Тягово-сцепное устройство транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1 1) 724366

Союз Советских

Социалистических ресоублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.04.78 (21) 2600546/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.03.80. Бюллетень № 12 (45) Дата опубликования описания 30.03.80 (51) М. К .

В 60D 1/04

Госудаоственный комитет

СС С.P (53) УДК 629.114.2 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

А. А. Гущин (71) Заявитель (54) ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

Наиболее близким из известных технических решений является тягово-сцепное устройство транспортного средства, содержащее установленный на кронштейне грибовидный тяговый элемент с контактной шейкой и дышло с тяговой петлей, оборудованное подпружиненным упором, выполненным с выемкой, контактирующей с контактной 0 шейкой тягового элемента (1).

Известное устройство недостаточно надежно и недолговечно.

Цель изобретения заключается в улучшении эксплуатационных характеристик уст- 15 ройства.

Цель достигается тем, что дышло выполнено в виде трубы, тяговая петля закреплена на дышле резьбовой втулкой, застопоренной гайкой, подпружиненный упор вы- 20 полнен цилиндрическим, размещен в указанной трубе и оборудован дугообразным подпружиненным фиксатором, пропущенным сквозь соосные отверстия, выполненные в трубе дышла, и продольный па"- в подпру- 25 жиненном упоре, а кронштейн оборудован упором, выполненным в виде вертикальной пластины, расположенной по оси тяговосцепного устройства, Кроме того, в теле подпружиненного упо- 30 ра выполнены каналы для подвода смазки к трущимся поверхностями, а ближние к сцепной петле отверстия выполнены овальными, с диаметрами, большими диаметра фиксатора.

На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство, вид сбоку в разрезе; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

Тягово-сцепное устройство содержит кронштейн 1 с упором 2, установленный на тягаче, на котором закреплен тяговый элемент

3 грибовидной формы с вогнутой контактной шейкой 4 и выпуклой запирающей шейкой 5. Дышло 6 выполнено в виде трубы, на которой имеется резьба. На резьбу навернута резьбовая втулка 7 с тяговой петлей 8.

Втулка законтрена гайкой 9.

В отверстие дышла с возможностью продольного перемещения установлен упор 10 цилиндрической формы с продольным пазом 11. В теле упора 10 выполнены отверстия 12 и 13 и каналы 14 и 15 для смазки, а также кольцевая канавка 16. Консистентная смазка подается через пресс-масленку

17. На наружном конце .упора 10 имеется симметричный шип 18 с выемкой 19. Последняя вместе с тяговой петлей 8 образует зев

20, диаметр которого равен диаметру контактной шейки 4. Каналы 14 и 15 служат для смазки выемки 19 и контактной шейки

724366

З0

40

3

4, а кольцевая канавка 16 — для смазки упора и направляющего отверстия дышла.

В дышле имеются четыре попарно соосных отверстия: передние 21 и 22 и задние

23 и 24. В эти отверстия, а также в отверстия 12 и 13 упора 10 соответственно при зацеплении и при движении прицепа установлен дугообразный упругий фиксатор 25 с пружиной 26. Конец фиксатора, на котором установлена пружина, длиннее конца без нее. Передние отверстия 21 и 22 дышла выполнены овальными и большего диаметра, чем диаметр стержня фиксатора.

Между упором 10 и длинным концом фиксатора 25 размещена возвратная пружина

27. Кронштейн 1 закреплен на тяговом стержне 28, имеющем возможность ограниченного продольного перемещения вперед и назад в направляющих отверстиях фланца

29 и стакана 30, а также вращения вокруг своей оси. На тяговый стержень 28 надет амортизатор, состоящий из двух опорных шайб 31 и упругого элемента 32.

Тягово-сцепное устройство работает следующим образом.

При подъеме дышла 6 за фиксатор 25 последний сжимает пружину 26, а его короткий конец попадает из сквозного отверстия 12 в закрытый паз 11 упора 10. Упор под действием возвратной пружины 27, обладающей демпферными свойствами, выходит своим шипом 18 с выемкой 19 нз трубы дышла 6 в зону тяговой петли 8. При надевании тяговой петли на направляющий конус грибовидного тягового элемента 3 петля скользит по нему, утапливая одновременно упор 10 внутрь трубы дышла. После прохода тяговой петлей 8 и шипом 18 шейки 5 петля и шип фиксируются на контактной шейке 4. При легком нажатии фиксатор 25 входит в сквозное отверстие 13 упора 10, затем и в отверстие 22 трубы дышла.

Процесс зацепления окончен. Кроме того, зацепление возможно и тогда, когда фиксатор 25 находится в отверстии 13 упора 10.

Расцепление выполняется в обратном порядке.

В процессе движения по дороге прицеп совершает вертикальные перемещения относительно тягача, которые заставляют качаться дышло относительно точки контакта, образованной тяговой петлей 8 с контактной шейкой 4. При этом выемка 19 симметричного шипа 18 упора 10 скользит, не размыкаясь, по контактной шейке 4 за счет упругости дугообразного фиксатора 25 и овальных отверстий 21 и 22 дышла, что обеспечивает беззазорность сцепки при вертикальных перемещениях прицепа относительно тягача.

15

При горизонтальных перемещениях прицепа относительно тягача беззазорность тягово-сцепного устройства обеспечивается равенством диаметра зева 20, образованного тяговой петлей 8 и выемкой 19 симметричного шипа 18, диаметру вогнутой контактной шейки 4. Регулировку диаметра зева 20 производят перемещением втулки 7 по резьбе дышла 6.

Тормозные усилия от прицепа воспринимаются упором 2 кронштейна 1 и гасятся амортизатором, помещенным в стакане 30.

Постоянная смазка зоны контакта элемента 3 с тяговой петлей 8 и выемкой 19 предотвращает износ сцепного устройства и делает его более долговечным.

Ликвидация зазоров в резьбовом сочленении дышло 6 — втулка 7 за счет контровки гайкой 9 предотвращает динамические нагрузки, что также увеличивает долговечность сцепки.

Формула изобретения

1. Тягово-сцепное устройство транспортного средства, содержащее установленный на кронштейне грибовидный тяговый элемент с контактной шейкой и дышло с тяговой петлей, оборудованное подпружиненным упором, выполненным с выемкой, контактирующей с контактной шейкой тягового элемента, отличающееся тем, что, с целью улучшения его эксплуатационных характеристик, дышло выполнено в виде трубы, тяговая петля закреплена на дышле резьбовой втулкой, застопоренной гайкой, подпружиненный упор выполнен цилиндрическим, размещен в указанной трубе и оборудован дугообразным подпружиненным фиксатором, пропущенным сквозь соосные отверстия, выполненные в трубе дышла, и продольный паз в подпружиненном упоре, а кронштейн оборудован упором, выполненным в виде вертикальной пластины, расположенной по оси тягово-сцепного устройства.

2. Устройство по п. 1, отл и ч а ющеес я тем, что в теле подпружиненного упора выполнены каналы для подвода смазки к трущимся поверхностям.

3. Устройство по п. 1, отл и ч а ю щ ее с я тем, что ближние к сцепной петле отверстия выполнены овальными, с диаметрами, большими диаметра фиксатора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США М 2078851, кл. 280 — 513, 1937.

724366

19 фиг.

Редактор А. Купрякова

Заказ 531/3 Изд. № 241 Тир аж 772 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель С. Макаров

Техред А. Камышникова

Корректоры: О. Данишева и Е. Осипова

Тягово-сцепное устройство транспортного средства Тягово-сцепное устройство транспортного средства Тягово-сцепное устройство транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройствам для соединения тракторов с агрегатируемыми машинами

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для соединения автомобиля - тягача и прицепа автопоезда

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Автопоезд // 2457141
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автопоездов

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств
Наверх