Статор электрической машины

 

ОП ИСАНИЕ

И ЗЬ6РЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических . Республик (ii) 815841 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.06.77 (21) 2495894/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

Н 02 КЗ/46

Государственный комитет

СССР (53) УДК 621.313..04 (088.8) Опубликовано 23.03.81. Бюллетень №11

Дата опубликования описания 28.03.81 па делам изобретений н открытий (72) Автор изобретения

P. Е. Мал а муд (7 1 ) Заявитель (54) CTATOP Э.ЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к высоковольтным электрическим машинам, в частности к статорам электрических машин с обмотками полностью илн частично вынесенными в рабочий зазор машины.

Известна конструкция статора электрической машины с высоковольтной обмоткой, расположенной в рабочем зазоре и крепящейся к беззубцовому шихтованному сердечнику магнитопровода с помощью элеКтроизоляционных элементов (1).

Недостатком такой конструкции является то, что в высоковольтное поле обмотки статора попадает вся система крепления обмотки в зазоре, что приводит к необходимости изготовления ее из материалов с высокими диэлектрическими свойствами.

Известен также статор электрической машины, содержащий сердечник и многослойную обмотку, которая полностью или частично размещена в рабочем зазоре машины и имеет на длине активной зоны статора поверх изоляции полупроводящие оболочки, соединенные электрически с сердечником (2).

Недостатком этой конструкции является то, что в ней не предусмотрены конструктивные меры по ограничению паразитных токов в полупроводящих оболочках и выравниванию потерь от емкостных токов в полупроводящих оболочках слоев обмотки.

Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения отвода емкостных токов всех слоев обмотки в сердечник и ограничения потерь в полупроводящих оболочках обмотки.

Цель достигается тем, что полупроводящие оболочки вышележащих слоев обмотки. контактирующие с оболочками нижележащих слоев обмотки, выполнены с сопротивлениями, уменьшающимися по направлению к сердечнику обратно пропорциональ15 но квадрату номера слоя (считая от зазора). Так как токи, протекающие по полупроводящим оболочкам нижележащих слоев обмотки, увеличиваются пропорционально номеру слоя, то при выдерживании указанного соотношения сопротивления оболочек, потери от протекания в них емкостных токов будут распределены равномерно и, следовательно, могут быть выбраны оптимальными.

815841

На чертеже показан обмоточный слой статора электрической машины, поперечный разрез.

На шихтованном сердечнике 1 расположены вынесенные в рабочий зазор слои 2 и 3 обмотки. Стержни обмотки имеют поверх изоляции полупроводящие оболочки

4 и 5. Обмотка крепится со стороны зазора системой элементов 6, обеспечивающих надежный электрический контакт оболочек слоев обмотки между собой и с сердечником статора.

При работе машины емкостные токи изоляции стержней верхнего слоя обмотки 3 отводятся через полупроводящие оболочки

4 и 5 в сердечник 1. При этом емкостные токи слоя 2 .суммируются с емкостными токами слоя 3 в полупроводящей оболочке 5, имеющей в данном случае сопротивление в четыре раза меньше, чем сопротивление оболочки 4, что обеспечивает равенство потерь от емкостных токов в оболочках слоев обмотками. Так как индукция магнитного поля наиболее высока в области верхних слоев обмотки статора, предложенное распределение .сопротивления полупроводящих оболочек по слоям обмотки, при котором наиболее высоким будет сопротивление оболочки верхнего слоя, способствует также ограничению и выравниванию потерь от

«паразитных» токов, наводящихся в полупроводящих оболочках обмоток магнитными полями машины.

Предлагаемое решение может быть распространено не только на обмотки с шахматным расположением стержней, но и на обмотку со стержнями, расположенными один над другим.

Для дальнейшего ограничения токов, наводящихся в полупроводящих оболочках магнитными полями машины, материал оболочек может быть выполнен с анизотропным электрическим сопротивлением, меньшим .в радиальном направлении и большим в аксиальном. Анизотропия свойств может

4 быть достигнута, например, применением для образования полупроводящих .оболочек нитей из медьсодержащего стекловолокна или углеродосодержащих графитовых нитей, пропитанных электроизоляционным связующим. Возможно также изготовление оболочек на основе асбестовой или стеклоткани, пропитанных полупроводящим термореактивным компаундом с наполнителями, например, сажей или графитом.

Выравнивание таким образом потерь в

10 слоях обмотки статора позволяет повысить надежность работы машины.

Формула изобретения

1. Статор электрической машины, содержащий. сердечник и многослойную обмотку, которая полностью или частично размещена в рабочем зазоре машины и имеет на длине активной зоны статора поверх изоля 0 ции полупроводящие оболочки, соединенные электрически с сердечником, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения отвода емкостных токов всех слоев обмотки в сердечник и ограничения потерь, полупроводящие оболочки вышележащих слоев обмотки, контактирующие с оболочками нижележащих слоев обмотки, выполнены с сопротивлениями, уменьшающимися по направлению к сердечнику обратно пропорционально квадрату номера

2. Статор по и. 1, отличающийся тем, что упомянутые полупроводящие оболочки вы.полнены анизотропными по электрическому сопротивлению так, что . в радиальном направлении оно минимально, а в аксиаль35 ном — максимально.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании № 881468, кл. 35 А, 1958.

2. Патент Великобритании № 837546, кл. 35 А,1958.

815841

Редактор С. Патрушева

Заказ 693/85

Составитель Ф. Подольская

Техред А Войкас Корректор В. Бутяга

Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим машинам

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается усовершенствования устройства многослойного проволочного бандажа крепления обмотки на цилиндрическом якоре электрической машины

Изобретение относится к области электротехники, а именно электрических машин постоянного тока и может быть использовано при разработке тяговых электродвигателей, судовых гребней электродвигателей, двигателей экскаваторов и т

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в трансформаторах и электрических машинах
Наверх