Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства

 

Мт и ...,,, бабаи +

ОП И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскин

Социалистических

Республик i» 716891

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено18.10.77(21) 2531286/27-11 с присоединением заявки М— (23) ПриоритетОпубликовано 25.02.80.Бюллетень М 7

Дата опубликования описания 28.02.80 (51)M. Кд.

В 60Q 1/38

Внуднрстнвнньй квннтвт

СССР не ленни нввбрвтвннй н втнрытнй (5З) УДК621.37 ..33 5 (088. 8 ) (72) Авторы изобретения

А. С. Беляев, lO. А. Купеев, E. Л Шильннков-Дмитриев и В. А. Якушев

Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (7l) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРЕРЫВАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ

ПОВОРОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области автотракторного электрооборудования и предназначено для получения мигающих световых сигналов в указателях поворота транспортного средства.

Известны электронные прерыватели, содержащие задатчик циклов, коммутирующий элемент которого периодически прерывает ток сигнальных ламп с помощью контактов исполнительного реле или бесконтактным способом, а защиту от перегрузок обеспечивает блокирующий транзистор, включенный переходом коллекторэмиттес в цепь питания задатчика циклов 1). Недостатком таких прерывателей является затрудненное обнаружение факта короткого замыкания.

Известен также электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства, содержащий транзисторный за- щ датчик циклов, коммутирующий элемент которого соединен последовательно с переключателем направления и сигнальными лампами, узел контроля исправности ламп, датчик перегрузки, включенный между источником питания и входом порогового транзистора L2).

Недостаток известного прерывателя состоит в том, что в реальных условиях затруднено обнаружение факта короткого замыкания в электропроводке или указателях поворота, особенно при блуждающем" контакте с массой транспортного средства, поскольку при исчезновении короткого замыкания автоматически вос станавливается его работа.

Другим недостатком таких прерывателей является то, что защита от перегрузок обеспечивается при токах, близких к току полного короткого замыкания. Однако при эксплуатации транспортного средства с прицепом из-за большой длины электроцепей встречаются случаи частичного короткого замыкания, при котором известные прерыватели не эффективны.

Целью изобретения является сигналязация и защита от токов перегрузки электронного прерывателя указвтепей по. : ворота транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что к транзистору звдатчика циклов под. ключен тиристор, управляющий электрод которого соединен с коллектором порогового транзистора. Кроме того, с целью зашиты от пусковых токов сигнальных ламп, между базой порогового транзистора и датчиком перегрузки может быть включена < С-цепочка.

Такая схема позволяет обеспечить надежную сигнализацию о наличии короткого замыкания во внешней цепи и одновременно с этим защитить электронный прерыватель от токов перегрузки даже в случае "частичного" короткого замыкания.

Нв чертеже приведена. принципиальная, электрическая схема йредлвгаемого прерыввтеля. Она содержит транзистор: 1 ,й-р- и проводимости, р-5-р проводимости транзисторы 2,3 и 4, электромагнитное реле 5 с замыкающим контактом 6, диод 7, тиристор 8, конденсаторы 9 и, 10, резисторы 11 - 18, датчик 19 ne\ регрузки, токовые реле 20 и 21 контроля, переключатель 22 направления, сигнальные лампы 23 - 26, 27 и 28 накаливания указателей поворота и контрольные лампы 29, 30 транспортного средства и его прицепа соответственно.

Переход база-эмиттер транзистора 1 задатчикв циклов включен в диагональ моста, образованного резисторами 11, 12, 13, 14, 15, à его коллектор соединен с базой составного транзистора 3,4. .В коллекторную цепь составного транзистора 3,4 включена обмотка электромагнитного репе 5, замыкающий контакт

6 которого соединен последовательно с переключателем 22 направления, обмотками токовых реле 20, 21 контроля и сигнальными лампами 23, 29 27 (25, 26, 28). База транзистора 1 через цепь конденсатор 9 — резистор 13, а эмиттер — через цепь диод 7 — резистор

16 связаны с выходом прерывателя.

Катод тиристорв 8 через резистор 17 соединен с эмиттером транзистора 1.

Анод тиристора 8 связан с эмиттером транзистора 2 и положительным выводом источника питания. Управляющий электрод тиристора 8 соединен с коллектором транзистора 2. Датчик 19 перегрузки, включенный между источ,ником питания и входом порогового транзисторе 2, соединен последоввтель5

1S

М

91 4 но с контактом 6 реле 5. Между базой транзистора 2 и датчиком 19 пере грузки включена Р С-цепочка конденсатор 10 — резистор 18. Датчиком перегрузки может служить измерительный ре зистор, сопротивление перехода коллекторэмиттер транзистора мощности при бесконтактном коммутировании тока и т.д.

Работа прерывателя происходит следующим образом. В исходном состоянии все транзисторы закрьггы. При включении сигнальных ламп 23, 24, 27 (или 24, 25, 28) указателей поворота с помощью переключателя 22 направления параллельно резистору 14 подключается резистор

16, потенциал эмиттера транзистора 1 понижается, и транзистор 1, а.следовательно, и составной транзистор 3, 4 открываются. Реле 5 срабатывает и посредством своего замыкающего контакта

6, подает нв сигнальные лампы напряжение источника питания. Конденсатор 9 оказывается подключенным одной из обкладок к положительному выводу источника питания и заряжается, вследствие чего транзисторы 1,3 и 4 удерживаются в проводящем состоянии, При этом эмиттер транзистора 1 подключен к делителю напряжения, образованному только резисторами 14, 15, поскольку резистор 16 не щунтирует резистор 14 благодаря выбранному направлению вклю.чения диода 7, а резистор 15 не шунтируется резистором 17, твк как падение напряжения на датчике 19 перегрузки при нормальном токе сигнальных ламп мало и не может открьггь пороговый транзистор 2, а следовательно, и тиристор 8. По окончании заряда конденсатора 9 транзисторы 1, 3 и 4. переходят в звкрьггое состояние. Обмотка реле 5 обесточиввется, контакт 6 размыкается, и происходит разряд конденсатора 9.

Далее цикл работы прерыввтеля повторяется, В случае короткого замыкания в цепях сигнальных ламп сигнал, поступак ший с датчика 19 перегрузки, открывает пороговый транзистор 2. Вслед эа ним включается тиристор 8, и потенциал эмиттера транзистора 1 относительно его базы скачком повышается, вызывая закрывание транзисторов 1, 3 и 4 звдатчикв циклов. Поэтому прекращается циклическая работа исполнительного реле 5 а сигнальные лампы 23, 24, 27 (24, 25, 28) гаснут. Одновременно с этим перестают мигать обе конт5 71 рольные лампы 29 и 30, сигнализируя о появлении короткого замыкания в цепях ,сигнальных ламп. В таком состоянии прерыватель может находиться сколь угодно долго.

Лля возобновления работы прерывателя необходимо принудительно выключить и вновь подать напряжение питания.

При повторном включении, если короткое замыкание не устранено, прерыватель снова автоматически выключается, реагируя на ток перегрузки в первом же цикле включения контактов 6 реле 5. Контрольные лампы 29 и 30 однократно мигнут в этом случае и погаснут.

Технико-экономический эффект заклк чается в повышении надежности и увеличении срока службы электронного прерывателя, благодаря использованию тиристора, подключенного к задатчику циклов и выполняющего функции сигнализации и защиты от токов перегрузки. формула изобретения

1. Электронный прерыватель указате о лей поворота транспортного средства, 6891 6 содержащий транзисторный задатчик циклов, коммутирующий элемент которого соединен последовательно с переключателем направления и сигнальными лампами, узел контроля исправности ламп, датчик перегрузки, включенный между источником питания и входом порогового транзистора, о т л и ч а ю ш н и с я тем, что, с целью сигнализации и защиты от

1о токов перегрузки, к транзистору задатчика циклов подключен тиристор, управляющий электрод которого соединен с коллектором порогового транзистора.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю15 щ е е с а тем, что, с целью зашиты.от пусковых токов сигнальных ламп, между базой порогового транзистора и датчиком перегрузки включена RC-цепочка.

20 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Ж 3263119, кл. 3 15-77э 1 966.

2. Патент Франции Q 2168621, кл. Н 03 К 3/00, 1973 (прототип).

Составитель П, Бирюков

Редактор С. Байкова Техред С. Мигай Корректор Н. Задерновская

Заказ 9731/20 Тираж 763 Подписное

UHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-.35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к внешней световой сигнализации об изменении направления движения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства и может быть использовано на транспортных средствах
Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к переключателям указателей поворота автомобиля Цель изобретения повышение надежности и удобства эксплуатации

Изобретение относится к переключателям указателей поворотов и света транспортного средства

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для прерывистого включения электрооборудования

Изобретение относится к электротехнике, в частности к генераторам электрической энергии вращающегося колеса транспортного средства в электрическую энергию для ее потребителей, установленных на этих колесах, в частности, источников световой энергии

Изобретение относится к электротехнике, в частности к генераторам электрической энергии для преобразования кинетической энергии вращающегося колеса транспортного средства в электрическую энергию для ее потребителей, установленных на этих колесах, в частности источников световой энергии, установленных на колесах транспортных средств
Наверх