Устройство для дистанционного управления многоступенчатой передачей транспортного средства

 

з в а в

:" .. .;чтме ту,ябан, - »«eí а ЦЬд

ОПИСАНИЕ

Союз Сове ккик

Социалистических

Республик

787200

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61 ) Дои ол н и тел ьное к а вт. с вид-ву (22) Заявлено 05.02.79 (21) 2720989/27-11 с присоединением заявки.%— (23) Приоритет (5! )М. К,л.

В 60 К 20/16

Гаеударстввиный комитет ао делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.12 80 Бюллетень Ма 46

Дата опубликования описания 15.12.80 (53) УДК 629.113— — 585.1 (088.8) Л. Г. Красневский, Б, Е, Митин, В. Н, Басалаев, И. Г. Шейнкер и M. Я. Крастелев (72) Авторы изобретения (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО

УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ

ПЕРЕДАЧЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к устройствам для дистанционного управления многоступенчатой передачей.

Известно устройство для дистанционного управления многоступенчатой передачей транспортного средства, содержащее корпус, нормально разомкнутые электрические контакты по числу электромагнитов блока управления переключением ступеней передачи, рычаг управления, установленный с возможностью поворота на оси, 0 закрепленной на корпусе, связанный с рычагом управлЕния, программоноситель, установленный с возможностью взаимодействия электрическими контактами и устройство фиксации рычага управления в рабочих положениях (1), l5

Недостатками известного устройства являются недостаточная надежность и безопасность в эк сплуатации, о бусловленные ни экой надежностью. открытых контактов. Если отказ происходит

20 во время движения транспортного средства, то он может вызвать нежелательные последствия. вплоть до аварии, так как при размыканин электрических цепей управления происходят самопроизвольные переключения ступеней передачи.

Недостатком является также трудоемкость изготовления данного устройства, обусловленная высокими требованиями к качеству контактных поверхностей, точностью их взаимного расположения и т.д.

Цель изобретения — повышение надежности и безопасности устройства в эксплуатации.

Для достижения цели электрические контакты выполнены в виде герметических магнитоуправляемых контактов, параллельно установленных в корпусе в плоскости, перпендикулярной оси поворота рычага управления, при этом постоянные магниты упомянутых контактов установлены на рычагах, размещенных в корпусе с возможностью поворота для замыкания герметических магнитоуправляемых контактов, упомянутые рычаги выполнены с выступами взаимодействующими с программоносителем, который расположен над рычагами с возможностью перемещения в плоскости, параллельной плоскости, проходящей через герметические магЬ нитоуправляемые контакты, кроме того поверхОО 4

Продольные оси симметрии рычагов 19 — 23 лежат в одних плоскостях с расположенными под ними контактами 3 — 7. Подробнее их устройство показано (на фиг. 4) на примере рычага 21. На свободных концах рычагов 19 — 23 закреплены постоянные магниты 26, магнитные оси которых ориентированы вдоль оси герконов

3 — 7. В средней части рычагов 19 — 23 имеются выступы 27, взаимодействующие с впадинами и выступами программоносителя 9. Под рычагами установлены возвратные пружины 28.

Выводные концы герконов закреплены в изолированных от корпуса клеммах 29, которые, s свою очередь, подключены к бортовой электрической сети транспортного средства (фиг. 8).

Рычаги могут быть выполнены в виде единой детали ЗО, штампованной иэ пружинной листовой стали (фиг, 5), Выступы на рычагах могут при этом выполняться в виде заклепки 31, либо получаться штамповкой (фиг. 6).

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство управления; на фиг. 2 — вид сверху фиг.1 на фиг. 3 — вид справа фиг. 1; на фиг. 4— ) разрез А-А фиг. 1; на фиг. 5 и 6 — варианты исполнения рычагов, несущих постоянные магниты; на фиг. 7 — упрощенная электросхема подключения предлагаемого устройства и бортовой электросети транспортного средства; на фиг. 8 — первый вариант программоносителя; на фиг. 9 — второй вариант программоносителя. зО

Устройство управления состоит из корпуса 1, крышки 2, герметических магнитоуправляемых контактов 3 — 7, рычага управления 8 и программоносителя 9. Рычаг 8 шарнирно закреплен на поворотной ступице 10, посаженной на не- . подвижной оси 11 . Ступица 10 жестко связана с вильчатым рычагом 12, на котором закреплена возвратная пружина 13 рычага управления 8, герметические магнитоуправляемые контакты

3 — 7 размещены в пространстве между направЗО ляющими 14 и 15 корпуса 1.

В направляющих подвижно установлен программоноситель 9, вьптолненный в виде пластины с выступами на нижней плоскости и шипом 16 на верхней. На боковой стенке 17 корпуса 1 имеются прорези (фиг, 2) для фиксации рыча35 га 8 в рабочих положениях Н, 1, II, Д, IIIXI, (что соответствует включению в передачи нейтрали I, II ступеней, автоматического режима, заднего хода и П), форма прорезей и распоЩ) ложение видны на фиг, 3. Между контактами

4 — б,и программоносителем 9 на оси 18 установлены поворотные рычаги 19 — 23 несущие постоянные магниты. Корпус 1 может, например, крепиться к рулевой колонке 24 транспортного средства с помощью хомута 25.

ЗХ1

ЗХ2 ность программоносителя со стороны упомянутых рычагов выполнена с выступами, высота которых определяется по формуле:

Ь= — >

1 где а — рабочий ход постоянных магтппов; ! — отношение длин цлеч рычагов от осей их поворота соответственно до магнитов и до выступов.

Программоноситель 9, (фиг. 8) имеет рельефную поверхность с пятью профильными дорожками. Число выступов на каждой дорожке определяется числом включений соответствующего контакта по таблице включений. Справа указаны номера контактов соответствующие фиг. 1.

Один выводной конец каждого контакта под- ключен к обмотке одного иэ электромагнитов

32-36, управления многоступенчатой передачей, а другой, через предохранитель 37, к бортовому источнику электропитания 38 транспортного средства.

Программоноситель может также быть жестко закреплен на ступице 10. Тогда профильные дорожки расположены на дугах окружностей, радиусы которых соответствуют расстояниям от контактов до оси вращения программоносителя (фиг, 9).

Включение нужной ступени в устройстве для управления многоступенчатой передачей с 4-мя ступенями переднего и двумя заднего хода осуществляется с помощью электромагнитов

32 — 36, Комбинации включения электромагнитов, соответствующие каждой ступени, даны s таб5 78720

Включение электромагнитов осуществляется подачей на их обмотки напряжения от бортовой сети 38 через герконы 3 — 7. Ддя замыкаьпьч герконов к ним прикладывается магнитное поле определенной напряженности, создаваемое постоянными магнитами 26. С этой целью рыча. ги 19 — 23 поворачиваются по часовой стрелке (фиг, 4) до положения, показанного пунктиром, Поворот рычагов происходит под действием программоносителя 9, выступы профильных дорожек которого набегают иа выступы 27 рычагов. Профиль дорожек обеспечивает включение герконов по таблице.

Для включения нужной ступени многоступенчатой передачи рычаг управления 8 устанавливают в соответствующее ей положение. Одновременно с рычагом управления перемещается программоноситель 9. Это приводит к срабатыванию герконов под действием постоянных магнитов, и к электромагнитам 23 — 36 подается напряжение (по таблице). Рычаг 8 фиксируется в рабочих положениях посредством прорезей в боковой стенке 17, в которых он удерживается пружиной 13. При этом в положении A электромагнитом 36 приводится в действие ав- э5 томатическое устройство (не показано), которое включает II, III или IV ступени в зависимости от условий работы. Для размыкания геркона програм моно си тел ь 9 устанавливают в па- диной напротив выступа 27. При этом прухаша

28 отводит рычаг с постоянным MRIHHToM QT геркона, что приводит к размыканию последнего.

Аналогично работает устройство и в вариантах 5, 6, 9, отличающихся от описанного выше лишь конструктивным исполнением рычагов и

35 их выступов, а также программоносителя.

Изображенное на чертежах устройство представлено схематически, в упрощенном виде и в реальном исполнении может дополнительно иметь ряд известных элементов. Так, возмохжо применение различных приспособлений для предотвращения случайного включения заднего хода, указателя положения рычага и др. Корпус

1 может быть приспособлен для установки на панели приборов, боковой стенке или на полу кабины транспортного средства. Иаконец, очевидно, что профиль программоносителя и число позиции рычага 8 зависят от конструкции каждой передачи, Преимушеством устройства является высокая надежность и долговечность, обусловленная эксплуатационными качествами герконов. Технический ресурс герконов достигает 10 — 10 срабатываний и выше, тогда как требуемый ресурс для единичного контакта в устройствах дистанционного управления передачами не превышает 10 . Таким образом, в данном устройстве разрешена проблема обеспечения надежной коммутации и устранения опасных отказов, что имеет наибольшее значение для тяжелых и специальных транспортных средств эксплуатируемых в сложных климатических условиях и вдали от базы обслуживания. Отсутствие износа контактов и их высокая надежность исключает потребность в техническом обслуживании устройства управления, что упрощает эксплуатацию транспортного средства.

Формула изобретения

1. Устройство для дистанционного управления многоступенчатой передачей транспортного средства, содержащее корпус, нормально разомкнутые электрические контакты по числу электромагнитов блока управления переключением ступеней многоступенчатой передачи, рычаг управления, установленный с возможностью поворота на оси, закрепленной на корпусе, связанной с рычагом управления программоноситель, установленный с возможностью взаимодействия с электрическими контактами, и устройство фик. сашами рычага управления в рабочих положениях, отличающееся тем,что,сцелью повышения надежности и безопасности в эксплуатации, электрические контакты выполнены в виде герметических магнитоуправляемых кон- тактов, параллельно установленных в корпусе в плоскости, перпендикулярной оси поворота рычага управления, при этом постоянные магниты упомянутых контактов установлены на рычагах, размещенных в корпусе свозможностью поворота для замыкания герметических магнитоуправляемых контактов, упомянутые рычаги выполнены с выступами, взаимодействующими с программоносителем, который расположен над рычагами с возможностью перемещения в плоскости, параллельной плоскости, проходящей через герметические магннтоуправляемые контак. ты.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что поверхность программоносителя со стороны упомянутых рычагов выполнена с выступами, высота которых определяется по формуле:

Ь- — с1

1 где а — рабочий ход постоянных магнитов; — отношение длин плеч рычагов от осей их поворота соответственно до магнитов и до выступов на рычагах, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Патент США N 3613480, кл. 74 — 753, 1971.

Z Х ff Ф1 .У2 й/2.В

ВНИИПИ Заказ 8240/l 2

Тираж 763 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород. ул. Проектная,4

Устройство для дистанционного управления многоступенчатой передачей транспортного средства Устройство для дистанционного управления многоступенчатой передачей транспортного средства Устройство для дистанционного управления многоступенчатой передачей транспортного средства Устройство для дистанционного управления многоступенчатой передачей транспортного средства Устройство для дистанционного управления многоступенчатой передачей транспортного средства Устройство для дистанционного управления многоступенчатой передачей транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тяговой и транспортной технике и может быть использовано в тракторах, погрузчиках, трубоукладчиках и других машинах

Изобретение относится к автоматическим и полуавтоматическим системам переключения передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в механизме переключения коробки передач автомобиля

Изобретение относится к транспортным и дорожно-строительным машинам

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для электрического дистанционного управления механическими коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх