Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву р 553142 (51)М. Кл. (22) 3am®лено 03.01 ° 77 (21) 2440282/27-11 с присоединением заявки Но

В 60 Т 8/08

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 301180 Бюллетень М 44 (53) УДК 629.119.2. (088.8) Дате опубликования описания (72) Автор . изобретения

Я. Н. Нефедьев (71) Заявитель

Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (54) КОРРЕКТИРУЕМЫЙ ЗАДАТЧИК СКОРОСТИ ТОРМОЗИМОГО

КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к противоблокировочным устройствам для тормозных систем транспортных средств и является усовершенствованием извест9 ного устройства, описанного в авт.св °

Р 553142.

В основном изобретении по авт.св °

Р 553142 описан корректируемый задайчик скорости тормозимого колеса транспортного средства, содержащий блок памяти, информационный вход которого соединен с датчиком скорости колеса, формирователь сигнала ускорения,детектор максимума сигнала, выход которого подключен к управляющему вхо- 15 ду блока памяти, а вход через формирователь сигнала ускорения к датчику скорости колеса.

Это устройство корректирует величину заданной скорости при расторма- 20 живании колеса в моменты возникновения максимумов ускорения колеса, что обеспечивает адаптацию к меняющимся условиям сцепления колеса с дорогой, так как именно в эти моменты значения скорости вращения колеса оптимальны для данного сцепления.

Недостаток устройства состоит в том, что первая коррекция заданной скорости возникает лишь при растор- 30 маживании колеса. До этого для задания момента растормаживания в первом цикле регулирования используется некоторая заранее выбранная уставка по скорости.

Так как эта уставка может не соответствовать реальным условиям сцепления колеса с дорогой, амплитуда колебаний скорости колеса в первом цикле может быть весьма значительной (вплоть до блокирования колеса), что приводит к уменьшению эффективности о торможения.

Цель изобретения — повьааение эфD фективности торможения путем уменьшения амплитуды колебаний скорости колеса в первом цикле с помощью дополнительной коррекции, заданной скорости в фазе торможения колеса. Благодаря этому адаптивные свойства задатчика проявляются уже в начале первого цикла, что способствует повышению эффективности торможения.

Цель достигается тем, что в корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства введены имитатор процесса изменения тормозного момента, выполненный на апериодическом звене, н сумматор, включенный между входом детектора

7830В2 максимума сигнала и выходами форми рователя сигнала ускорения и имитатора процесса изменения тормозного момента.

На фиг.1 показана блок-схема корректируемого задатчика; на фиг.2 приведены временные графики, поясняющие работу задатчика

Задатчик содержит блок 1 памяти, информационный вход которого подключен к датчику 2 скорости колеса, формирователь 3 сигнала ускорения, подключенный к датчику 2 скорости колеса, детектор 4 максимума сигнала, подключенный к выходу сумматора 5, входы которого соединены с выходами формирователя 3 сигнала ускорения и имитатора 6 процесса изменения тормозного момента, выполненного на апериодическом звене.

Устройство работает следующим образом.

В момент tо начала торможения на вь.ходе блока 1 памяти формируется сигнал V ддо, пропорциональный некоторому значению начальной скорости Ч о заведомо меньшей оптимальной скорости торможения. В тот же момент времени с на выходе имитатора б появляется экспоненциальный сигнал Х, характер изменения которого во времени соответствует процессу изменения тормозного моменza Ит

Этот сигнал на сумматоре 5 суммируется с сигналом Е ускорения колеса, поступающим с формирователя 3. Весовые

Коэффициенты слагаемых и постоянная

Времени апериодического звена выбиРается таким образом, что результирующий сигнал ц на выходе сумматора

5 в соответствии с формулой

Мс+ Чс- — R . г., где

И вЂ” тормозной момент, момент инерции колеса„

Š— ускорение колеса, г — радиус колеса, R — тормозная сила, пропорциональная тормозной силе, действующей на колеса. Сигнал ц с выхода сумматора 5 поступает на вход детектора 4 максимума. B момент возникновения максимума выходного сигнала .сумматора 5, соответствующего максимуму тормозной силы R, а следовательно,и оптимуму скорости тормозимого колеса, детектор 4 выдает импульс на управляющий вход блока 1 памяти, благодаря чему в блок 1 памяти с датчика 2 "вписывается" текущее значение скорости колеса (фиг.2).

Колесо тормозится до заданной ско рости, а затем эта скорость поддержиIO вается с помощью системы автоматического управления колеса. По мере завершения экспоненциального процесса на выходе иммитатора 6, эадатчик начнает реагировать лишь на максимумы

$$ ускорения колеса, корректируя заданную скорость только в фазе растормаживания.

Таким образом, путем имитации о тормозного момента с помощью апериодического звена осуществляется первая коррекция заданного значения скорости колеса уже в фазе торможения первого цикла регулирования.

Использование изобретения позволит раньше получить значение заданной скорости, соответствующее оптимальному значению, вследствие чего уменьшается амплитуда колебаний и опасность блокировки колеса, что, в свою

39 очередь, приводит к повышению эффективности торможения транспортного средства.

Формула изобретения

Корректируемый задатчи.к скорости тормозимого колеса транспортного средства по авт.св. Р 553142, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения, в него введены имитатор процесса изменения тормозного момента,выполненный на апериодическом звене, и сумматор, включенный между входом детектора максимума сигнала и выходами формирователя сигнала ускорения и имитатора процесса изменения тормозного момента.

783082

Составитель Л. Цобан

Редактор Т. Кузнецова Техред А.Щепанская Корректор М.Шароши

Заказ 8448/18 Тираж 763 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления торможением транспортного средства и предназначено для использования преимущественно в объектах авиационной техники

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к тормозным системам тормозного управления

Изобретение относится к электрическим транспортным средствам с составными тормозными установками

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к тормозным системам транспортного управления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в гидросистемах объектов авиационной техники

Изобретение относится к системам управления скоростью безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к системам торможения транспортных средств

Изобретение относится к тормозным механизмам колесных транспортных средств, имеющих сдвоенные ведущие колеса

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств
Наверх