Шпоночное соединение

 

(ii>796481

Ъ а °

О П И С А Н И Е"

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республнк (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 150179 (21) 2713294/25-27 с присоединением заявки Но (23) Приоритет

Опубликовано 15.01В1. Бюллетень Н9 2

Дата опубликования описания 25. 01. 81 (51)М. Кл 3

16 В 3/00

Государственный комитет

СССР яо делам нзобретеннй . н открытий (53) УДК 821. 882..53(088.8) (72) Автор изобретения

В.А.Алексеев (71) Заявитель (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Изобретение относится к общему ма шиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности для установки на валах различных деталей, например шкивов, шестерен и т.п.

Известны шпоночные соединения, содержащие сегментную шпонку, которая кроме передачи окружного усилия фиксирует установленную на валу деталь от осевого смещения. Для этого в детали шпоночный паэ выполнен наклонным, а шпонка развернута в гнезде вала (1j .

Недостаток этого соединения в том, что его применение нецелесообразно при установке детали на конце вала, имеющего уступ по диаметру, в который упирается деталь. Для фиксации детали от осевого смещения в нем применена гайка, навинченная на вал.

Однако имеются случаи, когда нельзя разместить гайку на конус вала. В этих случаях указанное соединение применено быть не может.

Известно также шпоночное устройство, содержащее вал, охватывающую вал деталь, шпонку и винт. (2) . . Недостаток устройства в высокой трудоемкости его исполнения и усложненной сборки — разборки, что невыгодно при массовом производстве.

Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации соединения.

Укаэанная цель достигается тем, что шпоночный паэ в охватывающей детали выполнен наклонным к оси вала с вогнутым дном, сегментная шпонка выполнена с треугольными шлицами, а стопорный винт — коническим с углом конуса, меньшим угла наклона шпоночного паза, и установлен с возможностью контакта со шлицами шпонки и дном аэа охватывающей вал

15 детали.

На фиг. 1 показаны детали до установки стопорного ви: та; на фиг. 2 устройство в сборе; на фиг. 3 — разрез A-A на фиг. 2.

20 шпоночное соединение состоит из вала 1, сегментной шпонки 2, посаженной на конец вала до упора в его уступ, детали 3 со шпоночным пазом и стопорного винта 4. Шпоночный паз в детали 3 образован двумя параллельными боковыми поверхностями и двумя наклонными, образующими наклонный к оси вала желоб пятиугольного профиля. На плоской поверхнос30 ти шпонки 2 выполнены треугольные

796481 шлицы с расстоянием между шлицами, равным шагу резьбы на винте 4. Винт

4 выполнен с коническим углом конуса винта 4, меньшим угла Р наклона шпоночного паза в детали 3 к оси вала 1.

После установки детали (фиг. 1) в шпоночный паз вводится винт 4. Он входит в зацепление со шлицами на шпонке, а желоб в шпоночном пазу детали 3 служит для него направляющей опорой..При завинчивании винта

4 он разворачивает шпонку до тех пор пока не образуется клиновой зажим шпонка — винт-деталь 3. Затяжкой квинта выбираются все зазоры и винт воспринимает сжимающие усилия при действии осевой силы на деталь 3 ..

Винтом 4 осуществляется и силовая затяжка детали 3. Применение конического винта обеспечивает более свободные технологические допуски по глубине паза в детали 3, углу наклона р,,,высоте шпонки. По существу винт 4 выполняет роль клина, а резьба служит для ограничения расклинивающего уснлия и, в основном, более надежной фиксации этого клина в шпоночном пазу. Резьбоного контакта со шлицами на шпонке вполне достаточно, так как винт практически не испытывает осевых усилий, а зажат между шпонкой и деталью 3.

Соединение целесообразно применять при малых осевых усилиях, действующих на деталь 3, например для фиксации шкивов, прямозубых шестерен, муфт, в тех случаях, когда не

5 допускается размещение крепежа на валу и его выход за торец вала.

Формула изобретения

Шпоночное соединение, содержащее

10 вал, охватывающую его деталь, сегментную шпонку, расположенную в пазах вала и охватывающей детали, и стопорный винт, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью улуч 5 шения условий эксплуатации, шпоночный паз н охнатывающей детали выполнен наклонным к оси нала с вогнутым дном, сегментная шпонка выполнена с треугольными шлицами, а стопорный

2О винт - коническим с углом конуса, меньшим угла наклона шпоночного паза, и установлен с возможностью контакта со шлицами шпонки и дном паза охватывающей нал детали.

Источники информации, принятые но внимание при экспертизе

1. Орлов П.И. Основы конструирования. M., "Машиностроение", 1977, кн. 1, с. 241, рис. 2585.

2. Авторское свидетельство СССР

30 Р 607064, кл. F 16 В 3/00, 1978 (прототип) .

796481

Фые!

Рие. 2

A-А

Фие..З

Составитель A. Ярославский

Редактор М.дылын Техред H.Барадулина корректор 0. Ковинская

Заказ 9744 48 1ираж 87 1 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. У кгород, ул. Проектная,

Шпоночное соединение Шпоночное соединение Шпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Болт // 783496

Болт // 783495

Изобретение относится к конструкции подшипников качения, монтажу и креплению их в корпусе

Изобретение относится к деталям машин и может быть реализовано в машиностроении

Изобретение относится к операции, с помощью которой на изделии, имеющем зону горловины и сделанном из металла, можно сформировать сужающуюся часть в указанной зоне

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам соединения деталей, таким как гайки

Изобретение относится к элементу для контроля предварительного натяжения резьбовых анкеров

Изобретение относится к электроконтактным гайкам, предназначенным для припаивания на листовой металлический компонент, преимущественно на компоненты автомобильного двигателя из листовой стали

Болт // 2115035
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях знакопеременных нагружений и значительных вибраций
Наверх