Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя

 

ОП бовз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН И

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.04.76 (21) 2355172/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.03.79. Бюллетень № (45) Дата опубликования описания 30.03.79

1) M. Кл.е

Н 02Р 5/16

Государственный комитет

СССР ао долам изобретений и открытий

3) УДК 62-83:621. .313.2-58 (088.8) (72) Авторы изобретения И. Ф. Мищенко, Р. Н. Ковалев, Л. Б. Напираев и В. А. Прозоров (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СКОРОСТИ

ВРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электротехнике, области управления электродвигателями, в частности к астатическим по скорости вращения прецизионным электропрпводам с фазовым управлением.

В современном прецизионном электроприводе широкое распространение получили устройства, использующие дискретно-фазовый способ управления исполнительными электродвигателями, который основан на сравнении по фазовому положению импульсов высокостабильного задающего генератора эталонной частоты и импульсов датчика скорости вращения, установленного на валу электродвигателя (1, 2).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является устройство, содержащее генератор опорной частоты, импульсный таходатчик, усилитель и блок управления, в состав которого входят триггер с раздельным запуском и триггер со счетным входом, коллектор одного из транзисторов которого через RC-цепь соединен с коллектором транзистора с раздельным запуском, а общая точка элементов указанной цепи подключена к базе другого транзистора триггера с раздельным запуском через вентильный элемент (3).

Известные устройства обладают следующими существенными недостатками. В режиме синхронизированной работы изменение напряжения, подводимого к электродвигателю, достигается за счет изменения фазового положения импульсов обратной связи, снимаемых с вала двигателя, относительно импульсов опорного генератора, т. е, иными словами, будучи астатической по скорости вращения, система обладает статической ошибкой по угловому положению вала относительно опорной последовательности, что в переходных режимах может привести к недопустимо большим колебаниям мгновенной скорости электродвигателя.

Кроме того, запас устойчивости фазовой системы, как правило, невелик, а введение корректирующих сигналов, обычно представленных в аналоговой форме, в такую импульсную систему затруднено.

Целью изобретения является повышение статической точности системы по фазовому положению вала и улучшения качества регулирования.

Для этого в устройство введены широтноимпульсный демодулятор, широтно-импульсный модулятор и блок коррекции, причем генератор опорной частоты со скважностью

655052 импульсов, близкой к двум, подключен и одному из входов триггера и к конденсатору RC-цепи, выход триггера подключен к входу широтно-импульсного демодулятора, выход которого подключен к входу широтно-импульсного модулятора, на который подсоединен блок коррекции, а выход широтно-импульсного модулятора подключен к входу усилителя.

На чертеже изображено предлагаемое устройство.

Устройство содержит генератор 1 опорной частоты, к выходу которого подключена емкость 2 блокирующей RC-цепи и один из выходов триггера 3 с раздельным запуском, к одному из выходов последнего подключен резистор 4 RC-цепи, общая точка элементов которой через вентильный элемент (диод)

5 подключена к тому же входу триггера 3, другой выход триггера 3 подключен к входу широтно-импульсного демодулятора 6, а выход последнего подключен к входу широтно-импульсного модулятора (ШИМ) 7, куда при необходимости подсоединяется блок коррекции 8.

Сигнал с выхода ШИМ подается на усилитель 9, питающий электродвигатель 10, в валом которого соединен ротор импульсного таходатчика 11. Выход таходатчика 11 подключен к входу формирователя импульсов 12, а выход последнего к другому входу триггера 3.

Информация о фазовом рассогласовании импульсов генератора 1 и таходатчика 11, получаемая на выходе триггера 3, в импульсной форме преобразуется демодулятором 6 в непрерывную величину, используемую для управления широтно-импульсным модулятором 7, характеристика которого выбрана таким образом, чтобы изменение коэффициента заполнения его выходного сигнала превосходило в К раз изменение коэффициента заполнения сигнала на выходе триггера 3. Очевидно, что статическая точность системы при этом повысится в

К раз, а узел «демодулятор 6 — модулятор

7» будет представлять собой линейный усилитель ширины импульсов с одной или двумя областями насыщения на протяжении периода опорной частоты Т, с общей длиК вЂ” 1 тельностью, равной Т,.

К

Выходные импульсы ШИМ усиливаются усилителем 9, а их ширина определяет подводимое к двигателю 10 напряжение.

Напряжение, подводимое к двигателю, при скоростях ниже и выше синхронизированной, будет определяться блокирующей

RC-цепью, а также видом характеристики

«вход — выход» демодулятора 6 и модулятора 7.

Изменяя местонахождение линейного участка последней, можно получить в предельных случаях при скоростях ниже синхронизированной напряжение на двигателе, 5

65 равное U„, а выше — 0,5 У„или соответственно 0,5 U, и О.

Требуемое повышение статической точности по фазовому положению вала достигается в устройстве выбором характеристики

«вход — выход» ШИМ, на вход которого при необходимости могут быть заведены аналоговые корректирующие сигналы. Управление двигателем остается импульсным, т. е. энергетические показатели системы не ухудшаются, но могут быть и улучшены путем снижения выходной частоты ШИМ. Вводя

«а вход ШИМ постоянное смещение, можно изменять рабочий угол системы между опорными импульсами и импульсами обратной связи и тем самым изменять в некоторых пределах напряжение, подводимое к двигателю, при скорости вращения электродвигателя ниже и выше синхронизированной, увеличив разницу между средними значениями напряжений в указанных режимах с 0,325 с1„при использовании прототипа до

0,5 U при использовании данного устройства.

При использовании устройства для стабилизации скорости малоынерционного двигателя при низкой опорной частоте с целью уменьшения пульсации скорости выходная частота ШИМ может быть выбрана более высокой по сравнению с опорной.

Использование новых элементов (широтно-импульсных демодулятора и модулятора) позволило значительно повысить статическую точность фазовой системы электропривода, обеспечить удобство введения корректирующих сигналов.

Кроме того, в устройстве легко может быть осуществлена перестройка системы при изменении нагрузки электродвигателя и питающего напряжения, расширен диапазон допустимых изменений указанных возмущений, благодаря увеличению разности среднего напряжения на электродвигателе при скоростях вращения ниже и выше синхронизированной.

Логическая схема устройства является простой, так как содержит один триггер, RC-цепь и вентильный элемент. Выходная частота широтно-импульсного модулятора может быть выбрана отличной от частоты опорного генератора с целью улучшения энергетических показателей системы или снижения пульсации скорости электродвигателя.

Использование устройства может быть рекомендовано в прецизионных синхронизированных и регулируемых электроприводах.

Формула изобретения

Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя, содержащее генератор опорной частоты, импульсный таходатчик, усилитель, триггер с раздельным запуском и блокирующую RC-цепь, об655052

Составитель В. Тарасов

Редактор Ю. Челюканов Техред Н. Строганова Корректор А. Галахова

Заказ 189/17 Изд. М 217 Тираж 865 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 щая точка элементов которой подключена к одному из входов триггера с раздельным запуском через вентильный элемент, о тл ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения статической точности системы по фазовому положению вала и улучшения качества регулирования, в устройство введены широтно-импульсный демодулятор, широтно-импульсный модулятор и блок коррекции, причем генератор опорной частоты подключен к одному из входов триггера и к конденсатору RC-цепи, выход триггера подключен к входу широтно-импульсного демодулятора, выход которого подключен к входу широтно-импульсного модулятора, на который подсоединен блок коррекции, а выход широтно-импульсного модулятора подклю5 чен к входу усилителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 379031, кл. Н 02Р 5/16, 1973.

10 2. Авторское свидетельство СССР № 399989, кл. Н 02Р 5/16, 1974.

3. Авторское свидетельство СССР № 478407, кл. Н 02Р 5/16, 1973.

Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх