Обгонная реверсивная муфта

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (< i64748Q (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 17.04.76(21) 2349092/25-27 (51) М. Кл

F 16 0 11/00 с присоединением заявки №

Гооудврственнвй хомвтвт ссср оо делам нзобрвтеннй н огкрыгнй (23) Приоритет (53) УДК 621.825.

52 (088.8) Опубликовано1 5.02.79.Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 18.02.79 (72) Авторы изобретении

В. И. Паршин и В. H. Филатов (71) Заявитель

Специальное конструкторское бюро при Рязанском стаикозаводв (54) ОБГОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроениюю.

Известны обгонные муфты, содержащие гела качения, заклинивающи "ся между ведомой и ведущей полумуфтами (1). Однако такие муфты передают вращение на ведомый вал только в одном направлении.

Известна обгонная реверсивная муфта, содержащая ведомую кулачковую полумуфту, жестко соединенную с ведомым валом, ведущую подпружиненную кулачковую полумуфту, установленную на шлицах ведущего ге вала, шестерню, смонтированную на ведомом валу, и фиксирующее устройство (2».

Данная муфта наиболее близка к изобретению по технической сущности и, достигаемому эффекту. Однако эта муфта недос-, таточно надежна. Для повышения надежности муфта снабжена подпружиненной промежуточной кулачковой втулкой, свободно установленной на ведущем валу между полумуфтами и имеющей шлицы на наружной поверхности, а фиксирующее устройство вы- 20 полнено в виде взаимодействующих между собой фрикционных конусных колец, одно нз которых установлено неподвижно в корпусе, а другое.— на ведущем валу, подпру2 жинено и имеет шлицы, взаимодействующие со шлицами кулачковой втулки, прн этом шестерня выполнена с кулачками на торйе, а ведущая полумуфта снабжена установленной на ней кулачковой шайбой, взаимодействующей с кулачками шестерни и фиксирующим устройством.

Кроме того, с целью предохранения от перегрузок муфта снабжена. подпружиненной относительно корпуса и свободно установленной в ием обоймой, а ведущий вал смонтирован в ней нв подшипниках, при этом корпус снабжен стопором, взаимодействующим с фиксирующим устройством.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — вид на кулачковые зацепления (корпус условно удален).

В корпусе муфты смонтировано ведущее звено, состоящее из ведущего вала 2 с подвижно посаженными на него в осевом направлении ведущей кулачковой полумуфтой 3 и промежуточной кулачковой втулкой

4, которая подпружинена пружиной 5.

В том же корпусе смонтировано ведомое звено, состоящее из ведомого вала б и вы 647480 яолненнай за одно с ним кулачкавой ведомой полумуфты 7.

Промежуточная кулачковая втулка 4 несет два кулачкавых венца, один из которых постоянно !:àõoäèòcÿ в зацеплении с кулачковым венцом ведущей палумуфты 3, а второй — с кулачковы;,. венцом ведомой полумуфты 7, ВТоро2, Бсдупгее Звена (Она может быть и ведомым) представлено в муфте шестерней 8, свободно снд...щеи на ведомом звене.

Фиксирующее устройство в предлагаемой муфте представляет собой канусный тормоз с подвижным 9 и неподвижным И) конусами. Подви>кный конус 9 свободно установлен на ведущей полумуфте 3 и связан шлицевь1м зацеплением с промежуточной втулкой 4, а иеподвпжный конус 10 жестко закреплен (эапрессаван) на корпусе 1. Пружины 11 постоянно стремятся поджать конус 9 к конусу 10.

Ведущие звенья 2 и 8 заблокированы так, что при вращении звена 8 врашение звена

2 не пспедается )!2 ведомое Звено 6. 3то дастп;.»ezc;I 3;I с!ет блокировочного механизма, которнй выполнен в виде кулачковой шайбы !2. установленной на ведомом Звене подвижно с помощью шлиц и несущей на одном торце кула гкавый венец, с поиогцью которого она взаимосвязана с анапаn In!lb!v> венцам !l!ecT2рни 8, а другим Yop-! oil соприкасающейся с подшипником, c IIoмощью которого втулка взаимодействует с яодви>кн,Ä i ко>;у<. О;; 9 I армоза

Муфта имеет также пративанерегp)f3og" пый мех;-;.и:гзм, который обеспечивает отклю I2Hнс вед" щсго звена паи сапратиьлении вращению, превышающем допустимые норМЫ. IIO ДОСтигастея з» СЧЕТ тоГО, Чта вЕдугций вал 2 вместе со смонтированными на нем полумуфтай 3, втулкой 4 и тормозом

9 установлен на подшипниках качения в подви>кпой аба.",ме 13., подпружиненной относительна корпуса 1 пружиной 14. K этому же механизм относится подпружиненный стопор 15, торец которого при нормальной работе муфты свободно скользит по наружной обойме подшипника, установленного на ступице тормознога конуса 9.

Кулачки всех упомянутых кулачковых венцов имеют форму равнобедренного треугольника„повернутого основанием к торцу несущей его детали, причем высота кулачков ведущей полумуфты 3 и сопряженного с ней венца промежуточной втулки 4 больше (примерна в два раза) высоты кулачков ведомой палумуфты 7 и взаимодействующегo с ней венца промежуточной втулки 4. Кроме того, кулачки зацепления ведущей полумуфты 3 и промежуточной втулки 4 имеют угол при вершине 90, а кулачки зацепления промежуточной втулки 4 и ведомой полумуфты 7 — 60, причем вершины кулачков с углом 90 закруглены.

Для обеспечения норма.пьной работы муфты суммарное усилие пружин ! должно в два раза превышать усилие пружины 5, Вместе с тем суммарная эн< ргия сжатых пружин

1! должна быть достаточна длн возвращения кулачковой шайбы 12 в состояние, когда ее кулачки полностью входят ва впадины между кулачками венца на шестерне 8 после прекращения дейстьия на последнюю крутящего момента.

Допустимое перегрузочное усилие муфте задается регулированием усилия пружины !

4 с помощью резьбовай крышки 16.

При подаче на ведущий вал 2 крутящего момента вращается сидящая на шлицах ведущая полумуфта 3. Затормо>кеннан тормозом 9 промежуточная втулка 4 вращаться не может и поэтому вытесняется скосами кулачкового зацепления вправо (см. фиг. 1) до полной выборки 3asора в кулачкавом зацеплении с ведомой полумуфтай 7. Пружина 5 при этом сжимается. Дальнейшее вращение вала 2 заставляет ведущую полумуфту 3 смещаться теперь уже влево — да упора в буртик вала 2. При этом полумуфта 3

25 увлекает за собой и конус 9, выводя его из фрикционного зацепления с конусом 10.

Пружины !1 при этом сжимаются. В таком пало>кении момент вращения вала 2 передается на ведомый вал 6, связанный далее с рабочим органом. (Тормозной конус 9 вращается вместе с втулкой 4).

При снятии крутящего момента с вала

2 пружины 5 и 11, разжимаясь, смещают детали 3, 4 и 9 в исходное положение, разъединяя тем самым валы " и 6, Ээ При необходимости обгона ведомым валом 6 работающего ведущего вала 2 момент вращения прикладывается к шестерне 8. В первый момент вращения шестерни 8 скосы ее торцовых кулачков, взаимодействуя с ответными скосами кулачкового венца шайбы

12, отжимает последн:ою па шлицам вала

6 влево (см. фиг. !) до упора в бурт полумуфты 7, не выходя вместе с тем нз кулачкового зацепления. Шайба !2 через подшипник воздействует на ступицу тормозного

4s конуса 9 и выводи — его иэ фрикционного заценления с конусом 10, сжимая при этом пружины !1. Вслед за этим пружина 5 разьединяет втулку 4 с полумуфтой 7, если они к этому моменту были сцеплены.

В таком положении передача вращения

5О с вала 2 на вал 6 невозможна до тех пор пока вращается. шестерня 8. В этом случае вращение шестерни 8 через кулачковые и шлицевые зацепления передается валу 6, причем это происходит независима от того, ss вращается вал 2 или нет.

При снятии момента вращения с шестерни 8 пружины ! смешают тормозной конус 9 вправо, вводя его в фрикционное зацепление с конусом !0 и смещая втулку !2

647480

Составитель |О. Лбалтусов

Редактор И. Острова Техред О. Лугогаи Корректор И. Гоксии

Заказ 278/30 Тираж 1138 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и откр ьггий

l l 3035, Р1осква, Ж-35, Раугискаи наб., д. 4/5

Филиал П ПП е П атентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 в исходное положение, когда кулачки венцов входят во впадины без зазора.

В режиме передачи крутящего момента с вала 2 на вал 6 при возникновении на последнем перегрузки полумуфта 3 по скосам кулачков смешается влево. При этом она увлекает с собой подвижный конус 9, вал 2 и связанную с ним через подшипник обойму 13. После проскальзывания относительно друг друга полумуфты 3 и втулки 4 полумуфта 3 поворачивается на некоторый угол, втулка 4 вытесняется пружиной 5 и разъединяет валы 2 и 6. Одновременно подвижный конус 9 упирается через подшипник в стопор 15, который под действием своей пружины опустился вниз, когда тормоз сместился влево, и вращается, не вступая в контакт с неподвижным конусом 1О и предотврашая тем самым соединение валов 2 и 6.

Дальнейшая работа муфты возможна только после вмешательства оператора, который, предварительно устранив причину перегрузки, вручиую поднимает стопор 15, после чего подвижный конус 9 под действием пружин 11 входит в контакт с неподвижным конусом 10 тормоза. Муфта готова к нормальной работе.

Таким образом, исключение возможности непреднамеренного включения ведущего вала при работающей от шестерни муфте и исключение поломки муфты в результате перегрузки на ведомом валу обеспечивает высокую надежность работы предлагаемой муфты.

Формула изобретения

1. Обгонная реверсивная муфта, содержащая корпус, ведомую кулачковую полумуфту, жестко соединенную с ведомым валом, ведущую подпружиненную кулачковук> полумуфту, установленную на шлицах ведущего вала, шестерню, смонтированную на

5 ведомом валу, и фиксирующее устройство, отличаюи аяся тсм, что, с целью повышения надежности она снабжена подпружиненной промежуточной кулачковой втулкой свободно установленной на ведушем валу между

1О полумуфтами и имеюшей шлицы на наружной поверхности, а фиксирующее устройство выполнено в виде взаимодействующих между собой фрикционных конусных колец, одно из которых установлено неподвижно в корпусе, а другое — нв ведущем валу, подпружинено и имеет шлицы, взаымодейству1ощпе со шлицами кулачковой втулки, при этом шестерня выполнена с кулачками на торце, а ведущая полумуфта снабжена ус. тановленной на ней кулачковой шайбой, взаимодействующей с кулачками шестерни и фиксирующим устройством.

2. Муфта по п. 1, отлича/ощаясй тем, что, с целью предохранения от перегрузок, она снабжена подпружиненной относительно корпуса и свободно установленной в нем

25 обоймой, а ведущий вал смонтирован в ней на подшипниках, при этом корпус снабжен стопором, взапмодеиствуюшим с фиксирую.цим устройством.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство № 274565, кл. Г 16 D 41/ 07, 1970.

2. Авторское свидетельство № 420432, В 23 g 5г58 1974

Обгонная реверсивная муфта Обгонная реверсивная муфта Обгонная реверсивная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 642540

Муфта // 634034

Изобретение относится к области машиностроения, и объект изобретения может быть использован в качестве составного узла в различных механизмах и агрегатах, например, в качестве сцепной муфты в автомобилестроении

Муфта // 2169300
Изобретение относится к нестандартному оборудованию и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в устройствах для очистки поверхностей нагрева котла от отложений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов в кинематической цепи, не допускающей относительного проскальзывания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов
Наверх