Статор электрической машины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИЯЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик («)746822 (б1) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 230877 (21) 2521510/24-07 с присоединением заявки М

{я)М. Кл.2

Н 02 К 3/4.6

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 070780. Бюллетень М 25

{53) УДК 621. 313. .04 (088,8) Дата опубликования описания 070780 (72) Авторы изобретения

P.Е. Маламуд, И. Я. Черемисов и Г. E . .Шумовская (71) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при конструировании крупных электрических машин с беспазовым сердечником статора.

Известен статор электрической машины, в зазоре которой закреплена посредством электроизоляционных элементов крепления с изоляцией, имеющей полупроводящее покрытие, соединенное электрически с сердечником (11.

Однако отмечаются повьхаенные потери s цепях электрического соединения полупроводящего покрытия с сердечником, которые вызваны наличием переменных магнитных полей в зазоре машины и которые в свою.очередь увеличивают нагрев и снижают надежность машины.

Предлагаемый статор отличается тем, что электрическое соединение полупроводящего покрытия с сердеч- 25 ником выполнено посредством элементов крепления, причем последние содержат полупровсйящие слои..

Полупроводящие слои могут быть раз. мешены на поверхностях элементов 3Я крепления в направлении, параллельном продольной оси статора.

Кроме того, сами элементы .крепления могут быть выполнены в виде чередунхцихся электроизоляционных и полупроводящих слоев, плоскости которых расположены перпендикулярно продольной оси статора.

На фиг. 1 изображен статор электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 — конструкция токопроводящего элемента крепления.

В сердечнике статора выполнены треугольные пазы, в которых уложены нижние стержни 2 обмотки, а поверх них — верхние стержни 3 обмотки.

Каждый изолированный стержень обмотки поверх изоляции имеет йолупроводящее покрытие 4. Обмотка закреплена с помощью клиновых элементов крепления 5 и 6 между сердечником статора 1 и немагнитным кольцом 7.

Элемент крепления 5 содержит полупроводящий наружный слой 8, размещенный на поверхностях элемента крепления 5 в направлении, параллельном продольной оси статора.

Электроиэоляционная серцевина элеМента крепления можен быть выполнена, 3

746822 контакты между полупроводящими оболбчками стержней обмотки и сердечником. При этом выполнение электричес- ких соединений полупроводящей оболочки обмотки с сердечником в виде полупро5 водящих слоев в элементах крепления

S толщину которых можно регулировать и задавать достаточно малой, позволяет предотвратить наведение значительных токов и потерь в них от электромагнитных полей машины, что повышает надежность и КГЩ машины .

Формула изобретения например, на основе электроизоляционного стеклопластика, а наружный полувроводящий слой образован, например, электроизоляционной тканью, стеклянной или асбестовой, пропитанной полупроводящим компаундом на основе синтетической смолы, и полупроводящего наполнителя, например сажи или графита. Наружный полупроводящий слой может быть также образован полупроводящей тканью, например на основе медьсодержащей пряжи .или углеродосодержащих, графитовых волокон, пропитанной электроизоляционной синтетической смолой.

В этом случае для наилучшего осуществления контактов поверхности 15 элемента крепления примыкающие к стальному сердечнику и граням об- мотки прошлифовываются для снятия поверхностного слон электроизоляционного компаунда; Для улучшения контак- () та после прошлифовки на упомянутые поверхности целесообразно нанести полупроводящий слой. 1

Элементы крепления в аксиальном направлении может бйть набран из чередующихся полупроводящих 9 и элек-

25 троизоляционных 10 тонких слоев, плоскости которых перпендикулярны продольной оси машины.

В элементе крепления могут быть предусмотрены аксиальные каналы 11 и радиальные для охлаждения или других целей.

Емкостные токи изоляции обмотки собираются на примыкающий к обмотке 35 полупроводящий слой 8 и затем, распределяясь между параллельными полупроводящими слоями -9, протекают по ним к примыкающему к сердечнику rfpoводящему слою 8.

«4У

Предложенная конструкция статора обеспечивает надежные электрические

1. Статор электрической машины, в зазоре которой закреплена посредством электроизоляционных элементов крепления обмотка с изоляцией, имеющей полупроводящее покрытие, соединенное электрически с сердечником, о т л и — ч а. ю шийся тем,что,с целью повышения надежности и сокращения потерь, электрическое соединение полупроводящего покрытия с сердечником выполнено посредством упомянутых элементов крепления, причем последние содержат полупроводящие слои.

2, Статор по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что полупроводящие слои размещены на поверхностях элементов крепления в направлении., параллельном продольной оси статора.

3. Статор по пп.1 и 2, о т л и ч а ю шийся тем, что элементы крепления выполнены в виде чередующихся электроизоляционных и полупроводящих слоев, причем плоскости упомянутых слоев расположены перпендикулярно продольной оси статора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Англии 7837546, кл, Н 82 К, 1960.

746822

Составитель Г. Горлик

Редактор О. филиппов а Техред Ж. Кастелевич Корректор (y. Щаро щ

Заказ 3971/49 Тираж 783 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1130035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим машинам

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается усовершенствования устройства многослойного проволочного бандажа крепления обмотки на цилиндрическом якоре электрической машины

Изобретение относится к области электротехники, а именно электрических машин постоянного тока и может быть использовано при разработке тяговых электродвигателей, судовых гребней электродвигателей, двигателей экскаваторов и т

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в трансформаторах и электрических машинах
Наверх