Шпоночное соединение

 

ОП ИСАНИ Е тцз491

Сои>э Советских

Социалистически к

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 09.01.79 (21) 2711097/25 — 27 с присоединением заявки М (28) П риоритет (5 l ) M. Кл.

16 В 3/00

Государстввнпый комитет

h0 делан изобретений н открытий

Опубликовано 30.11.80. Бюллетень М 44

Дата опубликования описания 30.11.80 (53) УД К 621.229..314 (088,8) (72) Автор изобретения

В. А. Алексеев (71) Заявитель (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для крепления на валу шкива, шестерни и т.п.

Известно шпоночное соединение, содержащее охватывающую вал деталь и сегментную шпонку, которая кроме передачи крутящего момента фиксирует установленную на валу деталь от осевого смещения. Для этого шпоночньтй паз в детали выполнен наклонным, а шпонка развернута в гнезде вала (1).

Недостаток указанного соединения состоит тО в том, что для фиксации детали от снятия с вала служит гайка, навинченная на вал. Однако имеются случаи, когда нельзя разместить гайку на торце вала. В таких случаях это . !5 соединение неприменимо.

Известно также шпоночное соединение, содержащее шпонку и стопор, устанбвпенные в обхватывающей вал детали (2).

Недостатки его заключаются в том, что эта соединение предполагает большие усилия затяж ки стопора для врезания шпонкн в стенки паза. на валу, трудоемко в исполнении, так как требует выполнения многих операций по изготовлению шпонки и стопора в виде полого винта.

Цель изобретения — упрощение конструкции шпоночного соединения.

Указанная цель достигается тем, что шпоночный паз в обхватывающей вал детали выпол-: нен с увеличивающейся глубиной от его середины в направлении наружного торца деталй, а шпонка установлена с возможностью поворота ее стопорным винтом до упора в дно паза.

На фнг. 1 показано шпоночное соединение до закрепления детали на валу, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, шпоночное соединение в рабочем состоянии.

На валу 1 установлена сегментная шлонка 2, обхватывающая вал деталь 3 посажена до упора в уступ вала. Шпоночный лаз в детали 3 на участке 5 + Я,/5 имеет постоянную глубину, а на участке Я,! (5<+5< глубина нарастает.

В детали 3 также выполнено реэьбовое отверстие 4, выходящее на.участок шпоночнога пиза, имеющчй постоянную глубину.

В реэьбовое отверстие 4 ввинчен винт 5.

ВНИИПИ Заказ 85 Н /37 Тираж 1095 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4

> 3 " 78349!

i i

После установки детали 3 на .вал (фиг. 1) винт

5 завинчивается и разворачивает шпонку до упора в дно шпоночного паза (фиг. 2), чем обеспечивается заклинивание детали 3 на валу

Винт 5 может иметь относительно небольшой диаметр, так как осевых нагрузок не испытывает, а работает только на сжатие в месте кон такта со шпонкой. Винт 5 может быть располо жен и со стороны заднего торца детали 3. В этом случае он будет погружен по оси. . Предложенное шпоночное соединение просто в;:исполнении, позволяет использовать cTRHplpTные шпонки, отличается малым расходом металла на фиксацию детали от осевого смещения и невысокой трудоемкостью обеспечивает

У 15 надежное крепление детали на валу.

Формула изобретения

Ыпоночное соединение, содержащее охватывающую вал деталь со стопорным винтом и

4 сегментную шпонку, расположенную в гнезде вала и в шпоночном пазу детали, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции соединения, шпоночный паэ выполнен с увеличивающейся глубиной от его середины в направлении наружного торца детали, а шпонка установлена с воэможностью поворота ее стопорным винтом до упора в дно паза.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Орлов П. И. Основы конструирования.

Кн. 2, М., 1977, с. 241, рис. 258 — б.

2. Авторское свидетельство СССР и 565129, кл. F 16 В 3/00, 1976 (прототип).

Шпоночное соединение Шпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции подшипников качения, монтажу и креплению их в корпусе

Изобретение относится к деталям машин и может быть реализовано в машиностроении

Изобретение относится к операции, с помощью которой на изделии, имеющем зону горловины и сделанном из металла, можно сформировать сужающуюся часть в указанной зоне

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам соединения деталей, таким как гайки

Изобретение относится к элементу для контроля предварительного натяжения резьбовых анкеров

Изобретение относится к электроконтактным гайкам, предназначенным для припаивания на листовой металлический компонент, преимущественно на компоненты автомобильного двигателя из листовой стали

Болт // 2115035
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях знакопеременных нагружений и значительных вибраций
Наверх