Устройство выбора задания для обучающей машины

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()() 75054-::

Ф=

Ал

/ === (61) Дополниl(лш(ое к авт. свид-13х

22) Заявлено 01.12.77 (21) 2549748! I8-24

33! .Ц. )х.!. с присоединснисх! заявки ¹â€” (23) 11риоритет-(1!! В, (!

Государственный комитет

Опуоликовано 23.07.80. Бюллс тень х 2

Дата опубликования описания 28.07.811 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

И. В. Мих<)йлова и В. В. Рожков

Иркутский политехнический инст!!тхт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ВЫ БОРА ЗАДА (1И Я

ДЛЯ ОБРУЧА(О)ЦКЙ .ЧЛШИНЫ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам управления обучающими машинами.

Известны устройства управления обучающими машинами, содержащие схему сравнения и Один или несколько решающих блоков (I). Однако такие устройства не позволяют проводить коррекцию ответа обучаемого непосредственно в процессе его автоматической обработки, что практически сводит процесс обучения к контролю знаний.

Наиболее близким техническим решением к настоящему изобретению является устройство для выоора программы обучения в обучающей мап!ине, содержащее блок обработки ответов, который подключен через вычислительный блок к блоку формирования сигнала рассогласования, соединенному последовательно с пересчетной схемой и реверсивным коммутатором (2) .

Сигналы с обучающей машины «ответ введен», «кол правильного ответа», «кол

ВРемс ни ООДУ IhIB<>ttktkt Bott(>oc>, «кол Отвс та обучаемого» посту!(ают на блок обработки Ответов, в котором в случае правильного и своевременного QTB(га выраоатыва T(я сиги<)л, 1!нет<1 П

На 0(нова 1(и и это(О сl(г на.! <3 It (и г к<1. I 1 «Ответ ввелс I», поступаю(пего с обучак>щей машины. вычисляется отношение числа правильно и своевременно ввеленных ответов

h Общ(:(t < HIIC. (Bt>160p<3 OTB(. TO 8.

Вычисленная величина и сигнал номера программы. полученный с реверсивного коммутатора, преобразуются в блоке формирования сигналов рассогласования в олин из признаков: -1; 0; + 1. Затем пересчетная

1(3 схема выдает сигнал на ревсрсивный коммутатор, который оставляет прежнюю учебнук) программу или осуществляет изменения, соответствующие признаку рассогласования.

Недостатками этого устройства являс г1> ся то, что блок обработки Ответа выд,!ет только признаки правильности или неправильности ответа, не указывая степени его соответствия поставлен но» у вопросу (эталону ответа), в результате чего исклю кается возможность наведения обучаемого на правильный ответ с помощью своевременной подсказки.

Крох)с топ>, в вычислительном блоке ответ оценивается но Отноц>сник> числа III>;IBIt.,1hIIhtx l1 (Bo(. I3I>(»(Ilío ВВ(дс нных От(3(. то(3

750544

3 к.общему числу выбора ответов (эталонов) .

В итоге устройство для выбора программы обучения срабатывает только после выполнения текущего задания, а возможность прерывания работы для выдачи подсказки исключается.

Целью настоящего изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет выделения ошибок непосредственно в процессе обработки ответов.

Поставленная цель достигается тем, что 1о в известное устройство П, содержащее блок обработки ответов и последовательно включенные вычислитель, формирователь сигналов рассогласования результатов ответа и реверсивный коммутатор, введены счетчик ввода ответа и формирователь сигналов кор15 рекции ответа, подключенный непосредственно к блоку обработки ответов и вычислителю и через счетчик ввода ответа к формирователю сигналов рассогласования результатов ответа. го

На чертеже представлена структура устройства выбора задания для обучающей машины 1, содержащего блок 2 обработки ответов, формирователь 3 сигналов коррекции ответа, вычислитель 4, счетчик 5 ввода ответа, формирователь 6 сигналов рассогласования результатов ответа и реверсивный коммутатор 7. С обучающей машины 1 информация поступает на входы блока 2 и вычислителя 4, преобразуется и с выходов формирователя 3 и коммутатора 7 ответная информация поступает в машину 1.

Устройство выбора задания для обучающей машины работает следующим образом.

На входы блока 2 обработки ответов засылается машинный код эталона и код ответа обучаемого, выделяются их несовпадающие элементы и направляются в формирователь 3, где определяются веса и признаки ошибок. Признаки ошибок поступают на соогветствующий вход обучающей машины 1, а веса ошибок засылаются в вычисли- 4О тель 4. Одновременно с выхода формирователя 3 засылается +1 в счетчик 5, который ограничивает количество повторных ответов на поставленный вопрос. При превышении установленного в счетчике 5 значения происходит сброс его, на формиро- 45 ватель 6 подается признак «О», на основании чего реверсивный коммутатор 7 перемещает программу обучающей машины 1 на один шаг вперед, выдавая обучаемому очередной вопрос.

Помимо весов ошибок в вычислитель 4

so из обучающей машины 1 поступают сигналы об окончании ввода/вывода вопросов и ответов, на базе которых постоянно формируется машинный балл.

Если машинный балл превышает критическую величину, в формирователе 6 вырабатывается признак «1», по которому реверсивный коммутатор 7 возвращает программу на одно задание. При меньших значениях машинного балла в формирователе 6 вырабатывается признак «О» и реверсивный коммутатор 7 перемещает программу на один шаг вперед.

По сравнению с известными аналогичными устройствами настоящее изобретение позволяет повысить эффективность обучения за счет организации между обучающей машиной и устройством для выбора задания дополнительной цепи обратной связи, обеспечивающей коррекцию ошибок непосредственно после обработки ответов, т. е. до вычисления текущей оценки, а также за счет адаптации к фактическим знаниям и умениям обучаемого по соотношению веса допущенных ошибок и числа попыток их исправления.

При работе таким устройством отпадает необходимость .составления учебной программы с учетом метода множественного выбора — представления обучаемому одного правильного и ряда неправильных ответов. Благодаря этому значительно сокращается время подготовки учебных программ, поскольку исключаются такие виды работ, как определение вероятностей появления той или иной ошибки и построение графов правильных и ошибочных ответов.

Формула изобретения

Устройство выбора задания для обучающей машины, содержащее блок обработки ответов и последовательно включенные вычислитель, формирователь сигналов рассогласования результатов ответа и реверсивный коммутатор, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства за счет выделения ошибок непосредственно в процессе обработки ответов, оно содержит счетчик ввода ответа и формирователь сигналов коррекции ответа, подключенный непосредственно к блоку обработки ответов и вычислителю и через счетчик ввода ответа к формирователю сигналов рассогласования результатов ответа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Марченко Е. К. Машины для обучения, М., «Мир», 1974, с. 243 — 257.

2. Авторское свидетельство СССР № 193179, кл. G 09 Ь li38, 1966 (прототип).

750544

Составитель А. Карлов

Редактор П. Горькова Техред К. Шуфрич Корректор Г. Решетник

Заказ 4655139 Тираж 465 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство выбора задания для обучающей машины Устройство выбора задания для обучающей машины Устройство выбора задания для обучающей машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх