Болтовое соединение

 

иe i л t. е . ecjWI

h. 5ф ж>тмин

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СИИ ЕТЕЛЬСТВУ

< 1796482 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлвно 051277 (21) 2549893/25-27

С ПРИСОЕДИНЕИИЕМ ЗаЯВКИ Мо (23) Приоритет

Опубликовано 15.01Я1. Бюллетень М 2

Дата опубликования описания 25. 01. 81 (5 ) К„з

F 16 В 5/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.882, .263(088.8) (72} Авторы изобретения

В, В. Новикович, В.И.Якимов, С.О. Баль и Л.М. Кучин (71) Заявитель (54) БОЛТОВОЕ СОЕДИНБНИБ l0

30

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью.

Известно болтовое соединение, содержашее соединяемые листы, болт, установленный в отверстия листов с натягом, шайбу и гайку, в котором для увеличения усталостной прочности гайки затянуты с такой силой, что напряжения под шайбами в соединяемых листах близки к пределу текучести. B таком соединении концентрация напряжений в районе отверстия снимается за счет передачи усилий трением через листы и шайбы (1) .

Недостатком устройства является то, что указанное соединение дает увеличение усталостной прочности лишь при малых толщинах соединяемых листов, при увеличении толщин листов выигрыш в увеличении усталостной прочности за счет тугой затяжки гайки уменьшается. Кроме того, с течением времени затяжка болтового соединения ослабевает за счет,усадки материала листов, вследствие чего усилия, передаваемые трением, уменьшаются и увеличивается концентрация напряжений в районе отверстия, что снижает усталостную прочность соединения.

Ослабление затяжки приводит также к появлению относительных перемещений шайб и листов, что вызывает разрушение листов от фреттинг-коррозии.

Цель изобретения — повышение надежности соединения путем увеличения усталостной прочности.

Указанная цель достигается тем, что на головке болта и шайбе со стороны соединяемых листов выполнены кольцевые выступы сферической формы.

На чертеже изображено болтовое соединение, общий вид в разрезе.

Болтовое соединение содержит соединяемые листы 1 и 2, болт 3, уста» новленный в отверстиях. листов, шайбу 4, зафиксированную натягом на болте гайкой 5. На головке болта и шайбе выполнены кольцевые выступы 6 скругленной формы, внедряемые в менее твердый материал листов. Высота и профиль выступов определяютс» толщиной соединяемых листов.

При сборке выступы внедряются в материал листов, вызывая в нем пластические деформации. Материал, выдавливаемый выступами, растекается и уплотняет посадку болта, что увеличивает усталостную прочность путем

МфафЯФФ, 6ла. Т ю " 4ИФ 4 1м «С

3 - - 796482

Составитель В.Голов

Редактор О.Колесникова Техред Н.Барадулина Корректор Г.Назарова

Заказ 974 48 Тираж 871 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

9to делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 использования самонапряжения. Кроме того, внедряемые в материал соединяемых листов кольцевые выступы воспринимают часть амплитуды нагрузки,,разгружая отверстия соединяемых листов от сил смятия и уменьшая сре-. зающую силу на болт, тем самым снижают концентрацию напряжений и увеличивают усталостную прочность соединения.

Выступы устраняют также перемеще.ния листов относительно головки болта и шайбы, что устраняет условия возникновения фреттинг-коррозии.

Формула изобретения

Болтовое соединение, содержащее установленный в отверстиях соединяемых деталей болт с шайбой и гайкой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности соединения, на головке болта и на поверх-. ности шайбы со стороны соединяемых деталей выполнены кольцевые выступы скругленного профиля.

Источники информации, 10 принятые во внимание при экспертизе

1. Хейвуд Р.Б. Проектирование с учетом усталости. ",Машиностроение"

1969, с. 261-262 (прототип).

Болтовое соединение Болтовое соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх