Устройство для взаимного позиционирования двух деталей
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ 1
Союз Советских
Соцналнстнческнх
Республнк
679160 (61) Дополнительный к патеиту (22) Заявлеио 20.08,76 (21) 2388809 25-27 (51) М, Кл. (23) Приоритет
F l6 В 5т02 (32) 21 08.75 (33) ФРГ
Государствеииый ионитет
СССР ио делам изрбретаиий и аткрытий (31) P 2537146.4
Опубликовано 05.08.79 Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 05.08.79 (53) УДК
62 1.882 (088.8 } (72) Авторы изобретеиия
Иностранцы
Хуберт Бальд и Вульф Витте (ФРГ) (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО Д!1Я ВЗАИМНОГО НОЗИЦИОНИРОВА11И11
ДВУХ ДЕТАЛЕЙ
Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к соединениям деталей машин.
Известно позиционирование двух деталей с помощью штифтов. расположенных перпендикулярно плоскости стыка (1). Однако при таком позиционировании в случае установки штифтов в глухие отверстия точность неудовлетворительна.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является позиционирование двух деталей, содержащее центрирующий элемент, расположенный перпендикулярно плоскости контакта в углублениях, выполненных в каждой иэ деталей (2). 15
Но из-эа возможного несовпадения формы отверстия и позиционирующего элемента точность позиционирования е таком устройстве — невысока.
Цель изобретения — повышение точности пози- 2о ционировайия и снижение трудоемкости изготовления, Для достижения указанной цели центрирующий элемент выполнен шаровой формы, причем контакт между деталями и цснтрирующим элементом осуществлен на ча«тн «ферлчс«кой нов ер х ности.
На фиг, 1 изображен обпгпй нид «
Соединяемые детали 1 и " имеюг углубления
3, в которых размещен цснтрнрующий элемент 4, Детали 1 и 2 стянуты между собой резьбовым элементом 5.
Контакт между центрпруюгцим элементом и впадтпими осуществлен на части сферической поверхности 6. образованной за счет тгластического деформирования поверхности впадины, Соединение сообщается «спецу югцим образом.
Центрирующие элементы 4 закладываются в углубления 3, номинальные расстояния "а" и
"в" между которыми равны. При этом между деталями имеется зазор "«", который при затяжке резьбового элемента 5 уменьшается н при полной затяжке становится равным нулю.
Одновременно происходит внедрение центрирую679160
4 иг 1
ЦНИИПИ Заказ 4436/55 Тираж 1139 Подписное
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 щего элемента,.например шарика, в поверхностный слой углублений, что обеспечивает надежное позиционирование соединяемых деталей при действии на них нагрузок, направленных -вдоль плоскости контакта. 5
Предполагается, что в качестве базы при изготовлении углубления под первый из установленных центрирующих элементов могут быть приняты торцы деталей.
Точность позиционирования повышается с увеличением количества установленных центрирующих элементов, что обусловлено усреднени ем отклонения положений осей этих элементов.
Число позиционируемых деталей может быть больше двух.
Устройство характеризуется следующими преимуществами по сравнению с известным.
Технологичные в изготовлении и простые по форме центрирующие элементы могут устанав. ливаться в углублении, имеющие грубую поверх- 2О ность и сравнительно низкую точность изготовления геометрической формы.
За счет пластических деформаций поверхности в зоне контакта Сглаживаются, в результате чего . происходит калибровка и, как следствие, повышение точности.
Кроме того, центрирующие элементы могут быть выполнены из пластмассы, что предусматривает широкие возможности лля выбора формы этих элементов при относительно низких затратах.
Формула изобретения
Устройство для взаимного позиционирования двух деталей, содержащее центрирующий элемент, расположенный перпендикулярно плоскости контакта в углублениях, выполненных в каждой иэ деталей, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности позиционирования и снижения трудоемкости изготовления, центрирующий элемент выполнен шаровой формы, причем контакт между деталями и центрирующим элементом осуществлен на части сферической поверхности, Источники информации, принятые во внима- . ние при экспертизе
1. Орлов H. И. Основы конструирования. М., "Машиностроение", 1975, ч. 1, с. 498, рис, 350 (19) ..
2. Авторское свидетельство СССР И 555235/25-27, кл. F 16 В 19/02, 1975;