Устройство измерения скорости вращения бесконтактного двигателя постоянного тока

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соевтских

Социалистических

1 убп.к 662867 (61) Дополнительное к авт,свид-ву— (22) Заявлено 18.02.77 (21) 2454279/18-10 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.в

G 01 Р 3/46

Гееудервтвениьй иемитет

СССР ва двиам изобретений и вткрытий (23) Приоритет—

Опубликовано 15.05.79. Бюллетень № 18 (53) УДК53! .77.

:621.317.39 (088.8) Дата опубликования описания 25.05.79 (72) Автор изобретения

А. С. Суляев

Дальневосточный ордена .Трудового Красного Знамени политехйический институт им. В. В. Куйбышева (7!) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ВРА1ЦЕНИЯ

БЕСКОНТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к измерительной технике, предназначено для измерения угловой скорости вращения и может быть использовано, например, в системах стабилизации скорости вращения бескоитактных двигателей постоянного тока (БДПТ) с широтно-импульсными датчиками положения ротора (ДПР), а также в системах автоматического управления для выработки нереверсивиых тахометрических смнялов.

Известны бесконтактные реверсивные тахогенераторы постоянного тока, содержащие синхронный генератор переменного тока, ротор которого жестко соединен с датчиком положения ротора, выпрямитель, фазочувствительный блок, реверсивный блок, связанный электрически с датчиком положения ротора, причем реверсивный блок выполнен на герконах, переключающие обмотки которых соединены с выходом фазочувствительнога блока (!1

Кроме того, известны бесконтактные реверсивные тахогенератор постоянного тока, содержащие многофазный синхронный генератор, статортная обмотка которого подключена через выпрямитель к реверсивному мостовому каскаду, управляемому через преобразователи напряжения датчиком положения, содержащиМ четыре магнитопровода с постоянными магнитными и выходными обмотками, связанными с логическим устройством (2(.

Общим недостатком тахогенераторов является координатное запаздывание момента переключения реверсивного блока относительно момента времени реверса вращения вала генератора, то Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для измерения скорости вращения бесконтактного двигателя постоянного тока с широтно-. импульсными датчиками положения ротора, выполненное в виде трех двухвходовых схем

И, входы каждой из которых попарно соединены с чувствительными элементами трехфазного датчика положения ротора, а выход— с входом схемы ИЛИ, выход которой соединен с первым входом схемы «сложение по

20 модулю два> непосредственно,. а с вторым входом — через схему задержки импульса на период несущей частоты (3(.

Основным недостатком известного устройства являются пульсации выходного на-.

662867 пряжения устройства вследствие нелинейности селектируемых участков синусоиды, используемых для выработки сигнала скорости.

Целью изобретения является снижение пульсаций выходного напряжения устройства измерения скорости вращения БДПТ.

Это достигается тем, что в предлагаемое устройство введены семь формирователей импульсов, инвертор, схема совпадения, схема сборки, триггер и генератор, а в датчик положения . ротора — три дополнительных чувствительных элемента, включенных со сдвигом фаз относительно первых трех чувствительных элементов на 30, причем выходы шести чувствительных элементов ДПР через шесть формирователей подключены к входам схемы сборки, выход которой соединен с первым входом схемы совпадения, со вторым входоМ которого через последовательно соединенные генератор седьмой формирователь и инвертор, который соединен с первым входом схемы совпадения, соединен первый чувствительный элемент, а выход схе.мы совпадения подключен к первому установочному входу триггера, ко второму установочному входу которого подключен выход инвертора, а выход триггера соединен с входом схемы задержки импульсов на период несущей частоты и со вторым входом схемы

«сложение по модулю два». -..., На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства; на фиг. 2 — зависимости относительных длительностей (скважностей) выходных импульсов ДПР от угла поворота ротора; на фиг. 3 — временные диаграммы, поясняющие принцип работы схемы устройства.

- Устройство для измерения скорости вращения БДПТ состоит из широтно-импульсного ДПР, имеющего в своем составе шесть чувствительных элементов l — 6, выходы которых через шесть формирователей 7 —:12 подключены к схеме сборки 13, выход которой соединен с первым входом схемы совпадения 14, выход которой подключен к первому установочному входу триггера 15. Выход одного из чувствительных элементов, например первого через-последовательно соединенные инвертор 16 и седьмой формирователь 17 подключен к; входу генератора !8 и второму установочному входу триггера !5.

Выход генератора 18 соединен со вторым входом схемы совпадения, а выход тригге-, ра 15 подключен к первому входу схемы

«сложение по модулю два» 19 непосредственно, а ко второму входу — через схему задержки импульсов на период несущей частоты 20.

Устройство работает следующим образом, При вращении вала ДПР с его чувствительных элементов 1-:6 снимаются широтно-импульсйюе последовательности, скваж4 ности которых 1 —. 4 (см. фиг. 2) изменяются по гармоническим законам в зависимости от угла поворота ротора, причем кривые

ti, Ta, з сдвинуты между собой по фазе на угол -120., кривые Е<, Cs,<«также сдвинуты между собой по фазе на углы

+. 120, а системы С, С g, Г з и Е, Г « . в образуют две трехфазные последовательности, сдвинутые по фазе одна относительно другой на 30 эл. град, Для выработки импульсного сигнала скоИ рости вращения вала БДПТ производится селекция линейных участков синусоид 1-:-6.

Схема селекции, включающая в себя семь формирователей 7 —:12, 17, инвертор 16, генератор 18, схему сборки 13, схему совпадения 14 и триггер 15, производит выбор участ 1S о ков в 30 из системы С вЂ”. . Импульсы

t1 —. Г«поступают на входы формирователей

7 —:12, выходные импульсы которых соответствуют задним фронтам последовательностей E< —. . Г«, поступают через схему сборки 3

ze на первый вход схемы совпадения 14.

Импульсы с выхода одного из чувствительных элементов ДПР, например первого

1, инвертируются схемой 16 и поступают на вход седьмого формирователя. 17, выходные

2s импульсы, которого, соответствующие передним фронтам импульсов 11, запускают генератор 18, вырабатывающий стробирующие импульсы U>, которые поступают на второй вход схемы совпадения !4. Ка выходе схемы совпадения 14 появляются те из импульзе сов задних фронтов последовательностей EI —. 4, относительные длительности которых удовлетворяют условию 1,о ((Ñîà, то есть средние по длительности импульсЫ из системы С» —.16.

Выходные импульсы схемы совпадения 14 поступают на первый установочный вход триггера 15, на второй установочный вход которого поступают импульсы с выхода седьмого формирователя 17, соответствующие передним фронтам последовательностей : f< —. Г«. На выходе триггера восстанавливается широтно-модулированная последовательность Uq (см. фиг. 3}, относительная длительность которой изменяется по линейному закону от угла Ua поворота ротора

ДПР. Эта зависимость показана на фиг. 2 линией 21. Импульсы с выхода триггера 15 поступают на вход схемы задержки импульсов на период несущей частоты 20 и на первый вход схемы «сложение по модулю два»

19, на второй вход которой поступают импульсы Ua с выхода схемы задержки импульсов на период несущей частоты. Длителькость выходных импульсов Ug«, устройства равна разности длительностей сигналов 11 и Ug соседних импульсов широтно-модулированной последовательности Ug и пропорциональна измеряемой скорости вращения вала БДПТ.

662867

Формула изобретения

Устройство для измерения скорости вращения бесконтактного двигателя постоянного тока с широтно-импульсным датчиком положения ротора с тремя чувствительными элементами, содержащее схему задержки импульса на период несущей частоты, выход которой подключен к первому входу схемы

«сло)кение по модулю два», отличающееся тем, что, с целью увеличения точности, в него введены семь формирователей импульсов, инвертор, схема совпадения, схема сборки, генератор, триггер, а в датчик положения ротора — три дополнительных чувствительных элемента, включенных со сдвигом фаз относительно первых трех чувствительных элементов на 30, причем выходы шести чувствительнйх элементов датчика положения ротора через шесть формирователей подключены к входам схемы сборки, выход которой соединен с первым входом схемы сов6 падения, со вторым входом которой через последовательно соединенные генератор, седьмой формирователь и инвертор соединен первый чувствительный элемент, а выход схемы совпадения подключен к первому установочному входу триггера, ко второму установочному входу которого подключен выход инвертора, а выход триггера соединен с вторым входом схемы «сложение по модулю два» и с входом. схемы задержки импульсов на период несущей частоты.

49

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 386337, кл, G01P 3/46, 1973.

1S

2. Авторское свидетельство СССР № 364900, кл. G 01 P 3/46, 1973.

3. Авторское свидетельство СССР № 503339, кл. G 01 Р 3/46, 1976.

Составитель М. Хаустов

Редактор С. Хейфиц Текред О. Лугова» Корректор Е. Лукач

Заказ 2000 46 Тираж f089 Подписное

ЦН И И ПИ Государственного комитета СССР ио делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужтород, ул. Проектиа», 4

Устройство измерения скорости вращения бесконтактного двигателя постоянного тока Устройство измерения скорости вращения бесконтактного двигателя постоянного тока Устройство измерения скорости вращения бесконтактного двигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам управления синхронными машинами с электронными коммутаторами

Изобретение относится к точным измерениям и контролю близких относительных положений или малых смещений, например угловых расстояний смещений, вибраций, линейных расстояний или перемещений, ориентации или разориентации

Изобретение относится к области автоматики и измерительной техники

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения вала
Наверх