Соединительная муфта

 

! яяте4 к(т г1 е ск%й

6„t, от л ЧЕ

САН

Соко Советских

Социалистических

Республик

E ОП И

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<п771375

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 221278 (21) 269996 3/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 151080 Бюллетень ¹ 38, Дата опубликования описания 15.10,80

Р1)М. Кл, F 16 0 1/06

Государствеииый комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий (53) УДК 621. 825. 2 (08&. 8) (72) Авторы изобретения

В.Ф.Зверев и Л.И.Семерняк (71) Заявитель (54) СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения.

Известно соединение соосных шлицевых валов, содержащее два вала и крепежный элемент в виде специального резьбового соединения (1).

Недостатком этого соединения являются сложность конструкции и монтажа.

Известна также соединительная муф- 1О та, содержащая две полумуфты с наружными и внутренними шлицами и запорный элемент (2).

Данное устройство наиболее близко к изобретению по технической 15 сущности и достигаемому эффекту.

Недостатком этой муфты является невозможность соединения многовальных конструкций и длительное время монтажа. 20

Целью изобретения является расширение эксплуатационных воэможностей муфты.

С этой целью муфта снабжена пружиной с опорными сухарями и штифтом,по- 25 лумуфта с внутренними шлицами выполнена с буртиком на наружной поверхности, а запорный элемент в виде составного кольца с внутренними шлицами и двумя дуговыми пазами установлен с 30 воэможностью поворота на буртике полумуфты, пружина помещена в один из дуговых пазов запорного элемента, при этом один конец штифта соединен с сухарем пружины, а другой расположен в дуговом пазу запорного элемента.

С целью облегчения монтажа и улучшения компенсирующих свойств обращенные друг к другу торцы шлиц запорного элемента и полумуфты с наружными шлицами выполнены сферическими, а противоположные — заостренными. С целью облегчения поворота запорного элемента муфта снабжена ключом в виде стержня с конической шестерней, при этом на торцовой части запорного элемента выполненй конические зубья, входящие в зацепление с зубьями шестерни ключа, а стержень ключа установлен в выполненное в полумуфте отверстие.

На фиг. 1 изображена муфта для одновальной конструкции на фиг. 2— разрез A-А фиг. 1 на фиг. 3 — разрез Б-Б фиг. 11 на фиг. 4 — разрез

В-В фиг. 1) на фиг. 5 — вид Г и Д на фиг. 1) на фиг. 6 — соединительная муфта для двухвальной конструкции.

771375

Полумуфта 1 (см. Фиг.1) имеет на конце наружные шлицы 2 (например, эвольвентные), у которых торцовые части, обращенные к полумуфте 3, выполнены заостренными, а противо. положные торцы выполнены по сфере, центр которой лежит на оси полумуфты 3. Полумуфта 3 имеет на своем конце внутренние шлицы 4 и кольцевой буртик 5, в котором запрессован штифт б, с выступающими по разные стороны буртика 5 концами. На !9 буртик 5 опираются кольца 7 и 8, которые соединены призонными болтами

9, образуя запорный элемент. В кольце 7 имеется дуговой паз 10 (см. фиг.2), угловой размер которого 15 позволяет поворачиваться кольцу 7 .на угол, равный половине углового шага шлиц 2 и 4. Кроме этого, кольцо 7 имеет внутренние шпицы 11, проФиль которых идентичен профилю Щ шлиц 4, Внутренние торцовые поверхности шлиц 11 выполнены по сфере такого же радиуса, как и торцовые поверхности шлиц 2, а противоположные торцы заострены. Положение паза

10 относительно шлиц 11 закоординировано таким образом, что при касании штифтом 6 боковых стенок паза 10 шлицы 11 являются либо продолжением в осевом направлении шлиц

4, либо сдвинуты ровно на половину углового шага шлиц. Кольцо 8 имеет дуговой паз 12 (см. Фиг.3), в котором находятся опорный сухарь 13 с отверстием под свободную посадку штифта 6, свободно перемещающийся в пазе

12, и сухарь 14. Между этими сухарями расположена возвратная пружина 15, работающая на сжатие. На торцовой поверхности кольца 8 находятся конические зубья 16, которые могут 40 входить в зацепление с коническими зубьями шестерни ключа 17, вводимого извне. При соединении нескольких муфт в наружной полумуфте 18 выполняется отверстие 19 для дополнительно- 4 го ключа 20.

Муфта работает следующим образом.

Муфта имеет два положения: постоянное — закрыто и кратковременное — открыто (на фиг. 1,4 соединительная муфта показана в положении закрыто ).

Положение закрыто обеспечивается тем, что возвратная пружина

l5 старается повернуть, опираясь через сухарь 13 на штифт б, кольца

8 и 7 относительно полумуфты 3. Но угол поворота 5 ограничен яаэом 10 в кольце 7. Тем самым выступы шлиц

11 совмещаются со впадинами шлиц 60

4 полумуфты 3 что препятствует выходу шлиц 2 иэ зацепления со шлицами 4 (см. фиг. 4) . При этом осевое усилие с полумуфты 1 передается через сферические поверхности шпиц 45

2 и 11 на полумуфту 3. Положение муфты открыт. используется только при соединении или разъединении полумуфт и обеспечивается введением ключа 17 до его зацепления с коническими зубъямн 16 кольца S и поворотом этого ключа. При этом возвратная пружина 15 сжимается, а выступы шлиц 11 кольца 7 совмещаются с выступами шлиц 4 полумуфты 3. В этом положении полумуфта 1 выходит из зацепления с полумуфтой 3.

Выполнение торцовых поверхностей шлиц 2 и 4 по сфере допускает некоторый перекос полумуфт 1 и 3 относительно друг друга.

Выполнение концов шлиц 2 и 11 заостренными облегчает соединение полумуфт 1 и 3, направляя шпицы 2 во впадины шлиц 11 и 4 при положении муфты открыто (см. Фиг. 5).

Из положения "открыто в положение ° закрыто муфта переходит при помощи возвратной пружины

15, которая, распрямляясь при удалении ключа 17, поворачивает кольца 7 и 8 относительно полумуфты 3 на угол )Ь.

В наружной полумуфте 18 делается отверстие 19 для .прохода ключа 17 к коническим зубьям 16 запорного элемента внутренней полумуфты 3 (см. фиг. 6).Ключ 20 соединительной муфты наружной полумуфты 18 выполняется полым, чтобы было возможно открывать соединительные муфты наружного и внутреннего вала независимо друг от друга. Конструкция же самих соединительных муфт идентична.

Муфта позволяет обеспечивать быстрое и надежное соединение высокооборотных многовальных конструкций.

Формула изобретения

1. Соединительная муфта, содержащая две полумуфты с наружными и внутренними шпицами и запорный элемент, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных воэможностей, она снабжена пружиной с опорными сухарями и штифтом, полумуфта с внутренними шлицами выполнена с буртиком на наружной поверхности, а эапорный элемент в виде составного кольца с внутренними шлицами и двумя дуговыми пазами установлен с воэможностью поворота на буртике полумуфты, пружина поме лна в один из дуговых пазов запорного элемента, при этом один конец штифта соединен с сухарем пружины, а другой расположен в дуговом пазу запорного элемента.

2. Муфта по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что с целью облегчения монтажа и улучшения компенl сирующих свойств, обращенные друг к

/ 4

Фиг. Г

Фие

0-б

Iud

Фие,Х

Фиг 4

ВНИИЧИ Заказ 7564/2 Тираж 1095 Подписное Патент, r. Ужгород, ул . Проектная, 4 филиал ППП друг:; торцы шлицев запорного элемента и полумуфты с наружными шпицами выполнены :ф ерическими, а противоположные — заостренными.

3. Муфта по п.1,2, о т л и ч аю щ а я с я тем, что она снабжена ключом в виде стержня с конической шестерней,при этом на торцовой части запорного элемента выполнены конические зубья, входящие в зацеп8 ление с зубьями шестерни ключа, а стержень ключа установлен в выполненное в полумуфте отверстие.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Орлов П.И., Основы конструирования. М., Машиностроение, кн.2, стр. 279, рис. 304.

2. Патент СПЖ 9 2650484 кл. 6423, 1953 (прототип).

Соединительная муфта Соединительная муфта Соединительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приводам наземных транспортных средств, в частности к приводам тепловозов, и содержит муфту с упругими брусками, включающую две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы

Изобретение относится к машиностроению, к разъемным соединениям, передающим крутящий момент, и может быть использовано в конструкциях соединений деталей машин, приборов и оборудования

Изобретение относится к работающим в тяжелом режиме зубчатым передачам, которые используют в механизмах привода прокатных станов

Изобретение относится к области крепления валов двигателей на подшипниковых опорах, в частности для турбомашин

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для быстроразъемного соединения вертикальных валов различных устройств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к разъемным бесшлицевым соединениям вала со ступицей, служащим для передачи крутящего момента без разрыва силового потока

Изобретение относится к технике приборо- и машиностроения и может быть использовано для фиксации цилиндрических и конических штифтов, соединяющих две детали относительно друг друга

Изобретение относится к крепежным приспособлениям, а именно к устройствам для фиксации, преимущественно, деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к шарнирному соединению деталей

Изобретение относится к шлицевому профилю для соединения валов и ступиц
Наверх