Бесконтактная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания

 

„-- -ил"

Т1:1 1 —.-.Х1 1" - КА2

" - " ",-". е-.а, О П И С А Н М- Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

< 787713

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 22.12.78 21) 2700436/18»21 с присоединением заявки J%-(23) Приоритет—

Опубликовано 15.12.80. Бюллетень №46

Дата опубликования описания 15.12.80

Э (51) М. Кл. 02 P 5/08

Гооударстеенный комитет (5З) ЙК 621.43. .044(088.8)ао делам изобретений и открытий

Г. Л. Баканов и В. Г. Баканов (72) Авторы изобретения

Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (71) Заявитель (54) БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗА?КИГА НИЯ

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в цвигателях внутреннего сгорания.

Известна бесконтактная система зажигания, соцержащая датчик, выпрямитель, усилитель, ограничитель и стабилизатор

5 тока, катушку зажигания 11.

Недостаток этой системьТ заключается в ее низкой надежности.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является бесконтактная система зажигания с электронным регулированием. угла зажигания цля двигателей внутреннего сгорания, содержащая расположенные на валу двигателя датчик частоты вращения и секторные цатчики угловых положений вала, связанные с аналоговым конденсаторным запо-. минающим устройством, выход которого через логический блок и усилитель под ключен к вхоцу силового транзистора катушки зажигания 2 .

Однако такая система обладает инерционностью и нецостаточно надежна.

Ueab изобретения - повышение нацежности и быстродействия.

Поставленная цель достигается тем, что в бесконтактную систему зажигания цля двигателей внутреннего сгорания, содержащую секторные цатчики записи и считывания, связанные с коленчатым валом цвигателя, и датчики температуры и нагрузки двигателя, соединенные с логическим блоком и схемой регулирования угла опережения зажигания, выполненной в вице аналогового запоминающего устройства с ключами записи н считывания, причем выхоц логического блока через усилитель подключен к силовому ключу с катушкой зажигания, ввецен датчик времени коррекции, входы которого подключены к секторным цатчикам записи и считывания, а вход ключа считывания через элементы логического блока соединен с выходами датчика времени коррекции, датчика считывания и аналогового запоминающего устройства, причем вход последнего соединен co среаней точкой делителя, подключенного одним

787713 а плечом к выходу ключа записи, а другимк выходу ключа считывания.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема системы зажигания для двигателей внутреннего сгорания; на фиг. 2— характеристики зажигания, реализуемые системой ; на фиг. 3 — временные диаграммы, иллюстрирующие работу системы зажигания.

Система зажигания содержит связанные 1о с коленчатым, валом 1 двигателя внутреннего сгорания (ДВС) секторные датчики угловых положений вала: датчик 2 записи, датчик 3 считывания и датчик 4 малых (пусковых) оборотов вала двигателя. д

К выходам датчиков записи 2 и считывания 3 подключены входй датчика 5 времени коррекции и входы элементов 6 и 7 логического блока 8, Второй вход элемента 6 подключен к выходу датчи- 20 ка 5 времени коррекции. К выходу датчика 4 малых оборотов подключен вход элемента 9 логического блока 8 и преобразователь 10 частота напряжение, к выхо ду которого подключен вход бесконтакт- 2$ ного реле 11. Выходы реле 11 подключены к входам элементов 9 и 12 логичес-. кого блока 8. Вход элемента 13 логичес-. кого блока 8 соединен с делителем 14, подключенным к выходу операционного 30 усилителя 15. Выход усилителя 15 соединен с его инвертирующим входом посредством конденсатора 16, образующего емкостную отрицательную обратную связь.

Операционный усилитель 15 совместно с конденсатором 16, резисторами 17 - 19 и ключами записи 20 и считывания 21 представляет собой аналоговое запоминаю» щее устройство (ЗУ). Выход элемента 22 логического блока 8 соединен с фазой ключа 21 считывания, а выход элемента

23 через конденсатор 24 с входом уси» лителя 25. Выход усилителя 25 подключен к базе силового ключа 26, в коллекторной цепи которого включена первичная обмотка катушки 27 зазкигания.

В коплекторной цепи ключа 20 записи включены нагруэочный резистор 28, преобразователь 29 датчика 30 нагрузки

50 двигателя и регулировочный резистор 31, который одним полюсом подключен к источнику напряжения питания (+ Ч ), а другим через резистор 32 к среднему выводу (+0,5 Ч ) источника питания. Параллельно резистору 32 включен контакт 33

И датчика температуры, Система зажигания работает следующим образом.

При малых (пусковых) оборотах вала искрообразование осуществляется по сигналам датчика 4 в моменты времени 4 Mg (фиг. 3) при угловых положениях вада, соответствующих верхним мертвым точкам (ВМТ). При этом сигналы датчика 4 проходят по открытым элементам 9 и 23 логического блока 8 и далее через конденсатор 24 и усилитель 25 на базу силового ключа 26. Момент времени ц и соответствующее ему угловое положение вала g 0, принимается за.начало отсчета времени и углов зажигания.

При осуществлении запуска двигателя ((д)0с Я с (д) фиг. 2) преобразователь

10 переключает реле 11 н элементы 12, 23, конденсатор 24 и усилитель 25 пропускают на вход ключа 26 сигнал с делителя 14.

Один цикл работы устройства состоит из трех основных интервалов времени (фиг. 3): время записи 1 Зп, равное времени поворота вала двигателя на некоторый постоянный угол g ц, в течение которого датчик 2 записи выдает сигнал

У соответствующий уровню логического нуля, и запирает ключ 20 записи, при этом на резистор 17 с делителя из резисторов 18, 19 подается напряжение записи Ч и осуществляется запись (интегрирование) информации о режиме работы ДВС; время паузы $q -время между окончанием времени записи и началом времени считывания, в течение которого в зависимости от режима работы QBC информация, записанная в 33 сохраняется неизменной либо корректируется (частично считывается); время считывания равное времени поворота вала на некоторый постоянный угол . Q gq (сигнал Ч ), при.этом на резисто ) 17 с делителя иэ резисторов 18, 19 подается напряжение считывания Ч t q и осуществляется выборка (обратное интегрирование) информации,имеющейся в ЗУ. Одновременно с началом времени записи запускается датчик постоянного времени коррекции, на выходе которого в течение времени имеет место сигнал Ч ., соответствующий логической единице.

B соответствии с линейными участками характеристики зажигания, изображенной на фиг. 2, система имеет три режима работы.

Режим малых оборотов ((г я c Qg ) фиг. 2 и фиг. 3 (а-д). На фиг. 3 (а-в) показаны временные диаграммы напряжений (сигналов), вырабатываемых соответ78771 ственно цатчиками: малых оборотов 4 (Vp ), записи 2 .(Vg ), считывания 3 (V ) . .На фиг. Зг и Зц показано напряженйе Vg вырабатываемое датчиком 5 времени коррекции и напряжение V g на выхоце операционного усилителя 15.

Поскольку время записи t p соответствует времени поворота вала на определенный угол 6 щ, то это время обратно пропорционально частоте (d вращения ва- 1й ла ДВС. При (д) с Я время записи п

6onE*me врем $-щ ($<0 < ЗК ) записанная за время и информация (фиг. 3д) запоминается и сохраняется в вице напряжения на выхоце операционного усилителя 15 цо прихода сигнала о начале считывания, после чего откры» вается ключ 21 и осуществляется считывание (выборка) информации из ЗУ в те- . чение времени выборки 1 л . В момент,, 6 окончания выборки (момент времени 1 Ч ) осуществляется искрообразование. С помощью регулировочного резистора 31 момент искрообраэования может быть совмешен с моментом искрообразования ц и угол опережения зажигания при этом равен нулю. При неизменных напряжениях записи У>> и считывания Vgq и отсутствии коррекции записанной информации угол зажигания постоянен и не зависит от час- Зп тоты вращения вала. Это позволяет сформировать горизонтальные участки характеристик зажигания (фиг. 2) для малых ((Вр бд с GDg ) частот вращения вала.

Режим средних частот вращения вала з5 (Ц} с бд с Я;г) фиг. 2 и фиг. 3 (8 - ).

При увеличении частоты вращения вала время записи 1 уменьшается и при частоте 4) становится равным времени ко. > вырабатываемого датчиком 5 вре» 4ф мени коррекции. При дальнейшем увеличении (О возникает и пропорционально возрастает истинное время коррекции инфор мации $<, равное разности времени ко и 36 (t к КС- ЗП). На время коррек- 4S ции к логический блок 8 открывает ключ . 21 считывания и осуществляется коррекция (частичное считывание) информации в течение времени 4 g, пропорционального частоте вращения вала. По истече- gy нии времени коррекции оставшаяся в ЗУ информация запоминается" и сохраняется цо начала времени считывания (выборки),,после чего вновь открывается ключ 21 считывания и осуществляется окончатель- у ная выборка информации. B момент окончания выборки осуществляется искрообраэорание. Угол опережения зажигания (фиг. 3)< ) при этом тем больше, чем боль3 ше время коррекции,r. е. пропорционален частоте Я вращения вала.

Режим больших частот вращения вала (Я > (dg) фиг. 2 и фиг. 3 (A - tr).

В этом режиме время коррекции полностью заполняет все время паузы ($ > П ) и по окончании коррекции сразу начинается выборка без промежуточного хранения (запоминания) информации. В этом случае угол зажигания также постоянен и не зависит от частоты вращения вала, что и обеспечивает горизонтальность участка характеристики зажигания для

Я > бд (фиг. 2) .

В общем случае работу системы можно описать уравнением гце Я - yt îë зажигания относительно ВМТ;

Я - максимальный угол зажигания, соответствующий углу поворота вала от начала выборки ao Q y, 7 — напряжение записи, соответ3п ствуюшее разности потенциа лов межцу обшей точкой аелителя иэ резисторов 18, 19 и общим выводом опера ционного усилителя в режиме записи;

V -напряжение считывания, соот ветствующее разности потен.циалов межцу общей точкой делителей из резисторов 18, 19 и общим вывоаом операционного усилителя в режиме считывания;

9 - угол поворота вала при за1 писи; ц - время коррекции;

<„) - частота вращения вала QBC, B режиме малых частот (60О<ЯсЯ„) - отрицательно (фиктивно) и логический блок 8 не открывает ключ 21 считывания для коррекции, что равносильно тому, что величина 6g s формуле (1) равна нулю. Угол зажигания при этом не зависит от 4) и определяется лишь электромеханическими параметрами системы. Наиболее просто регулировать такой электрический параметр как напряжения записи, для чего прецусмотрен регулировочный резистор 31, с помощью которого осуществляется начальная установка угла зажигания.

7 78771

В режиме средних частот (Ы < 47<

()m равенство (l) принимает вид S

Бесконтактная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания, содержащая секторные датчики записи и считывания, связанные с коленчатым валом двигателя, и датчики температуры и нагруз ки двигателя, соединенные с логическим блоком и схемой регулирования угла опережения зажигания, выполненной в виде аналогового запоминающего устройства с ключами записи и считывания, причем выход логического блока через усилитель подключен K.ñèëîâîìó ключу с катушкой . зажигания, отличающаяся тем, чтц, с целью повышения надежности и быстродействия, введен датчик времени коррекции, входы которого подключены к секторным датчикам записи и считывания, а вход ключа считывания через элементы логического блока соединен с выходами датчика времени коррекции, датчика считывания и аналогового запоминающего устройства, причем вход последнего соединен со средней точкой делителя, подключенного одним плечом к выходу ключа записи, а другим — к выходу ключа считывания. п ЬП ВЗП к ъп

СЧ где 4 0 - постоянное время, вырабатываемое датчиком 5 времени коррекции.

Из (2) следует, что при постоянстве длительности импульса датчика 5 времени tS коррекции характеристика зажигания в данном режиме линейна.

В режиме больших частот вращения

QBC ((д) р Яg) время коррекции равно времени паузы и равенство (1) принимает.26 вид ъ о ()Эп ©n (3)

СЧ 25 где g g - угол поворота вала за время паузы.

Из (3) следует, что в рассматриваемом режиме угол зажигания постоянен и не зависит от частоты вращения вала.

Из (1-3) следует, что с изменениями напряжения записи Qgp и(или) считывания (характеристика зажигания может смещаться вертикально вверх и вниз, что по-.

3S зволяет осуществлять. коррекцию уt-BDB зажигания по различным параметрам двигателя и, в частности, по нагрузке и температуре, для чего в систему зажигания введены преобразователь 29 и датчик 30

49 нагрузки в напряжение, а также контакт

33 датчика температуры. На фиг. 2 н Зд пунктиром показаны смещения характеристики и процессы в 33 при осуществлении такой коррекции.

С целью согласования электромехани45 ческих параметров системы к выходам ключей записи и считывания подключен делитель напряжения (резисторы 18 я

19), с общей точки которого подаются напряжения записи и считывания на вход усилителя ЗУ.

3 8

Для фиксации окончания выборки информации из ЗУ на вход ключа 21 считывания подается сигнал с выхода ЗУ через логический блок 8, элементы 12 и 13 которого используются в качестве компара торов.

Использование данной системы зажигания позволит путем реализации заданного закона регулирования углов зажигания по параметрам двигателя повысить эксплуатационные характеристики LlBC, а также увеличить надежность и точность работы систем зажигания.

Формула изобретения

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке N 2644309/06, кл. Р 02 Р 5/08, 10.08.78.

2. Патент США N. 39.01201, кл. 123-117Р, опублик. 1975.

Бесконтактная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания Бесконтактная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания Бесконтактная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания Бесконтактная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания Бесконтактная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания Бесконтактная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам управления двигателем внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобильной промышленности, а именно к электрооборудованию для обеспечения работы двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в производстве и эксплуатации автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию автомобильного транспорта

Изобретение относится к системам зажигания для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию бензиновых двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к области тепловых двигателей с внешним смесеобразованием и поджигом рабочей смеси от постороннего источника
Изобретение относится к автомобильной технике и служит для упрощения установки в двигателе автомобиля поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки при закрытых клапанах
Наверх