Приспособление для усталостных испы-таний зубчатых колес

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик и 823941 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.07.79 (21) 2799988/! 5-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 23.04.81. Бюллетень № 15

Дата опубликования описания 28.04.81 (51) М.К .

G Ol М 13/02

Гееударственнмй комитет

СССР (53) УДК 621.833 (088.8) ло делам нзюбретеннй н еткрмтнй (72) Авторы изобретения

В. А. Тиманюк, Г; Г. Шнитко и И. Х. Чутаев

Ф

1

Физико-технический институт АН Белорусской ЙСР

Г

/ (7l ) Заявитель (54) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ

ИСПЫТАНИЙ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на усталостную и статическую изгибную прочность.

Известно приспособление для усталостных испытаний зубчатых колес, содержащее нагружающие элементы, предназначенные для взаимодействия с зубьями испытуемых колес, и устройство фиксации последних (1).

Недостаток известного приспособления заключается в том, что при поломке или большой деформации испытуемого зуба одного из колес, вся нагрузка приходится на испытуемый зуб другого, т.е. она возрастает в 2 раза, что неминуемо приводит к поломке и второго зуба. Поэтому невозможно определить количество циклов, которое в действительности выдержит зуб второго испытуемого колеса, т.е. испытания сводятся к получению данных только по испытуемому зубу одного из колес.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей приспособления.

Поставленная цель достигается тем, что известное приспособление снабжено корпусом с замкнутой полостью, заполненной рабочей жидкостью, и отверстиями, и размещенными в них с возможностью перемещения плунжерами, одни концы которых взаимодействуют с жидкостью, на других — установлены нагружающие элементы.

-На чертеже схематически изображено приспособление для усталостных испытаний зубчатых колес, общий вид.

Приспособление содержит основание 1, расположенные на нем валики 2 и 3 для установки испытуемых колес 4 и 5 соответ1р ственно, и устройство, выполненное, например в виде рейки 6, для фиксации последнего, а также корпус 7 с замкнутой полостью, заполненной рабочей жидкостьк> 8, и отверстиями, в которых установлены плунжеры 9 и 10 с размещенными на них нагружающими элементами 11 и 12.

В основании 1 размещен винт 13 контактирующий с рейкой 6.

Приспособление работает следующим образом.

Испытываемые зубчатые колеса 4 и 5 устанавливают на валики 2 и 3 и обеспечивают зецепление с рейкой 6, а затем винтом 13 и рейкой 6 устанавливают требуемое положение испытываемых зубчатых колес 4 и 5. 11агружающие элементы 11 и 12 подводят к испытываемым зубьям колес 4 и 5 и нагружают корпус 7 с помошью ползуна пульсатор . (на чертеже не показан).

При нал ичии погрешности в установке испытуемых колес 4 и 5, выравнивание нагрузки на зубьях обеспечивается перемещением плунжеров 9 и 10 в вертикальной плоскости. В процессе испытаний при различной деформации испытываемых зубьев колес

4 и 5 перемещение пленжеров 9 и 10 обеспечивает автоматическое выравнивание нагрузки на испытуемых зубьях. Кроме того, в случае поломки одного из зубьев нагрузка с другого зуба мгновенно снимается, вследствие перемещения вниз плунжера, передающего нагрузку на сломавшийся зуб, и одновременного перемещения вверх плунжера с нагружающим элементом и установленным на неразрушившемся зубе. Испытательную машину выключают, устанавливактг вместо разрушившегося зубчатого колеса новое и продолжают испытания.

Таким образом, приспособление позволяет точно определить количество циклов и напряжения на каждом испытываемом зубе, а также легко автоматизировать регистрацию различных стадий разрушения зуба пу82394!

4 тем установки конечных выключателей и подключения их к электросхеме пульсатора.

Такая конструкция приспособления обеспечивает сокращение времени на проведение усталостных испытаний при одновременном повышении точности измерений, тем самым расширяя его функциональные возможности.

Формула изобретения

Приспособление для усталостных испы10 таний зубчатых колес, содержащее нагружающие элементы, предназначенные для взаимодействия с зубьями испытуемых колес, и устройство фиксации последних, отличаюи(ееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, оно снабжено

15 корпусом с замкнутои полостью, заполненной рабочей жидкостью, и отверстиями, и размещенными в них с возможностью перемещения плунжерами, одни концы которых взаимодействуют с жидкостью, а на других-20 установлены нагружающие элементы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Дымшиц И. И. Коробки передач. М., Машгиз, 1960, с. 256, фиг. 150 (а) (прототип) .

1, 4

Составитель Ю. Красненко

Редактор Н. Кончицкая Техред A. Бойкас Корректор Н. Степ

Заказ 2090/58 Тираж 907. Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Приспособление для усталостных испы-таний зубчатых колес Приспособление для усталостных испы-таний зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх