Статор электрической машины

 

ОПИСАНИК

H3OBPexrnVS

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

Сееэ Советских

Сецналистичесммх

Ресвублмк, н>792483 (61) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено 2212,77 (2т) 2558752/24-07 (51)М. Кл. . с присоединением заявки М (23) Приоритет

Н 02 К 3/46

Государственный комитет

СССР яо делам изобретений и открытий

Опубликовано 301280 Бюллетень йо 48 (53) УДК 621. з1з. .042.3(088.8) Дата опубликования описания 301280. (72) Лвторы изобретения

A.A. Чигиринский, В.Г. Данько, Н.Г. Гринченко,И.Я.Черемисов, Р.И. Третевич и Г.В ° Пенкина (73) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к областиэлектромашиностроения и может быть использовано в неподвижных статорах и во вращающихся якорях крупных электрических машин, обмотка которых расположена частично в пазах и частично выступает в воздушный зазор между обмоткой возбуждения и сердечником якоря.

Известны электрические машины с обмотками, частично расположенными в пазах и частично выступающими в зазор. В этих конструкциях в сердечнике имеются пазы, в которых частично расположены стержни и элементы их радиального крепления lil.

Эти конструкции сложны и требуют наличия дополнительного пространства для размещения элементов крепления, выходящего за пределы пространства, занимаемого обмоткой.

Известна также конструкция статора электрической машины, содержащей сердечник с пазами, имеющими в поперечном сечении форму треугольника и многослойную стержневую обмотку, в которой стержни соседних слоев расположены в шахматном порядке и примыкают друг к другу по двум граням, а стержни нижнего слоя размещены частично в пазах сердечника,а частично в рабочем зазоре машины, в котором размещены остальные слои, зафиксированные относительно нижнего слоя посредством изоляционных клиновидных элементов, расположенных между верхним слоем обмотки и цилиндром из изоляционного материала (21 .

Этот цилиндр воспринимает íà се 0 бя все радиальные усилия, что приводит к необходимости выполнения его значительной толщины, что существенно снижает коэффициент заполнения слоя обмотки и эффективность всей конструкции.

Другим недостатком такого статора электрической машины является недостаточно высокая ремонтоспособность. Так, при необходимости заме2О ны только одного из стержней, цилиндр должен быть снят, для чего потребуется раскрепление всей обмотки.

Целью изобретения является улуч.25 .шение ремонтоспособности.

Цель достигается тем, что между стержнями обмотки расположены прокладки, в пазах которых размещены элементы крепления, каждый из кото30 рых закреплен на двух валиках,при792483 чем в сердечнике выполнены полузакрытые аксиальные пазы, в каждом из которых расположена пружинящая обойма, охватывающая один из валиков,а второй валик размещен в резьбовом пальце, закрепленном в отверстиях клиновидных элементов с помощью гайки °

На фиг. 1 изображен статор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 -- разрез A-A на Фиг. 1; на фиг. 3 — узел I на фиг. 2; на фиг. 4 — узел ll на фиг. 2; на фиг. 5 - схема образования гибкой части элемента <репления;на фиг.б узел ll на фиг. 2 (модификация исполнения); на фиг. 7 - разрез Б-Б на 15 фиг. 2.

На чертежах изображена двухслойная обмотка. При выполнении обмотки в три и более слоев, крепление осуществляется аналогично. 20

В воздушном зазоре 1 между статором 2 и.ротором 3 расположена обмотка 4. B сегментах 5 сердечника статора 2 выполнены треугольные пазы б,в р5 которых уложен первый слой стержней обмотки 4. В образовавшихся пазах первого слоя стержней обмотки 4 расположен второй слой стержней обмотки 4. B образовавшиеся пазы последне- З

ro слоя уложены клиновндные элементы

7. Между стержнями обмотки 4 расположены прокладки 8, которые в нескольких местах по длине имеют вырезки 9 (фиг. 7), образуя наклонные к радиусам щелевые зазоры, в которых расположены элементы крепления 10. Элемент крепления 10 может быть выполнен в виде гибкой тяги (напрнмер, из стеклошнура), снабженной жесткими концами (не показано). Однако преиму-4ф щественно исполнение, при котором элемент крепления 10 состоит из намотанной по спирали стальной полосы 11 (Фиг. 5) с высоким электрическим и магни ным сопротивлением, охватывающей с одной стороны валик 12, а с другой стороны валик 13. Валик 13 вместе с полосой 11 закреплен внутрл пружинящей обоймы 14 (фиг. 4, фиг. 6), а валик 12 в резьбовом паль- @ це 15 (Фиг. 3) . B сердечнике статора

2 выполнены полузакрытые пазы 16, в которых через изоляционную прокладку 17 установлены пружинящие обоймы

14, охватывающие валики 13. Резьбовые пальцы 15 элементов крепления 10 входят в отверстия, выполненные в клиновидных эл ментах 7. На резьбовой палец 15 навинчена гайка 18, которая через стопорнув шайбу 19 опирается на клнновицный элемент 7. Для созда- gj ния подпружинивающего действия на случай усыхания обмотки 4 пружинная обойма 14 снабжена выступающим в зазор гибким пружинящим выступом 20, который до затяжки гайки 18 занимает положение 21 (фиг ° б - модифика,ция исполнения до фиг. 4).

При работе машины тангенциальное усилие от обмотки 4 передается на сердечник 2 через стенки треугольных пазов. Радиальное усилие создается путем навинчивания гаек 18 на резьбовые пальцы 15. При этом клиновидные элементы 7 давят на стенки верхнего слоя стержней обмотки 4, которые прижимают нижний слой стержней к стенкам треугольных пазов сердечника. Таким образом, создается общая монолитная система, хорошо противостоящая как радиальным, так и тангенциальным усилиям. При необходимости замены какого-либо стержня достаточно снять два рядом лежащих клиновидных элемента, не расслабляя остальной обмотки.

Использование изобретения позволяет вследствие того, что элементы радиального крепления вписываются в объем, занимаемый самой обмоткой, коэффициент заполнения слоя повысить примерно на 20%; улучшить ремонтоспособность, доведя ее до уровня ремонтоспособности обычных пазовых электрических машин.

Формула изобретения

1. Статор электрической машины, содержащий сердечник с пазами, имеющими в поперечном сечении форму треугольника и многослойную стержневую обмотку, в которой стержни соседних слоев расположены в шахматном порядке и примыкают друг к другу по двум граням, а стержни нижнего слоя размещены частично в пазах сердечника, а .частично в рабочем зазоре машины, s котором размещены остальные слои, зафиксированные относительно нижнего слоя посредством изоляционных клиновидных элементов, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучше" ния ремонтоспособностн, между стержнями обмотки расположены прокладки, в пазах которых размещены элементы крепления, каждый из которых закреп" лен на двух валиках, причем в сердечнике выполнены полузакрытые аксиальные пазы, в каждом из которых расположена пружинящая обойма, охватывающая один ив валиков, а второй валик размещен в резьбовом пальце, закрепленном в отверстиях клиновидных элементов с помощью гайки.

2. Статор по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что элементы крепления выполнены в виде гибких тяг,снабженных жесткими концами.

3. Статор по и. 1, о т л.и ч а юшийся тем, что элемент крепления выполнен из намотанной в несколько слоев стальной полосы с высоким электрическим и магнитным сопротивлением.

792483

4. Статор по п. 1-3, о т л и ч ав шийся тем, что, с целью обеспечения подпружинивания элементов крепления, пружинящая обойма снабжена выступающим в зазор гибким пружинящим выступом, на который опирает;ся элемент крепления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 340024, кл. Н 02 К 3/46, .1968.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2139458/24-07, кл. Н 02 К 3/46, 1975.

792483

Фис. Ю

17 (Рис. Х

19

91@с. С

Щс. 7

Составитель С. Венгржановская

Редактор Г. Улыбина Техред С.Мигунова Корректор М. Вигула

Заказ 9595/60 Тираж 783 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим машинам

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается усовершенствования устройства многослойного проволочного бандажа крепления обмотки на цилиндрическом якоре электрической машины

Изобретение относится к области электротехники, а именно электрических машин постоянного тока и может быть использовано при разработке тяговых электродвигателей, судовых гребней электродвигателей, двигателей экскаваторов и т

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в трансформаторах и электрических машинах
Наверх