Центробежная фрикционная муфта

 

° -..Õ;„ìÌÇÍàH

4 i - tlQ ф ими :вцику

ОПИСАНИ1ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ чии 6,19,и и ЯБ 4

Союз Советских

Социалистимеских

Респу6лии

<">657195

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.01.77 (21) 2443132/25-27 с присоединением заявки ХР— (23) Приоритет —— (51) М. y,„„

F 16 1.) 43/18

Государственный комитет

СССР ов делам нзаоретеннй н открытнй

Опубликовано 15.04.79 Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 78 И 79 (53) УДК 621 .5 (088.8) (72) Автор изобретения

Л. М. Раскин (71) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах, подверженных значительным перегрузкам, например как рабочий орган роторного экскаватора.

Известны центробежные фрикционные муфты, содержащие ведущую полумуфту. выполненную в виде ступицы с тормозным барабаном, и ведомую полумуфту с подпружиненными центробежными колодками (1).

Однако эти муфты не имеют устройств для контроля фактического момента срабатывания. В то н(е время из-за больших тепловых нагрузок фрикционной пары в момент отключения под максимальной нагрузкой, а также погодно-климатических и других влияний фактический момент сцепления фрикционной пары резко изменяется и отличается от паспортного.

Цель изобретения — повышение удобства эксплуатации путем обеспечения контроля фактического момента срабатывания.

Для этого тормозной барабан ведущей полумуфты снабжен подпружиненным ползунком, перемещающимся в дугообразном пазу, выполненным вместе со шкалой на торце барабана, а ступица — радиальным

2 упором, взаимодействующим с ползуном при нагружении муфты, причем ступица и тормозной барабан упруго связаны между собой с возможностью углового разворота.

Кроме того, тормозной барабан чожет быть снабжен двуплечим рычагом, шарнирно закрепленным на его торце н взаимодействующим одновремеHHî с упороч и ползунком, а упор и двуплечий рычаг, кроме того, могут быть связаны зубчатым зацеплением.

1О На фиг. 1 изображена предлагаемая центробежная муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — упор, взаимодействующий с ползунком; на фиг. 3 — вариант исполнения контролирующего устройства муфты; на фиг. 4 — разрез по А — А >ta фиг. 3; фиг. 5 — сечение по  — В на фиг. 3.

Муфта включает ведущую полумуфту 1, насаживаемую на вал двигателя (на чертеже не показан). и ведомую полумуфту 2.

Ступица полумуфты 1 снабжена кольцевым

2о венцом 3, который с помощью змеевидной пру жины 4 (у 11ру гого элемента ) со(динен с зубчатым кольцоч 5, выполнеHíûì в виде фланца. который своей внешней расточ кой соединен с тормозным барабаноч 6 с нов

657195 мощью болтов 7, а внутренней расточкой свободно размещен на ступице полумуфты и уплотнен кольцевым уплотнением 8.

Змеевидная пружина 4 закрыта снаружи кожухом9, охватывающим ступицу полу.муфты 1 и своей фланцевой частью скрепленным теми же болтами 7 с тормозным барабаном 6 и зубчатым кольцом 5 и уплотняющим внутреннюю полость с помощью кольцевого уплотнения 10. В радиальных пазах ведомой полумуфты 2 размещены центробежные грузы 11, подпружиненные изнут- sî ри предварительно сжатыми пружинами 12, между которыми размещены регулировочные прокладки 13, которые служат для изменения силы сжатия пружин !2 и регулировки таким образом момента срабатывания муфты. Со стороны ведомой полумуфты 2 к тормозному барабану 6 с помощью болтов

14 присоединена втулка 15, снабженная во внутренней расточке подшипниками 16, которые своими внутренними обоймами надеты на ступицу полумуфты 2. Для фиксации а подшипников 16 предусмотрена крышка 17, прикрепленная к втулке 15 болтами 18. Полость подшипников 16 уплотнена манжетами-уплотнениями 19 и 20. На торцовой нов верхности кожуха 9 винтами 21 укреплена дугообразная планка 22 со шкалой момента сил, оттарированной на заводе-изготовителе, например в,кг или тм, имеющая дугобразный паз 23, в котором установлен ползунок

24 с поводком 25. Ползунок 24 выполнен в виде ленточной пружины, упруго распертой между торцом кожуха 9 и дугообразной планкой 22. С поводком 25 ползунка 24 непосредственно взаимодействует радиальныи упор 26, закрепленный винтами 27 на ведущей полумуфте .

В частном случае взаимодействие радиального упора 26 осуществляется через двуплечий рычаг 28, установленный на оси 29, вмонтированной в кожух 9. На оси 29 установлена пружина 30, г!рижатая гайками 31, для подтормаживания двуплечего рычага 28 40 при его повороте вокруг оси 29. Толщины плечей рычага 28 выбраны таким образом, чтобы обеспечить уравновешенность рычага 28 относительно оси 29. Внутреннее плечо рычага 28 выполнено в виде участка зубчатого колеса с зубьями 32, находящимися 1 в зацеплении с зубьями 33, выполненными на радиальном упоре 26. Для регулировки зацепления этих зубьев между упором 26 и ведущей полумуфтой I установлена прокладка 34, прижатая винтами 27. Величину

so упругой предварительной деформации ползунка 24, осуществляемой прижатием планки 22 винтами 21, устанавливают таким образом, чтобы силы трения между ползунком 24 и кожухом 9, ползунком 24 и планкой

22 превосходиЛи силы инерции ползунка. п

В процессе работы муфта нагружается.

При этом змеевидная пружина 4 деформируется и ведущая полумуф-а 1 поворачивается относительно кожуха 9 на некоторый угол.

Одновременно радиальный „ пор "6 поворачивается также на соответствующий угол и отводит при этом ползучок 24. При срабатывании муфты центробежные силы исчезают, полумуфты 1 и 2 расцепляются. Змеевидная пружина 4, распрямившись, возвращает в исходное положение радиальный упор 26, а ползунок 24 остается в отклоненном положении, соответствующем максималь. ному моменту вращения, при котором произошло срабатывание муфты.

По величине отклонения этого показания от паспортной величины для данных условий работы или паспортного режима работы рабочего органа судят о необходимости подрегулировки момента срабатывания муфты, что достигается изменением толщины прокладок 13.

Частный вариант выполнения кинематической связи радиального упора 26 с ползунком 24 позволяет повысить точность показания на шкале момента сил.

Предлагаемое конструктивное исполнение центробежной муфты позволяет визуально контролировать величину момента срабатывания муфты в условиях эксплуатации и поддерживать ее регулировку в расчетном режиме работы исполнительного органа механизма. Это также позволяет эксплуатировать его с номинальной производительностью, с одной стороны, и снижает вероятность работы в аварийном режиме, с другой.

Формула изобретения

l. Центробежная фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту, выполненную в виде ступицы с тормозным барабаном, и ведомую полумуфту с подпружиненными центробежными колодками, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации путем обеспечения контроля фактического момента срабатывания, тормозной барабан ведущей полумуфты снабжен подпружиненным ползунком, перемещающемся в дугообразном пазу, выполненным на торце барабана, а ступица — радиальным упором, взаимодействующим с ползуном при нагружении муфты, причем ступица и тормозной барабан упруго связаны между собой с возможностью углового разворота.

2. Центробежная муфта по п. l, отличающаяся тем, что тормозной барабан снабжен двуплечим рычагом, шарнирно закрепленным на его торце и взаимодействующим одновременно с упором .и ползунком.

3. Центробежная муфта по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что упор и двуплечий рычаг связаны между собой зубчатым зацеплением.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство № 338705, F 16 D 43/18 от 1970.

657195

19 б U 11 9

19 гп фиа 1 фиа,2 фие 4 фиг. 3 фис. 9

Составитечь Безуглый

Техред О. Луговая Корректор М. Пожо

Тираж 1! 38 Подписное

Редактор И. Острова

Заказ 1170/35

11НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и откр ыт и й

I I 3035, Москва, Ж-35, Раугиская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Центробежная фрикционная муфта Центробежная фрикционная муфта Центробежная фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх