Способ управления многодвигательным электроприводом

 

(I ц 769696

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ("

%

lI

I ь

i (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.02.78 (21) 2575353/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.10.80. Бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описания 07.10.80 (51) М, Кл а

Н 02 P 7!68

Государственнык комитет

СССР, по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.292 (088.8) (72) Автор изобретения

В. К. Лозенко

Московский ордена Ленина энергетический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНЬ1М

ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к области автоматизированного электропривода, в частности к многодвигательному электроприводу с синхронным перемещением механически не связанных подвижных частей электродвигателей.

Известен способ управления многодвигательным электроприводом с синхронно вращающимися электродвигателями, согласно которому выявляют отстающий по 10 направлению движения электродвигатель и по сигналам датчика положения роста этого электродвигателя управляют общим для всех электродвигателей коммутатором (1). Синхронное вращение электродвига- 15 телей обеспечивается за счет того, что для менее нагруженных электродвигателей устанавливается поздняя коммутация, что приводит к снижению вращающего момента на этих электродвигателях. 20

Недостатком такого способа является низкая устойчивость электропривода при возмущающих воздействиях. Это вызвано тем, что из-за приема нагрузки одним из электродвигателей на другом электродви- 25 гателе не обеспечивается эффективное снижение вращающего момента. Это приводит к значительным угловым рассогласованиям и в ряде случаев к нарушению синхронного вращения электродвигателей. 30

Наиболее близким по технической сущности к предложенному способу является способ управления многодвигательным электроприводом с синхронно движущимися индукторами электродвигателей, содержащими каждый индуктор и управляемый коммутатор, связанный с якорной обмоткой синхронной машины (2). Синхронное вращение электродвигателей обеспечивается за счет того, что измеряют величину пространственного рассогласования между индуктором каждого электродвигателя и индуктором отстающего по направлению вращения электродвигателя и создают на каждом опережающем электродвигателе движущий момент, величина которого обратно пропорциональна измеренной величине пространственного рассогласования.

Недостатком такого способа является низкая устойчивость электропривода при возмущающих воздействиях. Это обусловлено неэффективным снижением вращающего момента на опережающих электродвигателях, что приводит к значительным величинам пространственных рассогласований между синхронно вращающимися электродвигателями, длительному времени переходного процесса и в ряде случаев к нарушению синхронного вращения электродвигателей.

769696

Цель изобретения — повышение устойчивости и уменьшение времени переходного процесса при возмущающих воздействиях в электроприводе.

Это достигается тем, что согласно предложенному способу управления многодвигательным электроприводом с синхронно движущимися индукторами электродвигателей, содержащими каждый индуктор и управляемый коммутатор, связанный с якорной обмоткой синхронной машины, измеряют величину пространственного рассогласования между индуктором каждого электродвигателя и индуктором отстающего по направлению движения электродвигателя, например, по сигналам одноименных каналов датчиков положения индуктора, создают на каждом электродвигателе движущий момент, величина которого обратно пропорциональна измеренной величине пространственного рассогласования, а в интервалы времени, соответствующие измеренным величинам пространственного рассогласования, на каждом электродвигателе изменяют знак движущего момента.

На фиг. 1 изображена блок-схема двухдвигательного электропривода; на фиг. 2— кривые напряжений в узлах двухдвигательного электропривода и кривые вращающих моментов электродвигателей.

Предложенный способ управления может быть реализован, например, в двухдвигательном электроприводе с двумя электродвигателями 1 и 2, Электродвигатели 1 и 2 содержат соответственно синхронные машины 3 и 4 с многоканальными датчиками 5 и 6 положения индуктора и однополупериодные коммутаторы 7 и 8.

Синхронные машины могут быть любого типа, например с магнитоэлектрическим возбуждением, и содержат индукторы 9 и

10 и якорные обмотки 11 и 12. Датчики положения индуктора могут быть любого типа, например индуктивные с подмагничиванием, и содержат в данном конкретном случае по три чувствительных элемента (канала) 13, 14, 15 и 16, 17, 18 каждый.

Коммутаторы могут быть выполнены на любых известных управляемых двухпроводных переключающих приборах (ключах), например транзисторах, зашунтированных диодами, и содержат в данном конкретном случае по три ключа 19, 20, 21 и

22, 23, 24 каждый. Электродвигатели в данном конкретном случае содержат по шесть двухвходовых логических схем совпадения 25 — 30 и 31 — 36 каждый и соответственно по одному дополнительному ключу 37 и 38. Электродвигатели 1 и 2подключены к источнику электроэнергии любого типа, например к источнику 39 постоянного напряжения. Якорные обмотки

11 и 12 подключены к выходам коммутаторов 7 и 8. Чувствительные элементы 13—

15 и 16 — 18 датчиков 5 и 6 положения ин5

ЗО

65 дуктора связаны соответственно с цепями управления ключей 19 — 21 и 22 — 24 коммутаторов 7 и 8, Каждый дополнительный ключ, например ключ 37, во включенном состоянии подключает коммутатор 7 с якорной обмоткой 11 к источнику 39 постоянного напряжения, в отключенном состоянии закорачивает накоротко общую точку соединенных в звезду секций якорной обмотки и общую точку трех управляемых ключей 19 — 21. Цепи управления дополнительных ключей 37 и 38 подключены соответственно к выходам схем совпадения

25 — 30 и 31 — 36. Схемы совпадения связаны с каналами датчиков 5 и 6 положения индуктора, Эти связи могут быть рассмотрены в пределах двух схем совпадения, например схем 25 и 26, поскольку длядругих пар схем совпадения связи выполнены аналогично по кольцевому закону. Первые входы схем совпадения 25 и 26 подключены к каналу 13 датчика 5 положения индуктора, а вторые входы — к каналам 6 датчика положения индуктора: в схеме совпадения 25 — к одноименному с каналом 13 каналу 16, а в схеме совпадения

26 — к следующему по направлению вращения каналу 17.

Предположим, что электродвигатели вращаются синхронно, но несинфазно из-за того, что момент нагрузки р второго электродвигателя больше, чем момент нагрузки р1 первого электродвигателя. В этом случае сигналы к каналам U/3 U>4 и U>g датчика положения индуктора первого электродвигателя будут опережать сигналы в соответствующих каналах Ufg Uj7 и Ui3 датчика положения индуктора второго электродвигателя на величину пространственного рассогласования Л (для вращающихся электродвигателей величина Л соответствует угловому рассогласованию) .

Согласно изобретению указанная величина пространственного рассогласования Л между индукторами электродвигателей должна быть измерена. Это измерение в каждых одноименных каналах различных датчиков осуществляется с помощью логических схем 25 — 36.

U» — напряжение в цепи управления дополнительного ключа 37. Паузы между управляющими сигналами соответствуют измеренной величине пространственного рассогласования Л. Для второго электродвигателя (U33) это измерение даст нулевой результат (паузы отсутствуют), поскольку его индуктор отстает от индуктора первого электродвигателя.

Затем на каждом электродвигателе необходимо создать движущий момент, величина которого обратно пропорциональна измеренной величине пространственного рассогласования Л, и изменить знак движущего момента в интервалах времени, соответствующих указанным Л. Для этого

769696 сформированные сигналы U37 и У38 подают в цепи управления дополнительных ключей соответственно первого и второго электродвигателей. Дополнительный ключ первого электродвигателя будет отклю- 5 чаться на интервалы времени, соответствующие измеренным величинам пространственного рассогласования Л, и переводить первый электродвигатель на эти иннтервалы времени в режим динамического тормо- 10 жения, что соответствует изменению знака движущего момента. Во включенном состоянии дополнительный ключ подключает первый электродвигатель к источнику питания, обеспечивая движущий момент. 15

Второй электродвигатель будет постоянно подключен к источнику питания, развивая движущий момент, поскольку его дополнительный ключ отключаться не будет. Кривые Ug u Ufp моментов, развиваемых пер- 20 вым и вторым электродвигателями, показаны для случая, когда сопротивления секций якорной обмотки носят чисто активный характер, а противо-ЭДС на участке коммутации постоянна. 25

Из кривых Ug u Ufg видно, что величина движущего момента на электродвигателях обратно пропорциональна величине пространственного рассогласования (чем больше Л, тем меньше движущий момент), 30 а тормозной момент создается на интервалах времени, соответствующих измеренным величинам Л.

Изменить знак движущего момента электродвигателя можно за счет реверса часто- 35 ты вращения, например, по цепи питания.

Для этого дополнительный управляемый ключ должен осуществлять реверс полярности источника питания. Рассмотренный алгоритм управления дополнительного 40 ключа может быть сохранен и для варианта с реверсом полярности источника питания.

B качестве наиболее эффективного управления электроприводом предлагается динамическое торможение пли торможение противовключением.

Минимальное рассогласование позволяет постоянно контролировать синхронное движение электродвигателей и осуществлять эффективное торможение разгруженного электродвигателя.

Формула изобретения

Способ управления многодвигательным электроприводом с синхронно движугцимпся индукторами электродвигателей, содержащими каждый индуктор II управляемый коммутатор. связанныЙ с якорноЙ Обмоткой синхронной машины, согласно которому измеряют величину пространственного рассогласования между индуктором каждого электродвигателя и пндуктором отстающего по направлению движения электродвигателя, например, по сигналам одноименных каналов датчиков положения индуктора и создают на каждом электродвигателе движущий момент, величина которого обратно пропорциональна измеренной величине пространственного рассогласования, отлич а ющн и с я тем, что, с целью повышения устойчивости и уменьшения времени переходного процесса при возмущающих воздействиях, в интервалы времени, соответствующие измеренным величинам пространственного рассогласования, на каждом электродвигателе изменяют знак движущего момента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 395956, кл. Н 02 р 7/68, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2487145/24-07, кл. Н 02 P

7/68, 1977.

769696

Составитель E. Перемыслова

Редактор Т. Загребельная

Техред И. Пенчко Корректор О. Гусева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2258/15 Изд. № 524 Тираж 798 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ управления многодвигательным электроприводом Способ управления многодвигательным электроприводом Способ управления многодвигательным электроприводом Способ управления многодвигательным электроприводом Способ управления многодвигательным электроприводом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроприводу и может быть использовано в многодвигательных электроприводах с двигателями постоянного тока, пуск которых осуществляют переключением группировок

Изобретение относится к электротехнике, а именно к многодвигательным электроприводам, и может найти применение в линейных приводах подач разнообразного технологического оборудования

Изобретение относится к области управления электромеханическими исполнительными механизмами, например исполнительными механизмами детских игрушек

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в тяговых электротрансмиссиях
Наверх