Фрикционная муфта сцепления

 

Союз CosolcKNI

Социалистических

Республик

© N C A H N K ()))750167

ИЗОБРЕТЕЙ ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву № 268810 (22) Заявлено 15.05.78 (21) 2615327/25-27 (51) М. Кл. с присоединением заявки РЙ—

F 16D 41/06

Гасударственный квинтет

СССР на данам нзабретаннй н отнрытнй (23)ПриоритетОпубликовано 23.07.80. Бюллетень Рй 27

Дата опубликования описания 25.07,80 (53) УДК621.825,,5 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Г. Скойбеда и A. A. Шавель (7l ) Заявитель

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (54) ФРИКБИОННА Я МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения.

По основному авт. св. № 268810 известна фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, разметпенный между ними пакет фрикцион5 ных дисков, механизм гидроуправления с золотником, установленным на ступице ведущей полумуфты, внутри него размещено с возможностью относительного поворота .тО кольцо, при етом на mpuax золотника и кольца выполнены кулачки, входящие в зацепление с соответствующими кулачками, выполненными на ведомой полумуфте, а на ступице ведущей полумуфты установлен

15 упор, служащий для ограничения хода золотника, расположенный от торца золотника на расстоянии, большем высоты его кулачков и меньшем высоты кулачков кольца flj .

Цель изобретения — обеспечение автоматического расцепления фрикционных дисков при обгоне.

Это достигается тем, что между выступамн дисков и стенками канавок одной из полумуфт выполнены зазоры, величина каждого из которых не меньше величины проекции наклонной поверхности кулачков на ведомой полумуфте на плоскость, перпендикулярную оси вращения.

На фиг. 1 показана муфта, осевой разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.

Фрикционная муфта сцепления содержит ведушую 1 и ведомую 2 полумуфты с ведутпими 3 и ведомыми 4 фрикционными дисками. Ведомые диски 4 установлены на ведомой полумуфте с окружным зазором 5 между выступами 6 дисков и стенками канавок на ведомой полумуфте 2.

Величина зазора 5 по дуге не менее величины проекции наклонной поверхности

7 кулачков 8 HB ведомой полумуфте 2 HB плоскость, перпендикулярную оси вращения.

В ведущей полумуфте находится поршень 9 с пружинами 10.

7501

На ступице 11 ведущей полумуфты l установлен золотник 12 и упор 13, ограничивающий ход золотника 1 2. Золотник 12 имеет кулечки 14, взаимодейст вующие с кулачками 8 ведомой полумуф.— ты 2, Внутри золотнике 12 размещено с воэможностью относительного поворота кольцо 15 с кулачками 16, входящими в зацепление с кулачками 8 ведомой полумуфты 2. Расстояние от торца золотни- j.o ка 12 до упора 13 больше высоты его кулачков 14, но меньше высоты кулачков

16 кольца.

Ведущая полумуфта 1 имеет маслоподводящую магистраль 1 7, соединяющую 15 входное отверстие с кольцевой канавкой

18 на золотнике 12, сообщающейся с рабочей полостью 19 под поршнем 9. Отвс дящий маслопровод 20 соединяет рабочую полость 19 со сливными отверстиями 21, 20

Муфта работает следующим образом.

Масло через подводящую магистраль

17 под давлением попадает в рабочую пс лость 19, смещает поршень 9, сжимая фрикционные диски.

Когда нагрузочный момент не превышает расчетного момента муфты, ее полумуфты 1 и 2 под действием трения в пакете фрикционных дисков вращаются как одно целое, причем золотник 1. под

30 действием пружин 10 входит кулачками

14 в зацепление с кулачками 8 ведомой полумуфты.

При возрастании нагрузочного момента выше расчетного муфте буксует, причем

35 золотник 12 совместно с кольцом 15 и полумуфтой 1 проворачивается относительно полумуфты 2. При етом торцовые кулачки 14 и 16 золотника 12 и кольца

15 набегают на кулачки 8 ведомой полую 40 муфты 2. Усилие в зацеплении кулачков

16 кольца 15 и ведомой полумуфты 2 перемещает золотник 12 в осевом направлении до упора 1 3, установленного в ступице ведущей полумуфты 1, и удержи45 вает его в крайнем положении, предохраняя кулачки 14 . золотника от износа при буксовании муфты.

В крайнем левом положении золотника его кулачки 14 полностью выведены из

67 4. ! зацепления с кулачками 8 и вращаются относительно их с зазором, а кольцо 15 своими кулачками 16 остается частичнг в зацеплении с кулачками 8 ведомой tIO лумуфты и вращается вместе с ней.

Перемещаясь в осевом направлении, золотник соединяет рабочую полость 19. муфты со сливными отверстиюли 21, разобщая ее с маслоподводящей магистралью

17» сжимая пружины 10, обеспечивает быстрый отвод поршня 9, что уменьшает время работы муфты v. режиме буксования,.

Если обороты ведомой полумуфты 2 превысят обороты ведущей полумуфты 1, то ведомая полумуфта 2 проворачивается на величину окружного зазора 5 относительно сжатого пакета фрикционных дисков. Кулачки 8, взаимодействуя с кулечками 14 золотника l перемещают его в осевом направлении, при зтом рабочая полос .ь 19 муфты соединяется со сливными отверстиями 21. Кулачки золотника и ведомой полумуфты выходят из зацепления и муфта выключается, Описанная муфта обеспечивает автоматическое разъединение полумуфт при обгоне, а также предохраняет муфту от перегрузок, выключая ее при увеличении момента выше допустимого.

Формула изобретения

Фрикционная муфта сцепления по авторскому свидетельству % 268810, отличающаяся тем, что, с целью автоматического расцепления фрикционных дисков при обгоне, между выступами дисков и стенками канавок одной из полумуфт выполнены зазоры, величина каждого из которых не меньше величины проекции наклонной поверхности кулачков не ведомой полумуфте на плоскость, перпендикулярную оси вращения.

Источники информс ции принятые.во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР

% 268810, кл. F 16 D 41/06, 1970.

Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления 

 

Наверх