Устройство для поочередного включения приводов

 

(п) 590524

Союз Советскил

Соииалистическик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.08.76 (21) 2394186/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.78. Бюллетень ¹ 4 (45) Дата опубликования описания 21,02.78 (51) М. Кл. F 16D 11/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Авторы изобретения В. М. Макусинский, В. И. Якимов, С. О. Баль и В. В. Новикович (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПООЧЕРЕДНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ

ПРИВОДОВ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах с поочередным включением ведущих или ведомых приводов.

Известно устройство для поочередного соединения ведомого вала с двумя ведущими зубчатыми колесами фрикционными дисковыми муфтами, соосно расположенными на концах ведомого вала, и включаемые втулкой, подвижно установленной на ведомом валу между муфтами. Каждая муфта снабжена поворотными рычагами, включающими муфту при их повороте. Для соединения ведомого вала с одним из ведущих зубчатых колес к соответствующей муфте в осевом направлении перемещают подвижную втулку, которая своей торцовой конусной частью поворачивает рычаги, сжимающие диски этой муфты и включает ее, соединяя ведущее колесо с ведомым валом (1).

Недостатком устройства являются значительные усилия, возникающие при перемещении подвижной втулки, поочередно включающей фрикционные муфты.

Известно и другое устройство для поочередного включения приводов, содержащее диафрагму с шлицевым отверстием, установленную внутри ведомого барабана, и два ведущих шлицевых вала, соосно расположенных внутри барабана, поочередно входящих в зацепление с диафрагмой при перемещении одного из них в осевом направлении (2).

Недостаток этого устройства заключается в том, что силы трения, возникающие при осевом перемещении шлицевого вала в отверстии диафрагмы, в случае нагружения ведомого барабана моментом затрудняют переключение приводов.

Целью изобретения является снижение уси10 лий и повышение надежности при переключении приводов.

Это достигается тем, что связь ведомого барабана с ведущими валами выполнена в виде сосдинения установленной внутри барабана

15 поворотной втулки, с закрепленными на ней валиками, связанной обоймами с цапфами, расположенными на валиках, с ведущими валами двумя парами рычагов, Ось вращения поворотной втулки перпендикулярна к оси

20 вращения барабана, а валики, закрепленные на ней, расположены под углом друг к другу в плоскости, перпендикулярной к оси втулки.

На фиг. 1 изображено устройство с одним включенным приводом; на фиг. 2 — то же, с

25 включенным вторым приводом; на фиг. 3— разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез по Б — Б на фиг. 1.

Устройство состоит из ведомого барабана 1, с установленной внутри него на оси 2 поворот30 ной втулкой 3, двух соосных с барабаном 1

590524 ведущих валов 4 и 5, соединенных парами рычагов 6 и 7 и обоймами 8, имеющими Uàïôû 9, с валиками 10, закрепленными на втулке 3, и тяги управления 11, связывающей втулку 3 с валом 4. Ось вращения втулки 3 перпендикулярна к оси вращения барабана 1. Валики 10, закрепленные на втулке 3, расположены под углом друг к другу в плоскости, перпендикулярной к оси втулки 3. Вал 4 выполнен подвижным в осевом направлении и соединен с тягой 11 поворотной втулкой 12, установленной неподвижно в осевом направлении на вале 4.

Устройство работает следующим образом.

При включенном первом приводе ось валика 10, связывающего втулку 3 парой рычагов

6 и 7 с ведущим валом 4, установлена по оси вращения барабана 1 и, в случае вращения вала 4 обойма 8 проворачивается на валике

10. Ось валика 10, связывающего втулку 3 с ведущим валом 5, не совпадает с осью барабана 1 и при вращении вала 5 вращается барабан 1.

Для переключения приводов вал 4 перемещают в осевом направлении. При перемещении вала 4 тягой 11 поворачивается втулка 3 с валиками 10 в положение, при котором ось валика 10, связанного с ведущим валом 5, устанавливается по оси барабана 1, а ось валика 10, связанного с ведущим валом 4, находится под углом к ней. В этом положении включен второй привод от вала 5, а первый, от вала 4, отключен.

15 ю

4

Конечные перемещения вала 4 фиксируются известным способом.

В связи с тем, что устройство не содержит высоко нагруженные соединения, вызывающие трение скольжения, снижаются усилия и повышается надежность переключения приводов в эксплуатации.

Формула изобретения

Устройство для поочередного включения приводов, содержащее расположенные соосно ведомый элемент и два ведущих вала, входящих поочередно во взаимодействие с ведомым элементом, отличающееся тем, что, с целью снижения усилия переключения приводов и повышения надежности, оно снабжено установленной на ведомом элементе поворотной втулкой, ось вращения которой перпендикулярна к его оси вращения, и закрепленными на ней под углом друг к другу в плоскости, перпендикулярной к оси втулки, валиками с расположенными на них обоймами, имеющими цапфы, при этом ведущие валы снабжены двумя парами рычагов, связывающих их с цапфами, а один из них подвижен в осевом направлении и снабжен тягой, соединяющей его с поворотной втулкой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Поляков В. С. и Барабаш И, Д. Муфты.

«Машиностроение», Л., с. 176 — 177, рис, 126.

2. «Самолет ТУ-144». Руководство по эксплуатации, Книга 3, часть 1, 1975, с. 165 — 171.

590524

Рив. 3

70

Рив. Ф

Составитель С. Баль

Техред А. Камышникова Корректор Л. Котова

Редактор Л, Чепайкина

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3194/14 Изд. № 184 Тираж 1154

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для поочередного включения приводов Устройство для поочередного включения приводов Устройство для поочередного включения приводов Устройство для поочередного включения приводов 

 

Наверх