Составное зубчатое колесо

 

ОПИСАпИЕ изоь етения 82З715

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТЕЛЬСТВУ

Сеоз Соаетсннк

Соцналнстнчвскни

Реслублнк (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 240779 (21) 2800911/25-28 с присоединением эаявки ¹ (23) Приоритет—

Опубликовано 23.0431. Бюллетень Nо 15

Дата опубликования описания 25.04.81

К„З

Г 16 Н 55/14

Гесуяярстиеииый коиитет

СССР.пе делен изобретений н открытий (53) УДК б21.833 (088.8) (72} Авторы изобретения

О. В. Берестнев, В. Л. Басинюк, И. И. Янко

И. Л. Купчин и В. И. Лавнико у1Фов9

Институт проблем надежности и долговечност

АН Белорусской CCP (Ут) Заявитель (54 ) СОСТАВНОЕ ЗАЧАТОЕ КОЛЕСО .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубча.алых передачах разнообразных машин и механизмов, в трансмиссиях автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, станках и приспособлениях нормальной точности.

Известно составное зубчатое колесо., соединение обода и ступицы в ко" 1О тором осуществлено с помощью пластинчатых пружин, один конец которых с помощью специального болта крепится неподвижно s пазу ступицы, другой конец пружины вставлен в паэ другого болта по подвижной посадке, который

s свою очередь может свободно поворачиваться в посадочном отверстии обода, параллельно оси, пружины от выпадения зафиксированы шайбами (1).

Недостатком известного колеса является наличие зазоров между пружиной и ступицей, что приводит к возникновению дополнительных динамических нагрузок в соединении и снижает долговечность и надежность работы всего колеса.

Наиболее близким к предлагаемому является составное зубчатое колесо, содержащее венец, ступицу и соединяющие их элементыГ2), Однако зто зубчатое колесо не обеспечивает повышение нагрузочной способности.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности, Поставленная цель достигается тем, что каждый соединяющий элемент выполнен в виде параллельных оси колеса двух радиальных лепестков, образованных на одной из взаимообращенных поверхностей венца или ступицы и размещенного между лепестками тела качения

t взаимодействующего соответственно со ступицей или венцом.

На фиг. 1 изображена конструкция зубчатого колеса; на фиг. 2 - сечение

А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема упругой деформации лепестков ступицы при возникновении динамических нагрузок в процессе работы колеса.

Зубчатое колесо состойт из ступицы 1, венца 2, связанных между собой соединяющими элементами в виде тел качения - роликов 3 и образованных в ступице или венце прорезями 4, имеющими различную форму, лепестков 5.

Фиксация венца относительно ступицы и роликов от выпадения осуществляется посредством шайб б и шплинтов 7. Прорези могут выполняться в. радиальном

823715

Формула изобретения

А-А направленииоили параллельно друг другу, как показано на фиг. 1.

Форма прорезей, поперечное сечение и длина лепестков выбирается исходя из геометрических параметров зубчатого колеса:и величины крутящих моментов, передаваемых в прямом и обратном направлении. Так например, при неодинаковых динамических нагрузках при передаче крутящих моментов в прямом и обратном направлении., лепестки могут иметь неодинаковое сечение и длину, что обеспечит разную податливость в прямом и обратном направлении.

Форма прорезей может быть нелинейной.

Кроме того, если позволяют геометрические параметры зубчатого венца,про- >5 рези могут быть выполнены на нем.

Сопряжение ролика и лепестков осуществляется с предварительным натягом, что исключает появление зазоров межцу ступицеи, роликом и вен- Щ цом в процессе эксплуатации.

При работе составного зубчатого колеса оно может самоустанавливаться под действием передаваемой нагрузки по отнсшению к сопрягаемому зубчатому колесу за счет упругих деформаций лепестков. При возникновении динамических нагрузок упругая деформация лепестков, как показано на фиг. 3, обеспечивает их значительное снижение.

Упругая связь венца и ступицы обладает виброизолирующими свойствами и позволяет значительно снизить влияние высокочастотных вибраций, возникающих при работе зубчатого колеса. Кроме того, увеличивается пятно контакта сопрягаемых зубьев, снижаются величины контактных напряжений и повышается надежность и долговечность работы зубчатого колеса в целом.

Составное зубчатое колесо, содержащее венец, ступицу и соединяющие их элементы, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения .нагрузочной способности, каждый соединяющий элемент выполнен в виде параллельных оси колеса двух радиальных лепестков, образованных на одной из взаимообращенных поверхностей венца или ступицы, и размещенного между лепестками тела качения, взаимодействующего соответственно со ступицей или венцом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Германии 9 597360, кл. 47 В 23, 1929.

2. Авторское свидетельство СССР

9, 238957, кл. F 16 Н 55/14, 1967 (йрототип).

Фиа 3 .Составитель A. Верховский

Редактор Н. Кончицкая Техред Н.Граб Корректор В. Синицкая

Заказ 2054/47 Тираж 1006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений.и открытий .113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород,, ул. Проектная, 4

Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в приводах вращательного движения
Наверх