Устройство для вентиляции транспортного средства

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву—

{22) Заявлеио 100377(21) 2459821/11

С ПРИСОЕДИИЕИИЕМ ЗаЯВКИ Ко (23) Приоритет (51)М. Кл.2

В 60 Н 1/24

Государственный комитет

СССР по деяам нзобретепнй н открытнй (53) УДК 629.113.06:

:628 ° 83 (088.8) Опубликовано 2509 79. Бюллетень Но3 5

Дата опубликования описания 280979,(72) Авторы

ИЗОбрЕтЕИИя Н.В. Шипош, В.И. Гнипович и В.В (71) ЗаяВИтЕЛЬ Всесоюзный конструкторско-экспе ав тобусостроени я (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в транспортных средствах, например, автобусах.

Известны устройства для вентиляции транспортного средства, содержащие крышку, перекрывающую с наружной стороны отверстие в крыше кузова и соединенную с крышей посредством механизмов фиксации, при этом управление устройством производится воздействием на ручку, закрепленную на крышке, а фиксация крышки производится только в открытом или закрытом положении (1).

Однако в известных устройствах невозможно регулировать поток воздуха, поступающего на вентиляцию салона транспортного средства.

Известно устройство для вентиляции, содержащее поворотную крышку, перекрывающую с наружной стороны отверстие в крыше кузова и шарнирно соединенную одной стороной через тяги с крышей, установленный в направляющей, закрепленной на крыме, ползун, смонтированную на оси рукоятку и фиксирующее устройство (21. В этих устройствах вентиляции фиксирующее устройство выполнено в виде труб, неподвижно соединенных с крышкой и, симметрично расположенных относитель но оси отверстия, при этом внутренняя полость трубы разделена стенкой на две части, в каждой из которых установлена пружина и олзун, шарнирно соединенный с кузовом через поворотный рычаг.

Благодаря такому выполнению фиксирующего устройства наружная крышка может фиксироваться, кроме установки на забор или отсос воздуха, еще и в боковом или диагональном положениях, чем достигается в зависимости от направления наклона крышки частичное изменение производительности вентиляции, Однако известные устройства не обеспечивают возможности изменения эффективности вентиляции салона.

Цель изобретения — повышение эф- . фективности вентиляции путем бесступенчатого регулирования потока воздуха.

Для этого сторона крышки, противолежащая упомянутой, связана с полэуном посредством рычага, ползун выполнен с поперечным пазом, в котором расположен ролик, и с подпружиненны686910 ми штифтами для взаимодействия с роликом, ось рукоятки установлена в отверстии ползуна и выполнена с гнеэ; дом для фиксации ролика, при этом направляюшая ползуна расположена перпендикулярно к оси вращения крышки, верхняя стенка паза выполнена наконной в сторону ролика. Глубина гнезда оси больше расстояния от ролика до стенок паза, а рукоятка снабжена пружиной, один конец которой закреплен на рычаге, а другой — эксцентрично с рукоятки.

На фиг. 1 изображено вентиляционное устрэйство, обший вид, разрез

A-А на фиг. 2; на фиг. 2 — то же, вид s He; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — вид по стрелке В на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез

Г-Г на фиг. 3; на фиг. б - форма поперечного паза полэуна.

Вентиляционное устройство содержит отверстие а в крыше 1 транспортного средства.. С наружной стороны отверстие а перекрывается крышкой 2, которая с одной сторЬны шарнирно соединена через тяги 3, расположенные в отверстии, со стенкой крыши 1, а с другой стороны через тягу

4 — с ползуном 5, установленным в направляющей б. Направляюшая б выполнена из двух частей и закреплена на 30 швеллере 7, который установлен в отверстии перпендикулярно оси вращения крышки 2 и закреплен на крыше.

Крышка 2 поджимается к стенке кры- 35 ши 1 посредством пружин 8, которые установлены с предварительным растяжением на кронштейны крыши 1 и кронштейны крышки 2. Вентиляционное устройство со стороны салона транспортного средства закрыто поддоном 9.

В нем выполнены отверстия б для распределения воздуха по салону.

В направляюшей б выполнены средний паз в для перемещения ползуна 45

5, верхний паз r для перемешения тяги 4 и нижний паэ д для перемешения оси 10 рукоятки 11.

Полэун 5 в средней части имеет поперечный паз е, в котором установлен ролик 12, Верхняя стенка паза е имеет наклонную поверхность в сторону ролика 12, образуя. между направляюшей б и ползуном 5 полость переменной высоты. Ролик 12 поджимается в низкую часть поперечного паза е усилием пружин 13 через штифты 14, установленные в . торцовой части полэуна 5.

Ось 10 рукоятки 11 установлена в вертикальном отверстии полэуна со сто-60 роны низкой части поперечного паза е.

На оси 10 со стороны ролика 12 выполнено гнездо ж, глубина которого больше расстояния от ролика 12 до стенок паза. Ось 10 в торцовой чаоти и с про-65 тивоположной стороны гнезда ж имеет отверстие з, в которое установлен один конец пружины 15. Отверстие з выполнено со смешением относительна центра вращения оси 10.. Пружина 15 установлена с предварительным закручиванием на оси 16 и вторым концом закреплена эа тягу 4. Посредством пружины 15 рукоятка ll возвращается в первоначальное положение после расклинивания устройства и устраняется вибраци оси 16, тяги 4 и рукоятки

11 в том положении, когда вентиляционное устройство закрыто.

Для обеспечения вентиляции салона желаемой эффективности необходимо переместить рукоятку 11 вдоль продольной оси направляющей б. При этом совместно с рукояткой 11 в направляюшей б перемещается ползун 5, а с ним и ролик 13, который стремится выкатиться из низкой части поперечного паза е, но удерживается в ней усилием пружин 13. С перемещением полэуна 5. тяги 4 крышка 2 совершает сложное вращательно-поступательное движение, а пружины 8 незначительно растягиваются.

Тяги 3 поворачиваются; вокруг осей, расположенных в отверстии а на стенке крыши. Крышка 2 поворачивается относительно тяг 3 и при этом незначительно перемешается вперед, а край крышки 2 со второны крепления крышки проскальзывает по облицовке крыши 1, Высота открытия крышки зависит. от величины перемещения рукоятки 11.

В любом из положений хода рукоятки

11 вентиляционное устройство фиксируется усилием пружин 8, которое передается с одной стороны через тяги 4, ползун 5 и через ролик 12 на направляющую б, а с другой стороны - через тяги 3 и упомянутый край крышки 2 на каркас крыши 1. При этом ролик 12 закатывается в низкую часть поперечного паза е и препятствует перемешению ползуна 5 в направляющей б. При движении транспортного средства поток воздуха, поступаюшнй в устройство, разделяется поддоном на части и поступает в салон по всей плошади отверстий поддона. Для снижения эффективности вентиляции или эакрытия устройства необходимо рукоятку 11 повернуть вокруг своей оси. При этом край гйеэда.;ж выталкивает . ролик

12 из низкой части поперечного паза е, сжимая пружины 13 и перемещая штифты l 4, а пружина 15 незначительно закручивается. Под действием усилия пружин 8 ползун 5 перемешается . в противоположную сторону, а величина открытия крышки 2 уменьшается. Пружина 15 возврашает рукоятку 11 в первоначальное положение, что не препятствует перемещению ролика 12.

Выполнение глубины гнезда ж большим

686910 расстояния от ролика 12 до стенок поперечного паза е препятствует проворачиванию рукоятки 11 °

Формула изобретения

1. Устройство для вентиляции транспортного средства, преимущественно пассажирского, содержащее поворотную крышку, перекрывающую с наружной стороны отверстие в крыше кузова и шарнирно-соединенную одной стороной через тяги с крыаей, установлен:ный в направляющей, закрепленной .на крыше, полэун, смонтированную на,оси рукоятку и фиксирующее устройство, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышений эффективности вентиляции путем бесступенчатого ре-. гулирования потока воздуха, сторона крышки, противолежащая упомянутой, связана с ползуном посредством рычага ползун выполнен с поперечным пазом, в котором расположен ролик, и с подпружиненными штифтами для взаимодействия с роликом, ось рукоятки установлена в отверстии ползуна и выполнена с гнездом для фиксации ролика, при этом направляющая ползуна расположена перпендикулярно к оси вращения крышки, а верхняя стенка паза выполнена наклонной в сторону ролика.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что глубина гнезда оси больше расстояния от ролика до стенок паза, а рукоятка снабжена пружиной, один конец которой закреплен

;на рычаге, а другой - эксцентрично

:оси рукоятки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ Р 1240224, кл. 63.М 74, опублик. 1967.

2. Патент ФРГ Р 1286928, кл. 63 С 74, опублик. 1969 (прото-.. тип) °

686910

Составитель Г. Петрова

Техред С,,Мигай Корректор И,Михеева

Редактор Н. Козлова

Филиал ППП Патент, r. Узгород, ул. Проектная, 4

Заказ 5616/1 5 Тираж 804 Подписное

ЦНИИПИ Государтвенного ковлтета СССР

ro делая иэобретений и открытий

113035, Иосква, X-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для вентиляции транспортного средства Устройство для вентиляции транспортного средства Устройство для вентиляции транспортного средства Устройство для вентиляции транспортного средства Устройство для вентиляции транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например, легковых автомобилей

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к вентиляции и отоплению салонов кузовов автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств

Изобретение относится к системам вентиляции кабин и может быть использовано на сельскохозяйственной и строительной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам регулирования микроклимата в салонах транспортных средств, а также в кузовах-фургонах, оснащенных вычислительной, медицинской, измерительной, геологической и другой аналогичной аппаратурой, обслуживаемой операторами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам вентиляции салонов транспортных средств

Изобретение относится к отоплению и вентиляции промышленных зданий и предназначено для подачи приточного (наружного) воздуха в кабины кранов для создания в кабинах крановщиков требуемых (по санитарно-гигиеническим нормам) условий труда [1]
Наверх