Статор электрической машины
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ИЯЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик («)746822 (б1) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 230877 (21) 2521510/24-07 с присоединением заявки М
{я)М. Кл.2
Н 02 К 3/4.6
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 070780. Бюллетень М 25
{53) УДК 621. 313. .04 (088,8) Дата опубликования описания 070780 (72) Авторы изобретения
P.Е. Маламуд, И. Я. Черемисов и Г. E . .Шумовская (71) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при конструировании крупных электрических машин с беспазовым сердечником статора.
Известен статор электрической машины, в зазоре которой закреплена посредством электроизоляционных элементов крепления с изоляцией, имеющей полупроводящее покрытие, соединенное электрически с сердечником (11.
Однако отмечаются повьхаенные потери s цепях электрического соединения полупроводящего покрытия с сердечником, которые вызваны наличием переменных магнитных полей в зазоре машины и которые в свою.очередь увеличивают нагрев и снижают надежность машины.
Предлагаемый статор отличается тем, что электрическое соединение полупроводящего покрытия с сердеч- 25 ником выполнено посредством элементов крепления, причем последние содержат полупровсйящие слои..
Полупроводящие слои могут быть раз. мешены на поверхностях элементов 3Я крепления в направлении, параллельном продольной оси статора.
Кроме того, сами элементы .крепления могут быть выполнены в виде чередунхцихся электроизоляционных и полупроводящих слоев, плоскости которых расположены перпендикулярно продольной оси статора.
На фиг. 1 изображен статор электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 — конструкция токопроводящего элемента крепления.
В сердечнике статора выполнены треугольные пазы, в которых уложены нижние стержни 2 обмотки, а поверх них — верхние стержни 3 обмотки.
Каждый изолированный стержень обмотки поверх изоляции имеет йолупроводящее покрытие 4. Обмотка закреплена с помощью клиновых элементов крепления 5 и 6 между сердечником статора 1 и немагнитным кольцом 7.
Элемент крепления 5 содержит полупроводящий наружный слой 8, размещенный на поверхностях элемента крепления 5 в направлении, параллельном продольной оси статора.
Электроиэоляционная серцевина элеМента крепления можен быть выполнена, 3
746822 контакты между полупроводящими оболбчками стержней обмотки и сердечником. При этом выполнение электричес- ких соединений полупроводящей оболочки обмотки с сердечником в виде полупро5 водящих слоев в элементах крепления
S толщину которых можно регулировать и задавать достаточно малой, позволяет предотвратить наведение значительных токов и потерь в них от электромагнитных полей машины, что повышает надежность и КГЩ машины .
Формула изобретения например, на основе электроизоляционного стеклопластика, а наружный полувроводящий слой образован, например, электроизоляционной тканью, стеклянной или асбестовой, пропитанной полупроводящим компаундом на основе синтетической смолы, и полупроводящего наполнителя, например сажи или графита. Наружный полупроводящий слой может быть также образован полупроводящей тканью, например на основе медьсодержащей пряжи .или углеродосодержащих, графитовых волокон, пропитанной электроизоляционной синтетической смолой.
В этом случае для наилучшего осуществления контактов поверхности 15 элемента крепления примыкающие к стальному сердечнику и граням об- мотки прошлифовываются для снятия поверхностного слон электроизоляционного компаунда; Для улучшения контак- () та после прошлифовки на упомянутые поверхности целесообразно нанести полупроводящий слой. 1
Элементы крепления в аксиальном направлении может бйть набран из чередующихся полупроводящих 9 и элек-
25 троизоляционных 10 тонких слоев, плоскости которых перпендикулярны продольной оси машины.
В элементе крепления могут быть предусмотрены аксиальные каналы 11 и радиальные для охлаждения или других целей.
Емкостные токи изоляции обмотки собираются на примыкающий к обмотке 35 полупроводящий слой 8 и затем, распределяясь между параллельными полупроводящими слоями -9, протекают по ним к примыкающему к сердечнику rfpoводящему слою 8.
«4У
Предложенная конструкция статора обеспечивает надежные электрические
1. Статор электрической машины, в зазоре которой закреплена посредством электроизоляционных элементов крепления обмотка с изоляцией, имеющей полупроводящее покрытие, соединенное электрически с сердечником, о т л и — ч а. ю шийся тем,что,с целью повышения надежности и сокращения потерь, электрическое соединение полупроводящего покрытия с сердечником выполнено посредством упомянутых элементов крепления, причем последние содержат полупроводящие слои.
2, Статор по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что полупроводящие слои размещены на поверхностях элементов крепления в направлении., параллельном продольной оси статора.
3. Статор по пп.1 и 2, о т л и ч а ю шийся тем, что элементы крепления выполнены в виде чередующихся электроизоляционных и полупроводящих слоев, причем плоскости упомянутых слоев расположены перпендикулярно продольной оси статора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Англии 7837546, кл, Н 82 К, 1960.
746822
Составитель Г. Горлик
Редактор О. филиппов а Техред Ж. Кастелевич Корректор (y. Щаро щ
Заказ 3971/49 Тираж 783 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1130035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4