Станок для намотки якорей электрических машин

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<„,750662 (6! ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 29.01.76 (2! ) 2322356/24-07 (51) М. Кл. с присоединением заявки .%Н 02 К 15/09

Государственный комитет (23) Приоригет— по делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.07.80. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 25.07.80 (53) УДК 621,318..44 (088.8) Т. П. Ахаладзе, B. Л, Дшхунян, B. B. Шаматава и Л. Я. Серебрякова (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54) СТАНОК ПЛЯ НАМОТКИ ЯКОРЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ

МАШИН

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышл еннос ти.

Известен станок для намотки якорей электрических машин, содержащий поворотную головку, несущую механизм для фиксации и поворота, связанный с приводом, намоточное устройство, расположен» . ное на станине )1).

В известной конструкции автомата при смене позиций намотки необходимо включать и выключать двигатели, что снижает 15 производительность станка.

Для новышения производительности предлагаемый станок содержит пружину кручения, один конец которой связан с приводом для фиксации и поворота якоря, щ другой — с поворотной головкой, и подвижный упор, установленный на станине, а на головке выполнены выступы, контактирующие с упором.

На чертеже дана кинематическая схема. предлагаемого станка.

Он содержит станину 1, на которой в подшипниках качения размещен вертикально вал 2, жестко соединенный для обеспечения прерывистого вращения вокруг своей оси с храповиком 3, в свою очередь получающим прерывистое вращение от ме.-. ханизма прерывистого вращения 4, закрепленного на станине 1.

На вал 2 насажена поворотная головка в виде обоймы 5, для возможности проворота вокруг него, опирающаяся на подшипники качения. По центру обоймы 5 разм щено гнездо для помещения в нем пружины 6 кручения, одним концом прикрепленной к валу 2, а другим — к обойме 5.

В обойму 5 вставлены с возможностью .вращения вокруг своих осей вертикально расположенные втулки 7и 8 с размещен", ными внутри них подпружиненными зажимными цангами 9 и 10.

На втулки 7 и 8 зажимных цанг 9 и

10 жестко насажены шестерни 11 и 12, .

7506 входящие в зацепление с соотношением числа зубьев 1:2, с зубчатым колесом

13, жестко насаженным нв вал 2.

Сбойма 5 снабжена с целью ограничения проворота двумя диаметрально распо5 ложеыными наружными выступами 14 и

15, упирающимися поочередно при провороте обоймы 5 в подвижный упор 16, связанный с механизмом возвратно-поступательного перемещения (на чертеже не показан).

На одной вертикальной оси под одной иэ зажимных цанг, например под цангой 9, расположен механизм загрузки и ориентации якоря, состоящий иэ жестко соединен- 15 ного с механизмом осевого перемещения (на чертеже не указанного) корпуса 17 с внутренним гнездом для помещения микропереключателя 18 и отверстия для вставления вала необмотанного якоря 19.

На корпусе 17 закреплены два вращающихся векруг своей оси ролика 20 и 21, причем ролик 20 (для предварительной фиксации якоря), свободно входящий в паз якоря 19, закреплен жестко, а ролик 21 25 (для окончательной фиксации якоря 19) с конусным профилем подпружинен.

0ля освобождения зажимных данг 9 и

10 от якоря 19 или его захвата на станине 1 закреплен механизм 22 раскрытия цанг, размещенный над одной из зажимных цанг, например над цангой 9, на одной вертикальной оси с ней и механизмом загрузки и ориентации, а под диаметрально расположенной другой эажимной цангой 35

10 размещено намоточное устройство 23, соединенное с приводным механизмом возвратно-поступательного перемещения (на чертеже не указанного) с воэможностью захода, а также выхода иэ зоны намотки после окончания процесса намотки всех катушек обмотанного якоря 24.

Йля обеспечения проворота нескольких поворотных головок на валу 2 закреплен элемент передачи вращения, например 45 звездочка 25.

Станок для намоток якорей электрических машин работает, следующим образом.

В корпус 17 механизм загрузки и

Ориентации якОря распОлОженный Boll oil 50 ной из эажимных цанг, например под цангой 9, вручную устанавливается необмотанный якорь 19. При этом жестко закрепленный на корпусе 17 ролик 20, свободно входящий в паз якоря 19, перекатывается в нем, обеспечивая тем самым предварительную ориентацию якоря 19, а подпружиненный ролик 21 своим коническим профилем перекатывается в пазу

62

4 диаметрально расположенном по отношению к предварительно ориентированному пазу необмотанного якоря 19. Когда вал необмотанного якоря 19 соприкасается с контактом переключателя 18, размещенного в гнезде корпуса 17, дается сигнал об окончательной ориентации необмотанного якоря 19 и механизм загрузки и ориентации с помощью механизма воэвра но-поступательного перемещения (на чертеже не укаэанного) подается к обойме

5 поворотной головки, при этом противоположный конец вала необмотанного якоря

19 вставляется в зажимную цангу 9, пос:ле чего механизм загрузки и ориентации, оставив необмотанный якорь 19 зажатым зажимной цангой 9, опускается вниз.

Одновременно при загрузке необмотанного якоря 19 намоточным устройством

23 производится намотка последней катушечной секции ранее поданного обмотанного якоря 24.

После окончания намотки намоточное устройство 23 с помощью приводного механизма (на чертеже не укаэанного) отводится из зоны намотки, оставляя обмотанный якорь 24 зажатым цангой 10. При срабатывании механизма прерывистого вращения 4, закрепленного на станине 1 с помощью храповика 3 вал 2, опираясь на подшипники качения, поворачивается на одно пазовое .деление, закручивая закрепленной одним концом на нем пружину 6 кручения до отказа, при этом упор 16 упирается в выступ 14 обоймы 5, не давая возможность проворота вокруг вала 2. Затем с помощью механизма возвратно-поступательного перемещения (на чертеже не указанного) упор 16 отводится от выступа 14 обоймы 5, пружина 6 кручения раскручивается, под ее усилием обойма 5 проворачивается, опираясь на подшипники качения, и необмотанный якорь 19, зажатый в эажимной цанге 9 и обмотанный якорь 24, зажатый цангой 10, меняются местами, при этом обмотанный якорь 24 располагается под механизмом 22 раскрытия данг, с помощью приводного механизма (на чертеже не указанного) подводит ся к необмотанному якорю 19, и начинает ся намОтка первой катушечной секции. В этот момент, при срабатывании механизм

22 раскрытия цанг вал обмотанного якоря

24 освобождается и готовое изделие удаляется из рабочей зоны. После окончания намотки первой катушечной секции при срабатывании механизма прерывистого вращения 4 храповиком 3;жестко соединенный с ним вал 2 проворачивается на .одно па75066 зовое деление, проворачивая тем самым зубчатое колесо 13 и шестерни 11 и 12, находящиеся с ним в зацеплении и соотношении числа зубьев 1;2. При провороте шестерен ll и 12 проворачиваются втулки 7 и 8, на которые они посажены, а вместе с ними и зажимные цанги 9 и 10 с зажатыми якорями.

Благодаря этому необмотанный якорь

19, находящийся в зоне намотки, провора- 10 чивается также на одно пазовое деление.

После этого продолжается намотка второй катушечной. секции и т. д., а затем всех катушечных секций до последней.

При этом каждый раз при провороте 15 вала 2 на одно пазовое деление пружина 6 кручения, закрепленная одним концом на валу 2, другим на обойме 5 закручивается, и так до последнего проворота вала 2.

Одновременно при намотке последней 20 катушечной секции производится загрузка, ориентация и подача вновь поданного необмотанного якоря.

После намотки последней катушечной секции намоточное устройство 23 привод- 25 ным механизмом (на чертеже не указанном) отводится из зоны намотки, оставляя уже обмотанный якорь 19 зажатым в зажимной цанге 9. Механизмом прерывистого вращения 4 с храповиком 3 обеспечи-Зо вается последний проворот вала 2 вокруг . своей оси, при этом пружина 6 кручения закручивается до предела и находится во взведенном состоянии, заставляя тем самым обойму 5 своим выступом 15 упи- 35 ратьс я в упор 1.6.

Таким образом, за пол-оборота вала 2 зажимными цангами 9 и 10, а также яко2 6 рями совершается полный оборот вокруг своих осей. После окончания подачи необмотанного якоря в зажимную цангу цикл повторяется.

Изобретением достигается упрощение конструкции за счет компактного расположения поворотной головки с вертикально расположенными цангами, а также за счет замены приводов для поворота головки пружиной кручения, кроме того, данное изобретение обеспечивает повышение производительности за счет исключения пуска и останова двигателей при смене позиций обработки.

Формула изобретения

Станок для намотки якорей электричес ких машин, содержащий поворотную голов ку, несущую механизм для фиксации и по: ворота якоря, связанный с приводом, намоточное устройство, расположенное на станине, отлич ающийся тем, что, с целью повышения производительности, содержит пружину кручения, один so нец которой связан с приводом для фиксации и ново рота якоря, другой — с поворотной головкой, и подвижный упор, установленный на станине, а на головке выполнены выступы, контактирующие с упором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент . СССР ¹ 540582, кл. Н 02 К 15/08, 1972.

750662

Составитель Г. Александрова

Редактор Т. Шагова Техред М, Петко Корректор М. Демчик

Заказ 4667/43 Тираж 783 Подписное

UHHHFIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Станок для намотки якорей электрических машин Станок для намотки якорей электрических машин Станок для намотки якорей электрических машин Станок для намотки якорей электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин, а именно якорей с разными видами обмоток, в частности обмоткой типа "елочка", и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в коллекторных электрических машинах, якорь которых имеет четное число пазов

Изобретение относится к области электротехники, к электрическим машинам, а именно к обмоткам якорей с четным и нечетным числом пазов и четным или нечетным числом обмоток секций

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к технологии изготовления роторов неявнополюсных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии изготовления обмотки ротора электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для изготовления обмоток, используемым для укладки проводников обмотки внутри открытых пазов роторов и статоров, преимущественно силовых электрических машин
Изобретение относится к области электротехники, в частности к технологии изготовления электрических машин, и может быть использовано при изготовлении медных или алюминиевых короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления якорей коллекторных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к оборудованию для намотки многополюсных якорей (статоров, роторов) электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологическому оборудованию для изготовления якорей коллекторных электрических машин
Наверх