Фрикционная муфта

 

О П И С А Н ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (6!) Ло«ол««тель«пе к авт. свн,т-ву (22) Заявлено 02.10.75 (21)2177639/25-2 с пр«свели«ением эаявки № (23) Приоритет(43) О«убликова«о 25.12.77. Бюллетень МИ7 (45) Лата опубликования о«исания 23.12.77

) М. Кл.

Г 16 Т) 25/063

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК62 1. R25. . 54 (ORR. R) (72) Авторы изобретения

Э. П. Вь|борнов, B. Ф i Бялоцкий, Н. Д. Мазалов, О. И. Гируцкий, В. B. Баранов и B. И. Панченко

11ентральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) 3а я витель (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к ман иностроению и, может быть использовано в коробках передач транспортных машин для переклн5чения ступеней без разрыва потока мощности в трансмиссии.

В гидромеханических коробках передач транспортных машин для переключения ступеней без разрыва потока мощности в трасмиссии широкое применение нашли фрикционные муфты с вращающимся корпусом, в котором расположен поршень для сжатия фрикционных дисков, образующ«й совместно с корпусом полость для рабочей жидкости.

Однако такие муфты трудно выключать, поскольку врашаюшаяся совместно с корпусом и поршнем жидкость, находящаяся в полости между ними, оказывает пентробежное давление на поршень, препятствуя его отводу от дисков.

Известна фрикдионная муфта, содержащая >О ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие через пакет фрикпионных дисков, сжимаемъix поршнем, в центральном отверстии которого размещен подпружиненный по оси дополнительный поршень, образую2 дий с основным поршнем и корпусом полость для рабочей жидкости, сливаемой через канал, выполненный в корпусе и снабженный краном, установленным на периферии корпуса для слива рабочей жидкости из указанной полости при выключении муфты.

Так как при выключении фрикиионной муфты полость между поршнями корпусом опорожняется полностью, исключается скапливание в ней осадков, выпадающих из жидкости при врашении муфты. Эта фрикиионная муфта выключается постепенно, чем устраняется разрыв потока мощности в трансмиссии при переключении ступеней в короб ке . передач.

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сушности и достигаемому результату.

Недостатком указанной фрикционной муф ты является отсутствие средств, обеспечивающих плавное ее включение.

Для повышения плавности включения фрик дионной муфты дополнительный поршень фрик иионной муфты связан с краном и имеет

5P5q41 з 4 дроссеп ное отверстие, перекрываемое при сжатии ф1 икционных дисков.

Такое выполнение фрикционной муфты повышает плавность ее включения зя счет постененного нарастания давления в ее полости при перемешении дополнительного поршня, 11а чертеже изображена предлагаемая фрикционная муфта.

Г)нв содержит ведушую полумуфту 1 и ведомую полумуфту 2, взяимодействуюшие ° 0 через пакет фрикционных дисков 3, сжимаемых поршнем 4, являк имся основным. Этот поршень нагружен пружинами 5 для возврате его в исходное положение при выключении муфты. В центральном отверстии поршня 4 разл ешен пополнительнъiA поршень 6, под-, пружиненнь À по оси при помощи пружины 7.

Пружины 5 и 7 упираются во фланец 8, соединенный с полюшью резьбы с ведушей нолумуфтой 1. Основной поршень 4 и допол- 20 нительный поршень 6 расположены внутри корпуса 9, образуя с нил полость 10 для рабочей жидкости, подаваемой в нее через канал 11, выполненный в корпусе 9, и канал в валу, ня которол он закрепл н. 25

Для слива рабочей жидкости из полости

10 в корпусе 9 вь полнен канал 12, снабженш.iA краном 13, запираюшим его non включении муфты. !1апротив пробки этого крана имеется дроссельное отверстие 14. 30

С краном 13 посредством е> о хвостовика

15 и кривошипа 16 связан дополнительный поршень 6. Этв связь осушествленя с помо шью в лступа 17 на торце поршня 6, на котором имеется канавка под кривошипом 35

16..

В стороне от кривошипв 16 (в выступе

17) выполнены вырезы для прохода рабочей жидкости, Дополнительный поршень 6 имеет дроссельное отверстие 18 для подачи рабочей жидкости из полости 10 в камеру 19, образог: иную между поршнем 6 и фланцем 8.

Кальдера 19 через дроссельное отверстие

20 сообшена со сливол . Для перекрытия 4> дроссельного отверстия 18 при сжатии фрикционных дисков 3 на фланце 3 (напротив этого отверстия) имеется упор 21.

При включении фрикционной муфты рабочая жидкость под давлением подается в 50 полость 10. Одновременно рабочая жидкость через дроссельное отверстие 18 заполняет камеру 19.

Пружины 5 имеют сравнительно > ебольшое усилие, лоэг ому вначале перемешается поршень 4, а дополнительный поршень 6 остается нв месте. Поршень 4 подходит к фрикционным дискам 3 и прижимает их к опорному диску> после чего давление жид кости в полости 10 поднимается по величины, и и которой начинается перемешение вправо дополнительного поршня 6. 11ри этом вследствие трения сжатых фрикционных дисков 3 муфта начинает передавать крутяший момент, Поршень 6, надавливая на жидкость, заключенную в камере 19, вытесняет ее на слив. Жидкость вытесняется через дроссельное отверстие 20, поэтому, поршень перемешается постепенно.

Во время перемешения поршня 6 . жидкость, поступаюшая в, полость 10, сливается из него наружу через по-прежнему открытое дроссельное отверстие 1 4 и далее через канал 12 и кран 1 3. В результате в силовом цилиндре устанавливается давление жидкости, меньше номинального, что обеспечивает постепенное уравнение скоростей вращения фрикционных дисков 3 муфты.

В конце своего хода дополнительный поршень 6, поворачивая через хвостовик 15 кран 13, запирает слив жидкости иэ полсн ти 10 через канал 12, я затем доходит до упора 21 на фланце 8. Упор 21 прикрывает дроссельное отверстие 18 в поршне 6, при этом слив жидкости из полости 10 окончательно прекрашается, а давление в цел поднил ается до номинальной величины, обеспе чивая надежное залгыкание фрнкционных дисков.

При выключении фрикционной муфты, когда ее полость 10 сообшается со сливом через канал 11, дополнительный поршень 6, перемешаясь под действием пружины 7 вле во, поворачивает кран 13, открывая слив жидкости иэ полости 10 через отверстие

14. При этом при отходе поршня 6 от упора 21 открывается отверстие 18, и жидкость через него из полости 10 перетекает также в кран 13, уравновешивая центробежное давление жидкости на поршень 6 и облегчая его воэврашение в г сходное положение.

После слива жидкости из полости 1Î поршень 4 под действием пружин 5 возврагцвется в исходное положение, и муфта выключается.

Таким образом, описанная s.îíñòðóênèn фрикционной муфты позволяет повысить плав ность ее включения, что снизит динамические нагрузки на трансмиссии транспортной машины, в которой она устанавливается, и повысит комфортабельность езды в машине ° яассажиров, Формула изобретения

Фрикционнвя муфта, сод ржашая ведушую г ведомую полул уфты, взаимодействуквпне

5Я!<34 1

Составит з .ь I1, 1«улов

Редактор Т. Шагова Техред Н. Лн дрейчук Корректор С, Патрушева

Заказ 5025/31 Трраж 1154 Подписное

HHHHIl H Государственного комитета,овета Минист<<ов СС(р по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 через пакет фрнкпионш,<х дисков, сжимаемых поршнем, в пентральном отверстии которого размешен подпружиненш,<й до оси дополнительный поршень, образукхний с основным поршнем и корпусом полость r..<ÿ рабочей жидкосги, подаваемой через канал, выполненшнй в корпусе и снабженнь<й краном, и т л и ч в<о ш а я с я тем, что, с пенью повышения плавности вклк1чения, Лополнительнь<й по<ьшень связан с краном и имеет дроссельное отверстие, перекрываемое при сжатии фрикдионнь<х дисков.

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх