Система автоматического управления судном на подводных крыльях

 

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ, содержащая последовательно соединенные датчики параметров движения, резервированные блоки формирования и усиления сигналов управления, исполнительные приводы органов управления подъемной силойи блок контроля предельных параметров и индикации отказов, соединенный своими входами с выходами датчиков параметров движения и блоков формирования и усиления сигналов управления, а выходом - с входом устройства экстренного торможения, один из выходов которого предназначен для подключения к системе управления оборотами главных двигателей, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения длины тормозного пути и повышения безопасности движения судна при экстренном торможении, другие выходы устройства экстренного торможения подключены к входам блоков формирования и усиления сигналов управления.iСЛ

С01ОЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„, 697368

Вдц В 63 Н 25/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ г»ЕчЕ мзчив

P0+u

W&8v

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2610215/27-11 (22) 03.05,78 (46) 15.11 79. Бюл. В 42 (72) В.

) .Н.Иванов, В.И.Шустер-Шерман и ЛеБеЭлькинд (53) 629.12.014 (088.8, (56) Авторское свидетельство СССР

У 335903, кл. В 63 Н 25/24, 24.06.70. (54) (57) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ НА ПОДВОДНЫХ

КРЫЛЬЯХ, содержащая последовательно соединенные датчики параметров движения, резервированные блоки формирования и усиления сигналов управления,исполнительные приводы органов управления подъемной силой

1 и блок контроля предельных параметров и индикации отказов, соединенный своими входами с выходами датчиков параметров движения и блоков формирования и усиления сигналов управления, а выходом — с входом устройства экстренного торможения, один из выходов которого предназначен для подключения к системе управления оборотами главных двигателей, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения длины тормозного пути и повышения безопасности движения судна при экстренном торможении, другие выходы устройства экст- а ренного торможения подключены к входам блоков формирования и усиления сигналов управления.

697368

Изобретение относится к области автоматической стабилизации и управ ления движением судов на подводных .крыльях (СПК ) и может быть исполь-, зовано при создании систем автомати» ческого управления подводными крыпьями (САУПК) современных скоростных

СПК.

Известна система автоматического управления судном на подводных 10 крыльях, содержащая последовательно соединенные датчики параметров движения, резервированные блоки формирования и усиления сигналов управления, исполнительные приводы ор- 15 гаков управления подъемной силой и блок контроля предельных параметров и индикации отказов, соединенный своими входами с выходами датчиков параметров движения и блоков формиро- 20 вания и усиления сигналов управления, а выходом — с входом устройства экстренного торможения, один из выходов которого предназначен для подключения, к системе управления оборотами главных двигателей, В известной системе задача обеспечения безопасности движения судна при экстренном торможении не pemeна в полном объеме, поскольку за 30 время гашения скорости судна, обусловленного временем срабатывания агрегатов управления главными двигателями и инерционными свойствами судна, оно проходит на крыльях еще зна+ о чительный путь, на протяжении которого судно может потерять устойчивость, столкнуться с препятствием и т.п.

Значительный тормозной путь при 40 экстренном торможении судна„ снабженного известной САУПК, обусловлен тем, что по мере снижения скорости органы управления, оставаясь в контуре стабилизации, хотя и со снижаю- 45 щейся эффективностью, стремятся сохранить высоту крыльевого режима, препятствуя тем самым скорейшей пос.адке судна.

Целью изобретения является уменьшение длины тормозного пути и повышение безопасности движения судна . при экстренном торможении.

Эта цель достигается тем, что другие выходы устройства экстренного торможения подключены к входам блоков формирования и усиления сигналов управления.

На чертеже представлена функциональная схема устройства.

Система содержит последовательно соединенные датчики параметров движения, резервированные блоки 2 формирования и усиления сигналов управления, исполнительные приводы 3 и органы 4 управления подъемной силой, а также блок 5 контроля предельных параметров и индикации отказов,.к входам которого подключены выходы датчиков 1 и блоков 2. Выход блока 5 подключен к входу устройства 6 экстренного торможения, один из выход в которого предназначен для подключения к системе управления оборотами главных двигателей, а другие выходы подключены к входам блоков 2 форми— рования и усиления сигналов управления.

Датчики 1 параметров движения, резервированные блоки 2 формирования и усиления сигналов управления, приводы 3 и органы 4 управления подъемной силой совместно с объектом образуют замкнутые контуры регулирования, которые обеспечивают стабилизацию и управление по соответствующему параметру при движении судна на крыльях.

Использованное в системе резервирование позволяет сохранять ее ра" ботоспособность при отказах отдельных элементов и узлов.

Блок 5 контроля предотвращает возможность накопления отказов в системе, обеспечивая своевременную их индикацию. Кроме того, при отказах наиболее важных элементов и узлов в процессе движения судна на крыльях блок 5 выдает сигнал на устройство 6 экстренного торможения, которое в свою очередь выдает сигнал на снижение оборотов главных двигателей до величины, соответствующей переходу в водоизмещающее положение.

Блок 5 осуществляет также непрерывное сравнение текущих значений крена и дифферента с предельно допустимыми значениями этих параметров.

В случае появления опасных крена или дифферента блок 5 также выдает сигнал на перевод судна в водоизмещающее положение. Опасные крены и дифференты могут быть вызваны внезапным воздействием на судно непредвиденных больших возмущений (черезмерная волна, шквал ветра, выходящих за

69736

Составитель Г.Корнева

Редактор А. Павлова Техред Л.Олейник . Корректор В.Бутяга

Заказ 4951 Тираж 65 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 111-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул. Проектная, 4 пределы спецификационных условий эксплуатации в крыпьевом режиме, с которыми система не в состоянии справиться (например, иэ-за недостаточной для таких условий эффективности органов управления).

При отсутствии входного сигнала сигналы на выходах устройства 6 экстренного торможения также отсутствуют. При поступлении сигнал от блока 5 устройство 6 экстренного торможения срабатывает, при этом на ег6 выходе, предназначенном для подключения к системе управления оборотами главных двигателей, <5 формируется сигнал на снижение оборотов главных двигателей до величины, соответствующей переходу в водоиэмещающее положение, а на выходах, подключенных к блокам 2 формирования и 20 усиления сигналов управления, формируются сигналы, под воздействием которых исполнительные приводы 3 перемещают органы управления 4 в положение, соответствующее минимальной подъемной силе.

Примером реализации выходной части устройства 6 экстренного торможения может служить электромагнитное реле, через нормально разомкну- 30 тые контакты которого к входам блоков 2 и к системе управления оборо8 4 тами главных двигателей подключаются источники постоянного напряжения соответствующей полярности.

Таким образом, при срабатывании устройства 6 одновременно со сбросом оборотов главных двигателей автоматически производится перекладка органов 4 управления в положение, обеспечивающее скорейшую посадку судна. При этом за счет входа корпуса в воду происходит резкое увеличение лобового сопротивления.

Такое комплексное решение вопроса экстренного перевода судна в водоизмещаюн ее положение,.осуществленное в предлагаемом изобретении, позволяет резко сократить тормозной путь и повысить безопасность судна при экстренном торможении.

Для расширения функциональных возможностей предлагаемой САУПК в схему устройства 6 экстренного тор можения может быть введен командоа. парат для осуществления принудительного его срабатывания от действий .оператора (при нажатии оператором кнопки). Необходимость в экстренной посадке судна оператором может возникнуть при внезапном появлении на пути препятствия (плавучие предметы, мель и .пр.), либо при аварийноопасных отказах силовых агрегатов.

Система автоматического управления судном на подводных крыльях Система автоматического управления судном на подводных крыльях Система автоматического управления судном на подводных крыльях 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к приводной системе гребного винта, а также к способу обеспечения движения судна и управления им по курсу

Изобретение относится к судостроению, а именно к рулевым устройствам

Изобретение относится к области судостроения и касается средств активного управления судном. Оптимальное управление подруливающими устройствами при швартовке и прохождении узкостей заключается в применении подруливающих устройств. Подруливающие устройства состоят из выпрямителя, фильтра, автономного инвертора напряжения, системы управления, асинхронного двигателя, дальномера и винта. Система управления реализовывается на микроконтроллерной технике и осуществляет расчеты параметров заданных законов управления. В кормовой и носовой частях судна используется два подруливающих устройства, а вместо радаров используются дальномеры. Достигается повышение маневренности и точности позиционирования судна, повышение безопасности прохождения узкостей судном. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх