Муфта сцепления компенсирующая

 

нц 609003

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.05.76 (21) 2363398/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.05.78. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 05.05.78 (51) М. Кл.2 Г 16D 11/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.825.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

E. Я. Кузин (71) Заявитель (54) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ КОМПЕНСИРУЮЩАЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения и разъединения валов машин и механизмов в условиях повышенных перекосов и смещений валов, при постоянном вращении одного из валов.

Известны муфты спепления, содержащие две полумуфты с торцовыми кулачками, входящими с зацепление один с другим (1).

Недостатками этих муфт является то, что они требуют строгой соосности валов.

Известны также муфты сцепления конпенсирующие, содержащие ведомую и ведущую полумуфты, подпружиненные соединительные элементы и управляющее устройство (21.

Эти муфты являются наиболее близкими к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.

Однако они имеют большие осевые габариты, и одна из полумуфт при включении перемещается относительно вала, что приводит к быстрому износу обоих. Кроме того, в этих муфтах отсутствует синхронизация вращения полумуфт, что приводит к ударам и шуму прп включении.

Целью изобретения является увеличенис срока службы и повышение плавности работы муфты.

Это достигается тем, что управляющее устройство выполнено в виде кулачковой втулки, установленной с возможностью осевого перемещения и взаимодействующей с соеди5 нительными элементами, выполненными в виде чередующихся фрикционных и cTQIIopHblx ползунов, при этом одна из полумуфт имеет выемки для размещения ползунов и выступов кулачковой втулки, а другая ус10 тановлена концентрично ей и снабжена продольными пазами на наружной поверхности, взаимодействующими со стопорными ползунами. Кроме того, стопорные и фрнкционные ползуны имеют на торцах срезы, 15 контактирующие со срезами, выполненными на кулачковой втулке, причем на фрикционных ползунах угол между плоскостью среза и образующей наружной поверхности шлицевой втулки меньше, чем на стопорных.

20 На фиг, 1 изображена муфта сцепления компенсирующая, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, продольный разрез; на фиг.

3 показана кулачковая втулка; на фиг. 4— стопорные и фрикционные ползуны в нало25 женном виде.

Муфта сцепления компенсирующая состоит из полумуфты 1 и полумуфты 2, укрепленных на соответствующих концах валов ведущего 3 и ведомого 4 механизмов нли машин, 609003

Полумуфта 1 прсдставляет собой втулку, на наружной цилиндрической поверхности которой снммстри IHo расположены продольные пазы 5, состоящие из угловых 6 и параллельных 7 граней, форма этих пазов может быть различной.

Полумуфта 2, выполненная в виде ступицы

8 с фланцем 9 и круговым торцовым выступом 10, охватывающим шлицевую втулку 1 с зазором 11, имеет на этом выступе радиальные выемки 12, в которых симметрично размещены подвижно подпружиненные стопорные 13 и фрикционные 14 ползуны, па концах последних закреплены фрикционные элементы 15, форма которых обратна форме наружной поверхности шлицевой втулки 1, а стопорные ползуны 13 имеют на концах заостренную форму 16, обратную форме пазов 5 на шлицевой втулке 1. Кроме того, стопорные 13 и фрикционные 14 ползуны имеют на торцах срезы 17, 18, причем на фрикционных ползунах 14 угол между плоскостью среза и образующей наружной поверхности шлицевой втулки меньше, чем на стопорных 13 для того, чтобы фрикционные ползуны быстрее стопорных вошли в сцепление с шлицевой втулкой. В те же радиальные выемки 12 полумуфты 2 со стороны ее ступицы 8 входят до упора со срезами 17 и 18 стопорных 13 и фрикционных 14 ползунов кулачки 19 и 20 кулачковой втулки 21, подвижно установленной на ступице 8 полумуфты 2. Торцовые кулачки 19 и 20 кулачковой втулки 21 имеют на концах срезы, контактирующие со срезами

17 и 18 стопорных 13 и фрикционных 14 полз унов.

Муфта сцепления компенсирующая работает следующим образом.

Для отключения муфты кулачковая втулка посторонним исполнительным механизмом переводится в крайнее левое положение, вплотную к фланцу полумуфты. Кулачки втулки входят внутрь полумуфты и отжимают срезами стопорные и фрикционные ползуны от шлицевой втулки, стопорные ползуны выходят из ее пазов, а фрикционные ползуны отходят от ее наружной поверхности. Тем самым освобождается шлицевая втулка и, следовательно, вал механизма или машины.

Для включения муфты сцепления выключают действие постороннего исполнительного механизма на кулачковую втулку. Тогда стопорные и фрикционные ползуны силой своих пружин отжимают срезами кулачки и входят

I0

50 в сцепление с пазами на полумуфте. Сначала в сцепление с полумуфтой входят фрикционные ползуны с фрикционными элементамп на конце и приводят во вращение полумуфту. 3атем, при проворачивании муфты фрикционными ползунами стопорные ползуны входят в пазы шлицевой втулки. Сила поджима стопорных и фрикционных ползунов регулируется силой сжатия и количеством пружин, которыми они подпружинены.

Таким образом, валы механизмов или машин соединены жестко, а длина прямых параллельных граней пазов полумуфты и длина стопорных ползунов и их подвижность, а также величина зазора между полумуфтами дают возможность компенсации значительных перекосов и смещений валов. Включать и выключать муфту можно и при постоянном вращении одного из валов, например вала электродвигателя.

Формула изобретения

1. Муфта сцепления компенсирующая, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, подпружиненные соединительные элементы и управляющее устройство, отличающаяся тем, что, с целью увеличения срока службы и повышения плавности работы муфты, управляющее устройство выполнено в виде кулачковой втулки, установленной с возможностью осевого перемещения и взаимодействующей с соединительными элементами, выполненными в виде чередующихся фрикционных и стопорных ползунов, при этом одна из полумуфт имеет выемки для размещения ползунов и выступов кулачковой втулки, а другая установлена концентрично ей и снабжена продольными пазами на наружной поверхности, взаимодействующими со стопорными ползунами.

2. Муфта по п. 1, отлич ающа яся тем, что стопорные и фрикционные ползуны имеют на торцах срезы, контактирующие со срезами, выполненными на кулачковой втулке, причем на фрикционных ползунах угол между плоскостью среза и образующей наружной поверхности шлицевой втулки меньше, чем на стопорных.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Поляков В. С. и Барбаш И. Д. Муфты

«Машиностроение», Л., 1973, с. 139, рис. 104.

2. Авторское свидетельство СССР Хо 479905, кл. F 16D 11/04, 1975.

600003

fit

15 фиг. 1

10 5 9 фиг,.у а 1

Фиг.1

Ф "г. Z

Изд. № 429 Тираж 1198 Подписное

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ 685/15

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель Ю. Абалтусов

Редактор Т. Морозова Техред А. Камышникова Корректор Т. Добровольская

Муфта сцепления компенсирующая Муфта сцепления компенсирующая Муфта сцепления компенсирующая 

 

Наверх