Опорный узел скольжения

 

Союз Советских

Социалнстнчесиих

Рвспублнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ («)796500 (6f) Дополнительное к авт. свмд-ву (51)М. Кл З (22) Заявлено 07.06. 78(21) 2638291/25-27 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 150181.. Бюллетень N9 2

Дата опубликования описания

16 С 17/02

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (53) УДК 621,822. .5 (088,8) (72) Авторы изобретения

А, В. Лукашевич, И. И. Гаврик и Э. П. Кревсун (71) Заявитель

Институт ядерной энергетики АН Белорусской CCP (54) ОПОРНЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬ;КЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройству подшипников скольжения с газовой смазкой, используемых, в частности, для создания маломоментных и точных опор уплотнений измерителей вращающихся моментов и других приборов.

Известен опорный узел скольжения, содержащий подвижный и неподвижный элементы, например вал и вкладыш, газообразующую рабочую смазку и источник энергии в виде нагревателя, с помощью которого из газообразующей смазки производят выделение газа, который способствует резкому уменьшению трения в опоре (lj °

Недостатком этого устройства является сложность конструкции.

Цель изобретения †.упрощение конструкции, уменьшение коэффициента трения и улучшение демпфирования.

Цель достигается тем, что источник энергии выполнен в виде электрического источника постоянного тока, соединенного последовательно с валом и вкладышем, а газообразующая рабочая смазка представляет собой электролит.

На фиг. 1 изображен опорный узел скольжения, разрез; на фиг. 2 — уплотнение, в котором используется изобретение.

Опорный узел скольжения содержит вал 1 и вкладыш 2, газообразующую ра5 бочую смазку 3 в виде электролита, расположенного в рабочем зазоре 4, источник постоянного тока 5, соединенный последовательно с валом 1 и вкладышем 2. В случае гидростатичесfO кого принципа работы узла используется электролит, способный к электролиsy с выделением газа на обеих несущих поверхностях, например водный раствор серной кислоты. В случае гид15 родинамического принципа работы узла — электролит, способный к электролизу с выделением,газа на,одной несущей поверхности, например раствор соли 4/80>, при этом анодом служит

2О вкладыш.

Работа опорного узла скольжения осуществляется следующим образом.

Рабочая смазка подается в зазор

4 ° При включении питания в электри25 ческой цепи через электролит протекает электрический ток, который вызывает его разделение с выделением кислорода на поверхности, соединенной с положительным полюсом, и водорода на поверхности, соединенной

796500

Формула изобретения фиа2

Составитель И, Яковлев

Техред С.Мигунова Корректор С. Щомак

Редактор Н.Кузнецова

Эаказ 9745/49 Тираж 869 Подписное

ВНИИПИ Государственного комиТета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская.наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 с отрицательным полюсом. Таким образом, происходит разделение смазочного материала и несущих поверхностей узла газовой пленкой.

Благодаря этому, резко снижаются потери мощности узла трения, поскольку вязкость rasa значительно ниже вязкости жидкости. Одновременно слой смазочного материала, заключенный между несущими поверхностями, играет роль демпфера, поскольку на возбуждение его колебаний затрачивается энергия.

Кроме использования изобретения в узле скольжения, оно может быть использовано в уплотнении (фиг. 2) .

Разделение смазочного материала и несущей :поверхности вкладыша газовой пленкой приводит к уменьшению трения, а, следовательно, и потерь мощности, Преимущество изобретения состоит в расширении,области использования гидростатических и гидродинамических опорных конструкций до более высоких скоростей относительного перемещения деталей, а также в уменьшении потерь мощности. Одновременно это спо-i собствует улучшению температурного режима работы узла.

Опорный узел скольжения, содержащий подвижный и неподвижный элементы, например вал и вкладыш, газообразующую рабочую смазку и источник энергии, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения коэффициента трения и улучшения демпфирования, источник

15 энергии выполнен в виде электрического источника постоянного тока, соединенного последовательно с валом и вкладышем, а газообразующая рабочая смазка;представляеФ собой электролит.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

4Ф 590509, кл. F 16 С 17/02, 1975.

Опорный узел скольжения Опорный узел скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх