Способ регулирования угла зажигания двигателя внутреннего сгорания

 

— м. .>д цен па.-тен- ис- т

И C-A3 È

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П

ИЗОБРЕТЕНИЯ пц785540

/ ъ.™

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{б1) Дополнительное к авт. саид-ву{22) Заявлено 03.10 78 {2t) 2671299/25-06 (51)М. Кл.з

F 02 Р 5/08 с присоединением заявки ¹(осударственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) ПриоритетОпубликовано 07,12,80.бюллетень №

Дата опубликования описания 07. 12. 80 (53) УДК 621. . 43. 044 (088. 8) (72) Автор изобретения

Г. Л. Баканов (71) Заявитель

Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА ЗАЖИГАНИЯ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателе.строению, в частности к способам автоматического регулирования двигателя внутреннего сгорания, а именно к способам аналогового регулирования 5 угла зажигания двигателя внутреннего сгорания.

Известны способы регулирования угла зажигания двигателя внутреннего сгорания, заключающиеся в том, что 10 угол зажигания измеряют при помоши центробежного автомата B зависимости от частоты вращения двигателя и при помощи мембранного вакуумного автомата — в зависимости от нагрузки двигателя (1).

Недостатком таких способов является низкая точность регулирования угла зажигания из-за наличия значительного гистереэиса у механических автоматов.

Известны также способы регулирования угла зажигания двигателя внутреннего сгорания, заключающиеся в том, что осуществляют запись инфор- 25 мации в аналоговое запоминающее устройство в. виде произведения параметра записи и времени записи, равного времени поворота вала двигателя, на некоторый определенный угол записи, 3Q считывают полученную информацию и по окончанию считывания производят искрообразов ание t 2) .

Указанные способы имеют низкую точность регулирования угла зажигания вследствие инерционности процесса регулирования.

Целью изобретения являются обеспечение безынерционности и увеличение точности регулирования угла зажигания.

Поставленная цель достигается ,тем, что в период времени между записью и считыванием осуществляют запоминание и ее коррекцию, а также тем, что коррекцию осуществляют в те» чение времени, пропорционального частоте вращения вала двигателя, Кроме того, поставленная цель достигается тем, что коррекцию угла зажигания осу.. ествляют по нагрузке двигателя путем изменения значения параметра записи и (или) считывания.

На фиг. 1 дана блок-схема устрой" ства, реализующего способ регулирования угла зажигания двигателя внут-. реннего сгорания; на фиг. 2 — зависимости угла зажигания от частоты вращения вала двигателя; на фиг. 3— временная диаграмма процессов, лояс785540 няющая сущность предлагаемого способа; на фиг. 4 и 5 — временные диаграммы.

Устройство содержит регулятор 1 угла зажигания, выполненный в виде запоминающего устройства, управляемые ключи записи 2 и считывания 3 информации, источники 4 и 5 информации соответственно записи и считывания, логический блок б, датчик 7 фиксированного времени коррекции, датчики 8 и 9 времени соответственно записи и считывания, датчик 10 нагрузки двигателя, силовой ключ 11.и катушку 12 зажигания.

Способ регулирования угла зажигания двигателя внутреннего cl.opcLнИя заключается в том, что осуществляют запись информации в аналоговое запоминающее устройство в вкде произведения параметра записи и времени записи, равного времени поворота вала двигателя, на некоторый определенный угол записи, затем осуществляют запоминание, информацию, ее коррекцию и считывание, а по окончанию считывания производят искрообразование.

При пусковых частотах вала искрообразование осуществляется в момент времени, (фиг. 3) при угловых положениях вала, соответствующих верхней мертвой точке (ВМТ) поршня. Времени t соответио ствует угол поворота вала Ор, кото рый примем за начало отсчета.

При запуске (Ы<> Ы/цЭ ) (фиг. 2) логический блок 6 переключает вход ключа 11 на выход регулятора 1, с помощью которого осуществляется ре гулирование угла зажигания.

Один цикл работы устройства состоит из трех временных интервалов (фиг. 3); время записи с,„,равноe времени поворота на некоторый угол

9 „, время считывания tea,равное времени поворота вала на некоторый постоянный угол; время паузь время между окончанием времени эапи си и началом времени считывания.

Одновременно с началом времени записи запускается датчик 7 фиксированного времени коррекции t

В течение времени записи открыт ключ 2 (фиг. 1), и в запоминающее устройство 1 вводится информация

9>„ в виде произведения некоторого зйачения параметра записи "А" и времени записи

В качестве параметра записи "A" (и считывания "В") может быть исполь зована некоторая величина, изменяющая состояние носителя информации запоминающего устроиства, Так для магнитного запоминающего устройства

1 .г

55 б5 (ЗУ) такой величиной может быть напряжение, приложенное к обмотке в течение времени записи (считывания).

При записи информации в такое ЗУ в магнитном сердечнике ЗУ изменяется значение индукции. В конденсаторном и электрохимическом ЗУ параметром записи (считывания) может быть ток, осуществляющий заряд (разряд) конденсатора или перенос вещества в течение времени записи информации.

Мерой записанной информации 9g (фиг. 3)в зависимости от типа используемого ЗУ является соответственно значение индукции, заряда (напряжения) и количества вещества (электричества).

Рассмотрим три режима работы двигателя в соответствии с участками характеристики зажигания (фиг. 2).

Режим малых оборотов (Ld < 4З- <, ) (фиг. 2 и 3) . На фиг. 3 показаны в временные диаграммь. напряжений (сигналов), вырабатываемых =ooTaeTcTsevно датчиками записи (Ч п ), считывания (\/ ч ) и коррекции (/ д ), при малой частоте вращения вала. Поскольку время записи с рсоответствует времени поворота вала на определенный угол

В „п, то, очевидно, время записи обратно пропорционально частоте вращения вала. При(Ы,,8.42) время записи t>„ больше времени tg() и, записанная за время записи t> информация В п(фиг. 3), сплошная линия "запоминается" и сохраняется в ЗУ до прихода сигнала о начале времени считывания, после чего открывается ключ считывания и осуществляется считывание информации из носителя ЗУ под.действием параметра считывания в течение времени выборки t . В момент окончания выборЬ ки t> осуществляется искрообраэование при фиксированных значениях параметров записи и считывания ("А" и "В") момент искрообразования может быть совмещен с начальным моментом искрообразования. Угол опережения зажигания при э — îì равен нул:о.

Особенностью способа является то, что при неизменных параметрах записи и считывания ("А" и "В") и отсутствия коррекции количества записанной информации, угол зажигания постоянен и не зависит от частоты вращения вала. Это позволяет сформировать горизонтальные участки характеристик зажигания (фиг. 2) для малых частот вращения вала 42> И / Ы1

Режим средних оборотов („, Ы/.4)Д (фиг. 2 и 4). При увеличении угловой частоты вала Ы время записи „ уменьшается и при частоте ) становится равным времени t, При дальнейшем увеличении Е0 Bозникает и пропорционально возрастает время коррекции с, равное как было указано, разности времени t и t t, . В течение времени коррекции t осуществляется

785540 частичное считывание информации, записанной во время записи, в количестве, пропорциональном времени коррекции, т.е. частоте вращения вала двигателя. В качестве параметров коррекции удобно использовать параметр считывания "В", так как в этом случае осуществления коррекции используется ключ считывания и нет необходимости введения в схему отдельного ключа коррекции.

По окончании времени коррекции оставшаяся в ЗУ информация запоминается и сохраняется до начала времени считывания (выборки), после чего вновь открывается ключ считывания и осуществляется окончательная выборка информации, В момент окончания выборки подается сигнал на искрообразование. Нетрудно видеть, что угол опережения зажигания тем больше, чем больше время коррекции t,, к оoтTоoр оoеe, в свою очередь, пропорционально частоте вращения вала Ю

Из приведенного следует, что зависимость О (и);-характеристика за>кигания — в рассматриваемом режиме линейна (фиг. 2).

В качестве примера рассмотрим математическое описание процессов применительно к магнитному аналоговому запоминающему устройству.

Пусть магнитное Зу содержит в своем составе магнитный сердечник сечением S и обмотками записи, коррекции и считывания с числами витков соответственно ы, и, иск .

В соответствии с интегральным законом электромагнитной индукции для сердечника с обмоткой можно записать

Uñ Ъ жъ- — —

ЖЬ где д B — приращение магнитной индукции;

V - -среднее значение приложенср ного к обмотке напряжения; с — время приложения напряжения;

w — число витков обмотки; сечение сердечника.

B качестве меры количества информации принимает приращение индукции ЬВ, а в качестве параметров записи, коррекции и считывания соответствующие напряжения V

V . Для процессов записи, коррекции и c÷èòûâàíèÿ (выборки) можно записать

U t Ц„ .t шь - — - — . ьь„= - — - —, см где с3п, с>с, t< - соответственно время записи, коррекции и выборки.

Из привеценного выше следует, что ьВ3„ -4В,с=b.B> . Принимая во внимание, что с

B получим сч )к 1сч

 — Ь вЂ” — — 1 ц>

Ь и,ч qJ3п»nn

Здесь Эь и 6ъо — угол поворота вала за время выборки и записи соответственно. Учитывая, что 8

= С>„, -6@, где 8 — угол опережения с0 зажигания и Вс — угол поворота вала от начала выборки до начала отсчета 8<>, а также полагая, что для коррекции можно испольэовать параметр и обмотку считывания, будем иметь:

8=8 — —, — 3n p (Ц

3Г1 СЧ

В рассмотренном выше режиме малых частот вращения вала величина с отрицательная и логический блок нЕ открывает ключ коррекции (считывания) что равносильно тому, что величина

t в формуле 2 равна нулю

- — П -e ч (М

25 m исч Whn 3n

При этом не трудно видеть, угол зажигания постоянен и не зависит от частоты вращения вала двигателя.

Для второго режима, когда t > 0 формулу 2 можно представить в виде

О „w откуда следует, что зависимость ,8(ф) линейна и угол опережения зажигания пропооционален частоте вращения вала Сс)

Режим больших оборотов вала двигателя (Сс>)Ш )(фиг. 2 и 5).

40 В этом режиме время коррекции занимает все время паузы tg =t< или с = ся = /цА (5)

Подставим (5) в управление (2) получим:

gñ÷ ч >3п (6) где Оп — угол поворота вала за время паузы.

Из выражения (6) следует, что в режиме больших оборотов угол опережения зажигания также не зависит от частоты вращения вала двигателя.

Из приведенного следует, что полученая зависимость B(u)) соответствует характеристике зажигания — линия 1. (фиг. 2).

Из уравнений (2, 4 и 6) следует также, что изменением значения пара60 метра записи V3t> и (или) считывания

Vt характеристика может быть смещена вертикально вверх и вниз, что позволяет осуществлять коррекцию углов зажигания по различным параметрам 5 двигателя, и, в частности, по на785540 грузке, как зто показано пунктиром на фиг. 2 и 3 °

Предлагаемый способ обеспечивает безинерционность регулирования, так как в устройстве нет инерционных, зле"ентов, а также высокую термостабильность и стабильность работы устройства во времени ввиду того, что погрешности преобразования информации, вызванные изменениями характеристик ЗУ и возникающие при записи информации, полностью компенсируются при ее считывании. формула изобретения

1. Способ регулирования угла зажигания двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что осу,ществляют запись информации в аналоговое запоминающее устройство в виде произведения параметра записи и времени записи, равного времени поворота вала двигателя на некотбрый оп-ределенный угол записи, считывают полученную информацию и по окончании считывания производят искро:образование, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью обеспечения безинерционность и увеличение точности регулирования угла зажигания, в период времени между записью и считыванием осуществляют запоминание информации и ее коррекцию.

2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю щ и й. с я тем, что коррекцию осуществляют в течение времени, Пропорционального частоте вращения вала двигателя.

3. Способ по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю шийся тем, что коррекцию угла зажигания осуществляют по нагрузке двигателя путем изменения значения параметра записи и (или) считывания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 3935843, 20 кл. 123-117, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2593912/06, кл. F 02 P 5/08, 1978 (прототип), 785540

Заказ 8796/36 Тираж 608 Подписное

ЭНИИПИ Государственного комитета .СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб.

4 5

Филиал ППП "Патент",г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель A. Старостин

Редактор С. Петрова Техред С.Мигунова Ко енто О. Ковинская

Способ регулирования угла зажигания двигателя внутреннего сгорания Способ регулирования угла зажигания двигателя внутреннего сгорания Способ регулирования угла зажигания двигателя внутреннего сгорания Способ регулирования угла зажигания двигателя внутреннего сгорания Способ регулирования угла зажигания двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам управления двигателем внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобильной промышленности, а именно к электрооборудованию для обеспечения работы двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в производстве и эксплуатации автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию автомобильного транспорта

Изобретение относится к системам зажигания для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию бензиновых двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к области тепловых двигателей с внешним смесеобразованием и поджигом рабочей смеси от постороннего источника
Изобретение относится к автомобильной технике и служит для упрощения установки в двигателе автомобиля поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки при закрытых клапанах
Наверх