Способ определения межремонтного ресурса газотурбинной установки

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖРЕМОНТНОГО РЕСУРСА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ путем непрерывной регистрации термодинамических параметровцикла, вибрационных характеристик элементов установки, расходов, мощности и параметров наработки ресурса с учетом длительности воз'действия каждого фактора, отличающ и и с-я тем, что, с целью повышения эксплуатационной экономичности путем увеличения точности определения времени вывода в ремонт, в процессе .экспериментов находят критические элементы установки, определяющие срок межремонтного периода, фиксируют момент появления пороговых значений дефектов этих элементов и измеряю!' скорость развития дефектов во времени до их критических значений для определения эквивалент- ^ ной скорости развития дефектов установки в целом и по ней - времени межремонтного ресурса.СП

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПИ5ЛИН (19) (Н1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2609835/25-06 (22) 03.05.78 (46) 30.06.83. Бюл, У 24 (72) М.С. Калинин, В.Г. Дубинский, М.Х. Шульман, Ю.С. Чарный, Б.И.Глезер и В.П. Комардинкин (71) Специализированное управление

"Оргэ нер гогаз " (53) 621 ° 438(088. 8) (56) 1. Патент CNA 9 3731070, кл. 73-117-2, опублик. 1973.

2 ° Авторское свидетельство СССР .по заявке М 2090090/06, кл. G 07 С 3/00, 1974. (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖРЕM0HTH0FO РЕСУРСА ГАЗОТУРБИННОИ УСТАНОВКИ путем непрерывной регистрации термодинамических параметров

Э(5и G 01 М 15/00; G 07 С 3/00

F 01 L цикла, вибрационных характеристик элементов установки, расходов, мощности и параметров наработки ресурса с учетом длительности воздействия каждого фактора, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной экономичности путем увеличения точности определения времени вывода в ремонт, в процессе экспериментов находят критические элементы установки, определяющие срок межремонтного периода, фиксируют момент появления пороговых значений дефектов этих элементов и измеряю скорость развития дефектов во времени до их критических значений для определения эквивалент- Е

Ф ной скорости развития дефектов установки в целом и по ней — времени межремонтного ресурса.

704332

»0 ((ель(о из с бретеяия являе;-cii lQEh(ШЕЯИ ЭКСПЛУатаЦИОЯЯай ЭКОНОМИ гяССти газо :-,:рбинной установки пу ем повымеяия то ..ности Q(.pBäаления времени вывода ({ ре(>оят.

ПО стаял ен наR не Ib»äoñòH г|з еTcя тем, -«то в процс."се эксперименто -» находят критические элементы ус-..аяовки > определяю диа срок межремонтного и (зиОда фик и >уют МоМВ я т Г(Оявле яия порогоных значений дефектов этих элементов и и "ме»ряют скорость ра"-.—

ВИТИ » т«Е r»>= K ОВ Нr! ВРЕМ<«ЯИ Д«> И

<риTH=-E.-;;, з ({а>хе.->и(., для определе ния экни(залеят(ой скорости развития д фектов устаг(о> ки н целом и по ней времени («(ежремонтяого ресурса. по с О (з o c » (>B с т вл я е т ся в с л ел у ю†щей последават>"ельнасти.

Установку, словно разбинают на

ОснОняые узлы, яапримерр для ГаэО

Изобретение относится к области турбостроения .и, в частности, к:-.азотурбинным установкам для газо-.ур— бинных газоперекачивающих агрегатон магистральных газопроводон.

Известен способ ремонтного ресурса газотурбияной установки по резу",üòàòàì оценки ее текущего технического состояния, з; †:» ключаю(((({йся н фиксации и одея. "- ; зменения ВО времени показi«(Tелей эффе;<тивяости газотурбинньх установок (мощности > («((Д 1 ГГ>" тем срав— нения фактических и номинальных характеристик установки (.

Однако этот способ не обесп=,-«иВает воз|«(ожяoci H >i ета (-; OUcяк«> суммар.-;(-1. нли»яяий > вносимых каждым р>ежики(>м сoc > оя«{ием еG(< кажцого

ЭЛЕМЕЯта, таК И )riojаЯСВКИ В ПЕЛОМ»

Известе;| также способ о .ре, аления межремоятяого ресурса газот. рбияной усrdновки путем Herрерывяой регистрац .1 термодHii- .àìè÷åñêих па(а метров цикла, нибрапиояяых характеристик элементов установки, рас:0—

Дов «моl"> яс сти и (>apBMBT(зов ".{ cipB6QT> ки р; сурса с учетом длительности воз:— г действия каждого фактора

Однако =:то (способ нед(зста -Q -:.н;з экономичен, поскольку время вывсда >««" таков ки 9 р< мОН т >r>pB дел я>=тс = нР точя ах(к как система регистрации „ реа.»изую(.(а= спосОб, IQ3воляет оц:-ни I. Толl>НО, теку»(ее 3яаче:{ие pBcó| .—

cd о работаяяый ресурс1 oräBëüíoão

\о элеме(.та газ<>турбинной установки «> я при у донни, когда заранее известс.я ал>-оритм« достсверно описынающий техническ-..е :ccTQ;яие зтс .г элемента, HC ЙЕ ДВЕТ К>ЗМПЛBKCHOA ОЦРЯЕ(> TBK ническогс .-;<. стояния газотурб|{яной .4п

y Ta ь(ов .- "«в I;-..>|àì „(>г>о((в To > o i с*,">< сои

H B У«IиHтыва ет э ксплуатационяых ОООбе я-ностей, -To приводит либо к досрочrI> бо I> «з;а,.« . .>Хому oc . HOB>, ус аьО В ки . перекачивающего агрегата такими узлами являются турбина, осевой ком пре«.сор, камера сгорания, > еятробежяь(й ({агнетатель газа, Проводят ресурсяьк. Исп|ытаяия уста— .>|овки, - в -e=-ульта те которых наз".опят кр«ит((ческие элемея ы ocHQBH(dх узлОВ установки „определяющих срок межремен THQ(o периода.

> яR межремоятяогo ресурса га.зоперекачивающего агрегата 8500 часов такими элементами являются рабочие лопа Tки турб (H(i и компрессора, подшип:i({êoíûB узлы т»p6HE(è и HdãHBTBтелн, тоРповое Уп.чотнгние и Рабочее кол-- -o яа-яета геля, пламяпере <идяс>Й патрубо:-: каме .зы сгогания.

Ьо время тех ж испьтаний фиксир. ют 1!MB((TÛ пс. вл =".;ия по оговых э ({а« ея!(Й де>Г>.—:(<; с:в KpHт(„ческ> х элементов. =а пороговы зя:чения дефектов п(зи(> имс:EBT ((х мин>и?:>ал t яую не»ли«хину кото|зая може ". быт(-зарегистрирована а Iпа - ату(знО при фиксации ОтклОнея лй термсдияамиче< ки. : ">apaMBTvoз

:(ЯКЛР| > Ниб(з хцио нных з аоаКТЕ(зИСТИк з>(емеятав, .г.араметров наработки реУ Cа >w(OЩHOC-;,И Ä >;BC,:-OДО И т, Д, их нами на ::üíûõ значений, На при(;-. ",>»З> ..ОВOB B На Ч(.-. НИЕ- Вr ЛИ Ч«ИН вертикального за зара вклади((а год:(>- пьяна cocT >=-ri xe- I 0 „-0 2 («>>{. а инно с=, вход:>ой кромки рабач»ага колеса яагяетатРля — 2 мм. (««>:(меряю .(С><орасти за 3 н((т>«>я дефек»

-Ов во времени до их критичес><1<х значений - зависимости o T перечислен—

:;ых в>зме ф IK" opoH " учетам длитель((ocr: их зоздействия.

За « ритические принимаются значе;-.;Ия величин дефектзн, появле((ие ка.ор:;(приводит -:-: невозможности даль— к-ейшей эксплуатации усганонки н цс;.>м .:>-=а вероятна>"ти выхода из строя крит..--ческих .лемен <Он. Для п.-иведеяяых выме гй>эи(:.еров ><ри ти-хескими ывля(.>Тсс(c«(едующие вел({чины: верти(<а. .I(,за:-.. Qp н кл=:,д. »(а па>((>((<пни=<а 0 7 щ:„, износ входной КроМКН заба -Bão колеса 1 еятрабежя>эгQ на -.,"BTBтел» вЂ” 20 мм.

)(з(я обработки pB=-уль-(атон и последующей диагностической оценки техни ескогo состояния основных узлов з-аботаю(«ей ус:тая авкi(сОздают ма тB матьча..кие мсдели рабаты узлов уста.— нонки, H.pB,,">còà.ÿëÿþùHB физические зависимости скорости раз вития дефектов к-зитическнх элемеятог каждого узла от ЙЭMpp(IB(«Kx па»рам>=трОВ с

-том их взаимного влияния.

Ук за.|ные алгоритмы каждо|. о узла

О а я({ з, !г"; в вычисли тельных бл(зках 3ВМ.

8 те же бло.-<и Вводят ия формацию

Об у х=.TB ВОЭДейстния случайных фактов,. гутем задания параметров закона

«а >-Г>Р «ДС >B({ rqH Ва В>ЗЕ>МЕН({

704332

Корректор И. Ватрушкина

Заказ 6697/4 Тираж 873 Подписное

В11ИИПИ Государственного комитета. СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал 1П111 "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Определяют эквивалентную скорость развития дефектов установки в целом путем введения результатов вычислений в перечисленных выше блоках в

ЭВМ по заранее определенной математической модели работы установки в целом, представляющей зависимость указанной скорости от скоростей развития дефектов отдельных узлов установки и их взаимного влияния.

Время межремонтного ресурса вычисляют по математической модели в зависимости от эквивалентной скорости развития-дефектов.

Пример. Определен закон изменения эквивалентной скорости развития дефектов газоперекачивающего газотурбинного агрегата, имеюшего наработку после очередного ремонта ?000 ч:, (то) = 1 1 10 Lt — 2000) + 2 ° 10,(1) где 9 (1о) — эквивалентная .скорость развития дефектов устанОвки (ч 1); 1 о — время межремонтного ресурса (ч); текущая наработка установки на момент диагностирования (ч).

Так же определен алгоритм времени межремонтного ресурса в виде

К=Р(ОЛ). Р(<,T) а 3(Т )(3 (O,t) < Р(О,Ц

° j Р(1Я) 3 ) где К вЂ” постоянный коэффициент, зависящий от условий эксРедактор Л. Утехина Техред A.A÷ плуатации, который, например выбирают, исходя. из максимального значения коэффициента готовности установки

P(0,t) — доля межремонтного ресурса, отработанного

-установкой в интервале времени между начальным моментом и моментом диагностирования; (t7o)- доля остаточного межре" монтного ресурса в интервале времени между моментом диагностирования и моментом вывода установки в ремонт, 3(P,t) — интеграл от Р (0,1) В условиях данного примера определены значения величин Р(0,t)= 0,98, 3(0Ц = 1987 ч и l(= 1,86.

В результате численного. решения уравнений (1) и (2) на ЭВМ определяют величину времени межремонтного ресурса данного агрегата, равную

8500 ч.

Как показали расчеты, проведенные применительно к конкретному типу газоперекачиваюших агрегатов ГТК-10-4

ЗО (Ч = 10000 квт), работающих в определенных условиях (газопровод Оренбург-Госграница СССР), использование изобретения позволяет снизить годовое время простоя во всех видах ремонта, например, от 850 до 500 ч, уменьшить затраты на ремонт от 2,5 до 1,5% от стоимости нового агрегата, увеличить среднее по парку агрегатов значение межремонтного ресурса от 8000 до 12000 ч.

Способ определения межремонтного ресурса газотурбинной установки Способ определения межремонтного ресурса газотурбинной установки Способ определения межремонтного ресурса газотурбинной установки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтегазовой отрасли промышленности и может быть использовано в поршневых машинах в качестве насоса или компрессора

Изобретение относится к машиностроению, а именно к машинам объемного действия, в частности к поршневым пневмодвигателям, и может быть использовано, например, в горной промышленности в качестве привода погрузочных машин, лебедок и др

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность в работе камеры сгорания (КС)

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к системам рециркуляции отработавших газов в двигателе внутреннего сгорания (ДВС). Техническим результатом является снижение ударных нагрузок в клапане. Сущность изобретения заключается в том, что система управления ДВС определяет соответствующую задаваемой текущей мощности двигателя массу топлива и массу отработавших газов. При движении поршня из нижней мертвой точки (НМТ) на такте выпуска газов из цилиндра в окрестностях ВМТ система управления закрывает выпускной клапан. В результате часть газов остается в цилиндре и на последующем такте всасывания смешивается с воздухом или топливной смесью. Зарядка пневмоаккумулятора системы пневматического привода клапана осуществляется энергией продуктов сгорания или топливной смеси в цилиндре двигателя, перемещающих поршень компрессора газа системы привода клапана. При этом газ перекачивается из компенсационного пневмоаккумулятора в пневмоаккумулятор системы привода клапана. 1 ил.

Изобретение относится к газораспределению двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Техническим результатом является снижение ударных нагрузок в клапанной системе. Сущность изобретения заключается в том, что при движении газораспределительного клапана из одной крайней точки в другую система управления отслеживает текущее положение и скорость клапана и определяет момент времени начала его торможения, в соответствии с которым золотником управления меняет направление подачи газа из пневмоаккумулятора в противоположный объем поршня привода клапана. Скорость клапана перед крайней точкой его движения уменьшается. Затем система управления возвращает золотник в предыдущее положение, и газ из пневмоаккумулятора окончательно завершает установку клапана в заданное положение. Зарядка пневмоаккумулятора осуществляется энергией продуктов сгорания в цилиндре ДВС посредством поршня компрессора. 1 ил.
Наверх