Подшипниковый узел электрической машины

 

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в конструкциях автомобильных генераторов. Цель изобретения - повьшение надежности. Подшипник напрессован на вал электрической машины и размещен в центральном отверстии подшипникового щита 1. В средней части паза 4, вьшолненного в щите, размещен ролик 5, поджимаемый пружиной 6 в начальнзто часть паза 4. Паз 4 имеет специальный профиль, обеспечивающий создание необходимого эксцентриситета , постепенное уменьшение глубины паза и постоянную равномерную силу трения в местах контакта. 9 ил. i (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

PEGlVSJlHK (19) (1И (д11 4 Н 02 К 5/173 у д(ф3ЮЯ 13 ",.13

Ц 1 ЯМОТЕ <

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTQPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3977495/24-07. (22) 25.11.85 (46) 07.01.88. Бюл. № 1 (71) Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования им.А.М.Тарасова (72) А.П.Умнов, И,А.Кузнецова и П.А.Кузнецов (53) 621.313.04 (088.8) (56) Патент Франции № 1571119, кл. Н 02 К, 1973.

Авторское свидетельство СССР

¹ 295914, кл. F 16 С 35/06, 1971. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ (57) Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в конструкциях автомобильных генераторов. Цель изобретения — повышение надежности. Подшипник напрессован на вал электрической машины и размещен в центральном отверстии подшипникового щита 1. В средней части паза 4, выполненного в щите, размещен ролик 5, поджимаемый пружиной 6 в начальную часть паза 4. Паз

4 имеет специальный профиль, обеспечивающий создание необходимого эксцентриситета, постепенное уменьшение глубины паза и постоянную равномерную силу трения в местах контакта. 9 ил.

1365249

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в конструкциях автомобильных генераторов.

Цель изобретения — повышение надежности подшипникового узла.

На фиг. 1 изображен подшипниковый узел в сборе; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — расточка под 10 подшипник, вид с торца; на фиг. 4— поперечный разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 — ролик; на фиг. 6 — штифт; на фиг. 7 — пружина; на фиг. 8 и 9— крьппка подшипника. 15

Подшипниковый узел электрической машины состоит из подшипникового щита 1, в центральном отверстии которого размещен подшипник 2, напрессованный на вал 3 электрической машины, 20 и выполнен паз 4. В средней части паза 4 размещен ролик 5, поджимаемый пружиной 6 в начальную часть паза 4.

С другой стороны пружина 6 упирается в глухой торец паза 4. Для улучшения контакта между пружиной б и роликом

5 помещен штифт 7.

Специальный профиль паза 4 выполняется следующим образом (фиг. 2).

Профиль средней части паза 4 опреде- З0 ляется дугой, описанной радиусом К,, равным сумме радиуса Ra и диаметра ролика 5, где R — радиус отверстия под подшипник,из центра О, совпадающего с центром отверстия под подшипник 2. Профиль конечной части паза 4 образован касательной, проведенной к дуге центральной части, а размер конечной части определяется линейными размерами пружины 6. Ради- 40 ус R, определяющий профиль начальной части паза 4, ограничивается точкой В, общей для начальной и средней частей паза 4, и центром 0, смещенным относительно осей отверс45 тия под подшипник 2. Смещение центра 02 от горизонтальной оси равно 0,56, а от вертикальной 2d, где d — диаметр ролика 5.

Предложенная геометрия паза была

50 выбрана экспериментальным путем для создания необходимого эксцентриситета и постепенного уменьшения глубины паза.

Размер Н паза 4 зависит от линейных размеров ролика 5.

С внешней стороны подшипниковый узел прикрывается крьппкой 8, прикрепляемой к подшипниковому щиту 1 и имеющей выступ 9, входящий в паз 4 и фиксирующий положение пружины 6.

Подшипниковый узел работает следующим образом.

При вращении вала 3 электрической машины внутреннее кольцо подшипника

2, вращаясь вместе с ним, увлекает во вращательное движение шарики и затем наружное кольцо подшипника 2.

При отсутствии устройства для затормаживания наружное кольцо подшипника 2, поворачиваясь относительно своего посадочного места в отверстии подшипникового щита 1, разрушает поверхность посадочного места, увеличивая зазор между отверстием подшипникового щита 1 и подшипником 2. При увеличении зазора происходит свободное радиальное перемещение подшипника в посадочном месте, вызывающее биение и задевание ротора за статор, что приводит к выходу из строя электрической машины в целом.

В предлагаемом подшипниковом узле при стремлении к проворачиванию наружного кольца подшипника 2 ролик 5, помещенный в паз 4 и контактирующий с наружным кольцом подшипника 2, увлекается во вращательное движение, но давление пружины б препятствует этому, заклинивая ролик 5, увеличивая силу трения в местах контакта ролика

5 с подшипником 2. В процессе длительной эксплуатации происходит некоторое проворачивание ролика 5 в пазу 4 и вследствие этого выработка поверхности паза 4. Однако, профиль начальной части паза 4, плавно уменьшая глубину паза 4 в направлении заклинивания ролика 5, создает необходимое постоянное давление ролика 5 на кольцо подшипника 2, исключая по- явление зазора, а следовательно, исключая биение подшипника 2 в центральном отверстии подшипникового щита 1 и ротора электрической машины.

Предлагаемая геометрия профиля паза обеспечивает постоянную равномерную силу трению в местах контакта, что подтверждается опытными проверками предлагаемого технического решения.

Формула изобретения

Подшипниковый узел электрической машины, содержащий подшипниковый щит, установленный на валу подшипник, крыш1365249 ку подшипника и тормозной подпружиненный элемент, размещенный в пазу и прижатый к наружному кольцу подшипника, отличающийся тем,что, с целью повышения надежности, тормозной элемент выполнен в виде ролика, прижатого штифтом с пружиной к цилиндрической поверхности подшипника, а паз находится в подшипниковом щите и имеет в продольном разрезе профиль, состоящий из трех плавно переходящих

4 одна в другую частей, средняя образована дугой окружности с центром на оси расточки и радиусом, равным сумме диаметра ролика и радиуса расточки под подшипник, одна крайняя представляет собой касательную к этой дуге окружности, а другая крайняя образована дугой окружности, переходящей в расточку под подшипник, при этом в крышке подшипника выполнен выступ, входящий в паз.

1365249

Фиг.7

Составитель А.Кузьмин

Редактор Л.Зайцева Техред Л.Сердюкова Корректор Л.Пилипенко Заказ 6650/50

Тираж 665 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðoä, ул.Проектная,4

Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению, а именно торцовым электрическим машинам с одним статором и одним ротором, в которых базирование ротора осуществляется на базовом щите статора консольно

Изобретение относится к области электротехники, а именно к торцовым электрическим асинхронным машинам с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к ручным машинам

Изобретение относится к области электротехники, а именно к особенностям конструктивного выполнения торцовых электрических машин, которые могут быть использованы в различных областях промышленности

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей их выполнения с аксиальным пружинным элементом, который устанавливается между роторной деталью, расположенной на валу ротора, и подшипником качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых опорах роторных машин, в частности в электрических машинах

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх