Старт-стопная муфта

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е 648760

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.12.76 (21) 2428380/25 27 (51) М. Кл.

Р 16 D 11/04 с лрнсоединением заявки № (23) Приоритет

Гесударстеенный каметет

СССР пе делам неааретеннй н еткрытнй

Опубликовано 25. 02.79,Бюллетень №7

Дата опубликования описания 28.02.79 (53) УДК621.825. . 5 (088. 8) (72) Автор изобретения

Ф. Н. Зипьберпейб, И. A. Митков и А. М. Сам (71) Заявитель

Одесский завод фрезерных станков имени Кирова (54) СТАРТ-СТОПНАЯ М УФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в станках, машинах и приборах для задания рабочим органам дискретных перемещений.

Известна старт-стопная муфта, содержащая установленные на ведомом валу ведущую и ведомую полумуфты с торцовыми зубьями и шарико-клиновой механизм предварительного расцепления, поводок которого при наезде на упор выводит зубья полумуфт из зацепления. Для полного вывода зубьев из зацепления и фиксации вала служит механизм полного расцепления, выполненный в виде сидящего на валу. диска, в вырез которого западает ролик подпружиненного рычага, управляемого электромагнитом (1).

Недостатком известного устройства является низкая долговечность и сложность конструкции.

Поскольку старт-стопные муфты работают в напряженном динамическом режиме, даже незначительный износ выреза диска и изменение усилия пружины рычага приводят к неполному выводу зубьев из зацепления

В результате создаются условия для интенсивного износа зубьев, а наличие диска; ролика рычага, пружины и электромагнита усложняют конструкцию.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности муфты.

Поставленная цель достигается тем, что

5 механизм полного расцепления выполнен в виде прямоходового электромагнита, установленного соосно полумуфтам на ведомом валу, при этом его кольцевой якорь жестко связан с ведомой полумуфтой.

Кроме того, на обращенных друг к другу торцах ведомой полумуфты и электромагнита выполнены мелкомодульные зубья.

На фиг. 1 чертежа изображена стартстопная муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А —.А фиг. 1; на фиг. 3 —— сечение Б — Б фиг. 1; на фиг. 4 — сечение  — -В фиг. 1; на фиг. 5 — сечение à — Г фиг. 1.

Муфта состоит из свободно установленной на ведомом валу 1 ведущей полумуфты 2, на торце которой выполнены зубья 3 (фиг. 2), а на цилиндрической поверхности нарезано зубчатое колесо 4. Ведомая полумуфта 5, выполненная в виде чашки с аналогичными зубьями 3 на торце, установлена на

648760

В(»дом()м Вь)лу I Н I IBIIOII><е 6 C Boa . !0>KHÎC" ыо ско.>ь>!<ения. 1 E pj>KHII a 7 lip!I >е<им е)ет В(»до»)уЕО ГЕОл y 373 фту 5 к Веда !пей ПОл> муфте 2.

КО.ГЕьцо 8 с поводком 9 установлено Внутри ведомой полумуфты 5 свободно па валх 1.

Поводок 9 через окно 10 полумуфты 5 Выступает над ее корпусом. Осевое перемещс Ие кольца 8 ограничено с одной стороны упор)Еьв7 подшипником 11, и с другой шарико-клиновым механизмом предварительного расцеплепия, выполненного с двумя Il>apHKalvIH 12, paCIIÎ. lo>KPIIHbIMH зором в V-образных ра>тиальеЕ! Ех пазах 13, выполненных на торцах кол!.ца 8 и ведомой п(,лумуфтЕ,! 5.

На корпусе 14 размещаются управляемый упор 5 и прямоходовой электромагнит 16. Кольцевой якорь 17 электромагнита б жсстко связал с ведомой полумуфтой 0

На внутреннем торце электромагнита 16 жестко установлено кольцо !8, мелкомодульные зубья 19 которого взаимодействуют с ,аналогичными зубьями, располо>кенными н3 обращенном к электромагниту !6 торце ведомой полумуфты 5.

На наружной поверхности электромагнита 16 установлен регулируемый упор 20 из немагнитного материала. например, латуни, выполненный в виде гайки.

Старт-стопная муфта работает следующим образом.

В сцепленном положении ведущей 2 и ведомой 5 полумуфт крутящий момент певедается от ведущей шестерни, находящейся в зацеплении с зубчатым колесом 4, через полумуфты 2,5 и шпонку 6 валу 1, от которого получает движение испол нительный механизм, например, ходовой винт рабочего органа станка.

В связи с тем, что рабочий орган;,0JI жен перемещаться дискретно, —. е., с остановками, необходимо старт-стопную муфту расцеплять, причем моменты расцепления задаются системой управления станка, воздействующей на управляемый упор 15.

В необходимый момент упор 15 выдвигается, и на него наезжает поводок 9. Вращение кольца 8 прекращается, в то время как ведомая полумуфта 5 продолжает вращаться. Радиальные Ч-образные пазы 13 на торце полумуфты 5 поворачиваются (смещаются) относительно пазов 13 кольца 8, как показано на фиг. 5 пунктиром.

Так как осевое перемещение кольца 8 ограничено упорным подшипником 11, шарики 12 QT>KHMBKIT ведомую полумуфту 5, сжимая пружину 7 и выводя зубья полумуфт 2 и 5 из зацепления.

Г1роцесс ре>сцеплеЕ))ЕЯ поодолжается до тсх пор„пока ведомая полумуфта 5 передает крутящий момент, преобразуемыи шарико-клиновым механизмом (шарики 12, Ч-образные пазы !3) в осевое усилие, которое, сжимая пру>кину 7, смещает ведомую

lIoJI3."«уфт> 5. В момент, I

Электромагнит 16 создает осевое усилие, 1О приложенное к кольцевому якорю 17, жестKî связанному C ведомой полумуфтой 5. 3то усилие обеспечивает полное расцепление полумуфт 2 и 5 и гарантированный зазор между ними.

Б расцепленном состоянии мелкомодульные зубья 19 полумуфты 5 входят в зацепление с зуоьями 19 кольца 18, чем oriecileчи)зается у7ловая фиксация вала и точность позиционирования рабочего органа.

Если дисковый якорь !7 при включении элек20 тро>73ге)еЕта 16 будет соприкасаться с его рабочим торцом, то возможно явление «залипания», состоящее в том, что после выключения электромагнита 16 дисковый якорь !7 остается В пр)7тянутом положении. Д.)я предотвращения этого явления обеспечивается зазор между якорем 17 и электрома: íèòîì 16 тем, что торец регулируемого упора 20 из немагнитного материала выступает относительно торца электромагнита 16 на величину предусмотренного зазора. При износе

ЗО p a 60 H B I 0 To p U 3 v II op 3 20 B 0 3 i) I o H< H a р е Г j» JI ировка его осевого положения вращением упора 20.

Формула изобретекия

1. Старт-стопная муфта, содержащ; ÿ установленные н3 ведомому валу ведуlöóê> и

Ведому)0 полумуфты c TopiloBI»IMH зубьями. шарико-клиновой механизм предварительного расцепления и механизм полного р3сцспления, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности ее срабатывания и

ДОЛГОВЕЧНОСТИ, ЫЕХ3НИЗМ ПОЛНОГО РЯСЦЕПЛЕния Выполнен в виде прямоходового электромагнита, установленного cÎocHo Гюлумуфтам на ведомом валу, при этом его кольцевой якорь жестко связан с ведомой полумуфтой.

2. Старт-стопная муфта по и., Отличающаяся тем, что на обращенных друг к другу торцах ведомой полумуфты и электромагнита выполнены мелкомодульные зубья.

Источники информации, принять>е во внимание при экспертизе

1. Спиридонов Л. A. и Федоров В. В.

«Металлорежущие станки с программным

55 управлением», М., 1972, с. 145 — 147.

648760 го

4К ь1

Составитель И. Антипова

Техред О. Луговая Корректор А. Кравченко

Тираж 1 I38 Подписное

ЫНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I I 3035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Абрамов

Заказ 525/34

Старт-стопная муфта Старт-стопная муфта Старт-стопная муфта 

 

Наверх