Электронный тахометр

 

(72) Автор, изобретения

Ю. K. Смирнов (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТР ОННЫИ ТАХОМЕТР

Изобретение относится к измерению неэлектрических величин электрическими методами и предназначено для измерения скорости вращения коленчатого вала двухтактных двигателей внутреннего сгорания с числом цилиндров не менее трех. 5

Известны электронные тахометры, со» держащие ждуший мультивибратор, вход которого подключен к прерывателям системы зажигания двигателя, а выход - к стрелочному электроизмеритель ному при-,. 1О бору постоянного тока. Йаиболее близким по технической сущности и решаемым задачам является электронный тахометр, который содержит триггер с раздельными входами, подключенными к системе за15 жигания двигателя внутреинего сгорания через ограничители уровней входного канала, и выходом, подключенным к дифференцирующей схеме, а также ждущий

20 мультивибратор с измерительным прибором. Недостатком указанного тахометра является то, что не обеспечивается контроль исправности системы зажигания трех цилиндровых двухтактных двигателей.

Целью изобретения является обеспечение контроля исправности системы зажигания трех цилиндровых двигателей.,Поставленная дель достигается тем, что в состав устройства дополнительно введен второй триггер и связанный с первым его входом третий ограничитель уровня сигнала, соединенный с системой зажигания третьего цилиндра, второй вход второго триггера - с выходом схемы дифференцирования, а выход подключен ко входу ждущего мультивибратора через дополнительную схему дифференцирования. При этом второй триггер будет изменять свое состояние, если работоспособны каждая из трех систем трехцил пщпового двигателя. В случае неисправности элементов: системы зажигания какого-либо из цилиндров.схема может быть отрегулир вана так, что запуск второго триггерапрекратится, и стрелка тахометра при

678413

3 работающем двигателе укажет- скорость вращения, равную нулю„

На чертеже представлена структурная

"схема предлагаемого тахометра.

Он содержит ограничители 1 уровня сигнала (например, делитель напряжения„

6гр»анй чйтель" амп литуды по макс Фмум у и т. и. ), триггеры 2 с раздоленными входами (например, В триггеры}, дифференпирукяцие схемы 3 (например, ди .. ференцирую1цие B$ -цепи, подключенные своими входами к выходам триггеров), ждущий мультивибратор 4 и измерительный прибор 5 постоянного тока (например, вольтметр) ..

Импульсы запуска на тахометр снимаются с отдельных трансформаторов зажигания каждого иэ цилиндров двигателя.

Поскбль»ку ам»-и ли гуда "этих импульсов может быть значительно больше, чем необ= ходййо "для выпуска полупроводниковых схем, перед входом триггеров 2 установлены ограничители 1 уровня сигнала. Триг геры 2 изменяют свое состояние при поступлении одной из первых полуволн соответствующей полярности, содержащихся в напряжении зажигания, Форма напряжения зажигания: в последующие моменты врел ени и наличие дребезга кон актов преры" вателя не влияет на состояние триггеров, так как напряжение затухает и дребезг йрекратйтся раньше следующего момента зажигания. Полярность первой полуволньГ—

= йайр»я»жеййя заВит аййя не влйяет также на показания, так как в дальнейшел имеется полуволна другой полярности, кото-: рой триггеры запускаются, если полярность первой полуволны не соответствует полярности требуемой для запуска. Изменение амплитуды не сказывается также на показаниях, поскольку име тся ограничи- тель на входе.

B случае неисправности элементов хотя бы одной из схем. зажигания (пробой конденсатора, поломка прерывате. и, неисправность первичной обмотки трансформатора зажигания) амплитуда импульсов зажигания существенно уменьшится нли станет равной нулю. При этом схема может быть настроена так, что запуск со ответствующего триггера прекратится. Это приведет к Отс тствию импульсов HB выхо» де второго иэ триггеров. 2, что может быть использовано ass контроля системь1 зажигания по нулевым показаниям прибора при работающем двигателе. Напряжение второго триггера после дифференцирования запускает ждущий мультивнбратор 4, постоянная составляющая импульсов которого прямо пропорциональна числу оборотов, развиваемых двигателем в единицу времени.

Указанная составляющая измеряется прн помощи стрелочного прйбора, проградунрованного в оборотах, совершаемых коленчатым валом двигателя в единицу

20 вр ел4еяи.

Предлагаемое устройство работоспособно и в случае его использования совместно с электронными системами зажигания.

Формула изобретения

Электронный тахометр, содержащий первый триггер; входы которого через первый и втор6й ограничители уровней сигналов подключены к системам эажи— гания двух цилиндров двигателя внутреннего сгорания, а выход - к схеме диф»ференпированиа„ и ждущий мультивибратор с измерительным прибором о т л и ч а юшийся тем, что, с целью осуществления возможности контроля системы зажнганйя трехцилиндровых двигателей в

4О него введен второй триггер и связанный

Ъ с первым его входом третий ограничитель, соединенный с системой зажигания третьего цилиндра, второй вход второго триггера подключен к выходу схемы диф45 ференцирования, а выход; подключен к входу ждущего мультивибратора через дополнительную схему дифференцирования.

ИНИИПИ Заказ 4549/34

Тираж 1090 Подписное филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Электронный тахометр Электронный тахометр 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам управления синхронными машинами с электронными коммутаторами

Изобретение относится к точным измерениям и контролю близких относительных положений или малых смещений, например угловых расстояний смещений, вибраций, линейных расстояний или перемещений, ориентации или разориентации

Изобретение относится к области автоматики и измерительной техники

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения вала
Наверх