Устройство для поворота башен танков и бронемашин

 

№ 66772

Класс 72g, З0

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

M. А. Набутовский и И. А. Набутовский

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТА БАШЕН ТАНКОВ

И БРОНЕМАШИН

Заявлено 14 февраля 1943 г. за Ха 320816

В применяемых поворотных механизмах башен танков, снабженных моторным и ручным приводами, последние осуществлены с помощью общего планетарного устройства и отдельных червячных передач, т. е. с помощью двух отдельных кинематических цепей, идущих одна от венца башни к мотору, другая ст венца к ручному приводу. Такая конструкция

-требует значительного количества сложных деталей, занимает большие габариты и имеет низкий к.п.д., вследствие чего требует приложения больших усилий для вращения башни, в особенности при кренах (наклонах) танка.

В отличие OT известных, предлагаемый поворотный механизм имеет только одну кинематическчю цепь, через котору.о осуществляется вращение башни как от ручного, так и от моторного приводов.

Это достигается применением сцепной муфты, управляемой центробежной силой грузов, вращаемых совместно с валом электромотора, и производящей сцепление ведущего валика с валом мотора или с одним из элементов ручного привода. Ручной привод может осущестьляться с двумя скоростями, что достигается переключением шестерен в механизме ру шого привода.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема устройства; на фпг. 2— о конструктивное оформление устройства, частично в разрезе; на фиг. в —разрез устройства по линии А-A ца фиг. 2.

На неподвижной части танка монтируется зубчатый венец 1, обкатываясь по которому шестерня 2 поворачивает оашню. Шестерня 2 сидит на конце валика 3, несущего на другом конце червячное колесо 4, приводимое во вращение червяком 5 через шестерни 6 и 7. Через ось шестерни 7 проходит подвижной в осевом направлении шлицевой валик 8.

Механизм ручного привода заключает в себе маховпчок 9, внутри которого монтированы зубчатый венец 10, сцепленный с шестерней 11, соединенной с концом лицевого валика 8 и сцепленной через паразитную шестерню (не показанную на чертеже) с шестерней 12. Венец 10 свободно монтирован относительно корпуса маховичка 9, а шестерня

12 — свободно относительно его ступицы, поворотной около неподвижной цапфы 18. Посредством пружинного фиксатора 14 ручки 22 корпус маховичка может быть соединен либо с венцом 10, либо с шестерней 12, № 66772 что осуществляется поворотом фиксатора на 180 относительно своей оси, при котором зуб 15 фиксатора, выходя из зацепления с венцом, сцепляется с шестерней 12. Этим переключением достигается изменение передаточного числа от маховичка к шестерне 7 и получение второй скорости ручного привода.

Механизм моторного привода заключает электромотор 1б, на валу которого жестко закреплен диск 17 муфты, несущий на себе поворотные рычажки 18 с грузами 19. Рычажки взаимодействуют своими концами со вторым диском 20 муфты, жестко закрепленным на валике 8 и отжимаемым от диска 17 пружиной 21. При включении электромотора его вал начинает вращаться и рычажки 18 под действием центробежных сил, действующих на грузы 19, повернутся и передвинут диск 20 вправо. При этом валик 8 выходит из зацепления с шестерней 11, после чего происходит соединение дисков 17 и 20 муфты и мотор начинает передавать вращение на шестерню 7 и далее на шестерню 2, поворачиваемую баши:о.

При отключении мотора диски 17 и 20 под действием пружины 21 расцепляются и валик 8 снова соединяется с шестерней с1, подготовляя механизм для ручного привода башни.

Предмет изобретения

l. Устройство для поворота башни танков и бронемашин, заключающее в себе привод от руки и от электромотора, о тл и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью автоматического выключения и включения ручного привода при включении и выключении электромотора, ведущая шестерня привода насажена скользящей посадкой на переставной вдоль своей оси ведущий валик, несущий на сдном своем конце переставной вместе с ним элемент муфты сцепления с ручным приводом, а на другом — переставной вместе с ним элемент муфты сцепления с электромотором, управляемой центробежной силой грузов, монтированных на валу электромотора.

2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что грузы расположены на двуплечих рычагах, взаимодействующих своими свободными плечами с переставным против давления пружины элементом муфты, укрепленным на конце валика, обращенном в сторону электромотора.

3. Устройство iso .пп. 1 — 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что для возможности поворота башни от руки на двух различных скоростях ручной привод составлен из насаженной на вали к ведомой шестерни, ведущсго колеса внутреннего зацепления и ведущего же колеса внешнего зацепле ния; колеса монтнрованы на цапфе эксцентрично относительно валика и независимо од но от другого.

4. Форма выполнения устройства по п. 3, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что колесо свободно монтировано на ступице, а колесо внутри обода маховичка, насаженного на цапфу и снабженного рукояткой с пружинным фиксатором, попеременно блокирующим маховичок с колесами.

Устройство для поворота башен танков и бронемашин Устройство для поворота башен танков и бронемашин Устройство для поворота башен танков и бронемашин Устройство для поворота башен танков и бронемашин Устройство для поворота башен танков и бронемашин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в боевых машинах со ствольным и ракетным вооружением, а также в машинах разведки и управления огнем

Изобретение относится к способам контроля и установки в башне танка положения ствола спаренного пулемета, обеспечивающим его приведение к нормальному бою

Изобретение относится к повышению защищенности лобовой, бортовой и кормовой частей корпуса и башни танка, боевой машины пехоты от воздействия кумулятивных противотанковых боеприпасов

Изобретение относится к размещению экипажа, вооружения и оборудования танка

Изобретение относится к области подвижных технических средств вытаскивания застрявшей бронетанковой техники с помощью тяговой лебедки и может быть использовано в конструкциях бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ), машин технической помощи, тягачей

Изобретение относится к бронетанковой технике, а конкретно к системе коллективной защиты танка Т-72

Изобретение относится к оборонной технике

Изобретение относится к области вооружения и может быть использовано в войсках противовоздушной обороны

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к танкостроению
Наверх