршню винтами 7. При сжатых дисках фрикциоиной муфты в процессе ее{ включения жидкость может выходить из бустерной полости 8 фрикциопной муфты через осевое 9 и радиальное 4 отверстия золотника, паз 10 в поршне и отверстие 1 1 в корпусе 1 2 фрикппонной муфты. фрикционная муфта с дроссельным клапаном в корпусе 12 работает следующим образом.

При включенной фрикцизнной муфте поворотный золотник 2 под.действием пружины 5 прижат торцовой поверхностью к крышке 6 и занимает положение, изображенное на фиг. 3. В этом положении радиальное отверстие 4 золотника смещено относительно лаза 10 поршня, благодаря чему обеспечивается герметизация бустерной попости 8.

Если производится переключение высшей передачи на низшую (автоматическое или принудительное) при вращающихся валах, то перед включением фрикционной муф ты низшей передачи ее ведушие диски враl0 шаются медленнее ведомьпь, Кроме того, предварительно выключается фрикционная муфта высшей передачи.

При подводе жидкости извне в бустериую полость 8 фрикционной муфты низшей

15 передачи поршень 1 начинает перемещаться влево. Как только начинается сжатие ! дисков, золотник 2 под действием силы трения на торце эксцентрикового выступа

3, упирающегося в ведомый диск, поворачивается вокруг своей оси, преодолевая усилие;,ружины 5 и обеспечивая сообщение бустериой полости 8 фрикционной муфты со сливом .через отверстия 4 и 9, паэ

10, отверстие 11 (см. фиг. 2). Дросселирование жидкости отверстием 4 золотника препятствует росту давления в бустерной

:полости 8. Скорость врашения ведуших дисков быстро возрастает. Работа буксования нич40 тожно мала, так как соответствует малому давлению в бустерной полости.

Как только скорость врашения ведуших дисков хотя бы незначительно превысит скорость вращения < ведомых дисков, направление действия силы трения на;торце эксцентрикового выступа 3 изменится на противоположное. Золотник 2 повернется снова ь положение, изображенное на фиг, 3 отверстие 4 перекроется, и возрастаю 0 шее давление жидкости в бустерной полости

8 обеспечит включение фрикционной муфты.

Если переключение цроизводится с высЙей передачи на низшую при неврашаюшихса ввлах (под нагрузкой или.беэ нагрузки), тогда динамических нагрузок н работы буксования нэт, хотя дроссельный клапан в этом случае не срабатывает.

Если низшая передача включается после длительного движения накатом, то дроссельный клапан срабатывает, обесп чивая плавное включение, так как скорость врашения у ведущих дисков до включения была меньше, чем у ведомых, а нри включении низшей передачи она быстро" увеличивается из-за увеличения подачи топлива в двигатель.

Таким обрезом в гредлагаемой фрикционной муфте с дроссельным клапаном обеспечивается автоматический выбор оптимальной величины нейтрали, благодаря чему при переключениях с высшей передачи на низшую исключается формирование значительных динамических нагрузок и работы буксования. B результате увеличивается надежность и долговечность как фрикционной муфты, так и всей трансмиссии, а также улучшается плавность движения при переключениях передач.

Формула изобретения

Фрикционная муфта, содержашая ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, сжимаемые поршнем, выполненным заодно с нажимным диском, отличающаяся тем, что, с целью снижения динамических нагрузок она снабжена эксцентрично расположенным в поршне дроссельным клапаном, подпружиненным в сторону поворота, н золотником, взаимодействуюшим с фрикцнонным диском.

Источники информйцни, принятые во вни мание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство И 195337. кл Ф 16 В 13/54, 1963.

2. Патент США ¹ 2849889 кл. 74472, 1951.

5@7871

Составитель И.,Яцу нов

Редактор Н. Вирко Техред М. Левицкая Корректор М. Демчнк

Заказ 2714/25 Тираж 1154 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскви наб., д. 4/5

Филиал Г1ПП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх