Упорный подшипник

 

Оп ИСАНИЕ

И ЗОЗРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТВЛЬСе ВУ (б!) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено10.12.76 (21) 2427354/24-07 с присоединением эаявки № (23) Приоритет—

Опубликовано15.08 .79.Бюллетень №30

Дата опубликования описания 18 08.79

Союз Советскин

Социалистимескин

Республнк

679739

2 (51} М. Кл.

F 16 С 17/04

F 16 Й 7/00/!

Н 02 К 5/00

Государственный комитет ссср во делам изобретений н открытий (5З) УДК 621233

2 3(088.8) (72) Авторы иэобретени я

В. А. Воскресенский, В. И. Дьяков и М. Б . Файнштейн (71) Заявитель (54) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в упорных подшипниках, преимущественно для крупных прокатных электродвигателей.

Известен упорный подшипник электро, двигателя, содержащий упорное кольцо,, м закрепленное в торцовой чести корпуса подшипника (1).

Аксиальные нагрузки, передаваемые от приводимого механизма на вал электродвигателя, воспринимаются упорным коль- тО цом.

Однако эта конструкция не позволяет обеспечить надежную длительную эксплуатацию при аксиальных нагрузках толчкообразного характера. ввиду того, что при возрастании аксиальной нагрузки разрушается масляная пленка, образующаяся между трушимися поверхностями (антифрикционное покрытие упорного кольца - торцовая поверхность полумуфты вала якоря или упорный гребень вала якоря).

Наиболее близким по технической сущности к предложенному изобретению является упорный подшипник, содержащий упорное кольцо, установленное подвижно в аксиальном направлении и образующее с корпусом подшипника мвслораздаточную камеру, соединенную каналом с маслопроводом, и в упорном кольце выполнены аксиальные каналы для подвода масла иэ камеры к ега рабочей поверхности 12).

Такое устройство обладает недостаточной надежностью, поскольку прекращение подачи масла приведет к немедленному выходу подшипника из строя, дпя предотвращения этого необходимо иметь резервную систему маслоснабжения с большим быстродействием.

Кроме того, во время работы подшипника непрерывна подается масло под давлением, величина которого должна обеспечить работу подшипника при всех величинах воспринимаемой подшипником осевой нагрузки. Давление и, следовательно, расход в системе маслоснвбжения расчитано на обеспечение восприятия максимальной осевой нагрузки, в при уменьшении нагруэ679739

3 ки расход масла будет необоснованно больI шим.

Цель настоящего изобретения - повышение надежности упорного подшипника.

Указанная цель достигается тем, что . упорный подшипник снабжен установленным в корпусе обратным клапаном, через который маслораздаточнвя камера соединена с м&слопроводом.

На фиг. 1- изображен общий вид элект- 1о родвигателя с упорным. подшипником; на фиг, 2 — упорный подшипник.

Упорный подшипник 1 установлен на валу 2 электродвигателя, имеющего якорь .

3 и статор 4, Упорный подшипник 1 содержит упорное кольцо 5, в котором выполнены аксиальные каналы 6 и нв кото;

:ром со стороны приводимого электродвигателем механизма 7 имеется антифрикционное покрытие 8, например, баббит. 2о .Упорное кольцо 5 размещено в торцовой части корпуса 9 подшипника и образует с ним маслорвздаточную камеру 10, соединенную каналом 11 через обратный клапан 12 с напорным маслопроводом 13. 25

К внтифрикционному покрытию 8 упорного кольца 5 примыкает торцовая часть упорного гребня (полумуфты) 14 якоря 3 электродвигателя.

Устройство работает следующим обра- 30 зом.

При возникновении значительных толчкообразных аксиальных нагрузок вал 2 якоря 3 электродвигателя смещается в аксиальном направлении. Торцовая часть .з5 упорного гребня 1 4 через антифрикционное покрытйе 8 воздействует на упорное кольцо 5, которое под действием этого усилия смещается в сторону корпуса 9 подшипника. Масло в камере 10 сжима- 40 ется и его давление возрастает, обратный клапан 12 закрывается,.превращая камеру 10 в замкнутую, в результате чего соответственно возрастает давление, под которым масло поступает через каналы 6 45

4 к трущимся поверхностям (антифрикционнсе покрытие упорного кольца — торцовая поверхность гребня).

Таким образом достигается автоматическое безинерционное поддержание достаточной толщины масляной пленки вне зависимости от величины осевого давления, воспринимаемого упорным подшипником, что повышает надежность.

Меняя соотношение между площадями поверхности покрытия 8 упорного кольца .5 н его тыльной поверхности 1 5, можно создать конструкцию упорного подшипника, в маслораэдаточной .камере 10 которого будет возникать давление, намного превосходящее удельное давление на поверхность покрытия 8, развиваемое при восприятии подшипником осевого усилия. Это обеспечит, в случае необходимости, повышенную ° надежность устройства.

Формула изобретения

Упорный подшипник, преимущественно, для электродвигателя, содержащий упорное кольцо, установленное подвижно в аксиальном направлении и образующее с корпусом подшипника маслораздвточную камеру, соединенную каналом с маслопроводом, и в упорном кольце выполнены вксиальные каналы для подвода масла из камеры к его рабочей поверхности, о т л и ч а юшийся тем, что, о целью повышения надежности, он снабжен установленным в, корпусе обратным клапаном, через который маслораздаточная камера соединена с маслопроводом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Алексеев A. E, Конструкция электрических машин. ГЭИ, М., 1958, с. 293298.

2. Патент США % 3799628, кл. 308-5 1, 1974.

679739

Составитель Ф. Подольская

Техред Э, Чужик Корректор С. Патрушева

Редактор Q. Зубов

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4768/30 Тираж 1139 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Упорный подшипник Упорный подшипник Упорный подшипник 

 

Похожие патенты:
Наверх