Цилиндрическая зубчатая передача
а тсыа л
ОП ИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.10.77 (21) 2538185/25-28 с присоединением заявки 1че (23) Приоритет (43) Опубликовано 28,02.79. Бюллетень Ме 8 (45) Дата опубликования описания 28.02.79 (51) М. Кл."Г 16Н 1/08
Государственный комитет (53) УДК 621.831 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
А. И, Полетучий
Харьковский авиационный институт (71) Заявитель (54) ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращательного движения между валами с параллельными осями.
Известны зубчатые передачи, содержащие два зацепляющихся колеса и две торцовые шайбы, связанные с одним из колес (1).
Недостатком известных зубчатых передач является возможность истекания смазки из боковых торцовых зазоров ввиду нерегулируемости положения торцовых шайб.
По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близкой к изобретению является цилиндрическая зубчатая передача, содержащая два зацепляющихся колеса, в теле одного из которых выполнены маслопроводящие каналы и соединенные с ними камеры, расположенные на активной поверхности зубьев, маслораспределитель и две торцовые шайбы, связанные с одним из колес (2).
Описанная передача имеет недостаточную надежность работы.
Целью изобретения является увеличение надежности работы передачи.
Это достигается тем, что одна из торцовых шайб выполнена подпружиненной в осевом направлении и одно из колес установлено с возможностью осевого перемещения.
На фиг. 1 показана зубчатая передача, осевое сечение; на фиг. 2 — передача, вид
5 сбоку.
Цилиндрическая зубчатая передача состоит из колес 1 и 2. В теле колеса 2 выполнены маслопроводящие каналы 3 и соединенные с ними камеры 4, расположенные на
1р активной поверхности зубьев. Передача снабжена двумя торцовыми шайбами 5 и 6, связанными с колесом 1. Торцовая шайба
6 выполнена подпружиненной в осевом направлении, а одно из колес 1 или 2 уста15 новлено с возможностью осевого перемещения. Для подачи масла в зону зацепления служит м аслор аспр еделител ь 7.
При работе передачи осуществляется вращение колес 1, 2, маслораспределитель 7 обеспечивает подвод смазки через маслопроводящие каналы 3 к камерам 4. Между активными поверхностями зубьев колес 1 и
2 возникает увеличенный смазочный слой, а избыток смазки уходит в радиальный и торцовые зазоры. Торцовая шайба 6 и одно из колес передачи имеет возможность перемещаться в осевом направлении и устанавливаться в наиболее оптимальном положении.
649910
Формула изобретения
Рог Z
Paz 1
Составитель А. Верховский
Редактор Т. Морозова Техред А. Камышникова Корректоры: Л. Орлова и А. Галахова
Заказ 2718/12 Изд. Ко 169 Тираж 1138 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Цилиндрическая зубчатая передача, содержащая два зацепляющихся колеса, в теле одного из которых выполнены маслопроводящие каналы и соединенные с ними камеры, расположенные на активной поверхности зубьев, маслораспределитель и две торцовые шайбы, связанные с одним из колес, отличающаяся тем, что, с целью увеличения надежности работы передачи, одна из торцовых шайб выполнена подпружиненной в осевом направлении и одно из колес установлено с возможностью осевого перемещения.
5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 530980, кл. F 16H 1/08, 1973.
2. Патент США № 3424022, кл. 74-409, 10 1969.