Выключаемая муфта для соединениясоосных валов

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЮТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

830044.Ф

-г (61) Дополнительное к ввт. свид-ву (22) Заявлено 06.12.78 (21} 2693169/25-27 (5f)М. Кл З с присоединением заявки М (23} Приоритет

F 16 0 11/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

Опубликовано 150581. Бюллетень М 18

Дата опубликования описания 15. 05.81 (53) УДК 621.825. 7 (088.8) Ю

Ф

1 (22) Автор изобретения

Л.M. Раскин (71) Заявитель (54) ВЫКЛЮЧАЕМАЯ МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ

СООСНЫХ ВАЛОВ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к выключаемым муфтам и может быть использовано.в устройствах для-соединения и рассоединения соосных валов в любом их относительном угловом положении.

Известна выключаемая муфта для соосных валов, содержащая полумуфту, выполненную в виде прямозубого колеса, и охватывающую ее полумуфту,несущую тангенциально расположенный относительно прямозубого колеса и входящий с ним в зацепление зубчатый вал в виде цилиндрической зубчатой рейки, а также механизм стопорения зубчатого вала (1) .

Недостатком такой конструкции является то, что при демонтаже муфты для выемки зубчатого вала, выполненного в виде зубчатой цилиндрической рейки, необходимо нарушить взаимное углоВое положение соединяемых валов и, кроме того, в данной конструкции отсутствует воэможность регулировки упомянутого углового положения.

Цель изобретения — упрощение регу.лировки, монтажа и демонтажа муфты.

Поставленная цель достигается тем,. что муфта, содержащая полумуфту, выполненную в виде прямоэубого колеса, З ) и охватывающую ее полумуфту, несущую тангенциально расположенную относительно прямоэубого колеса и входящую с ним в зацепление цилиндрическую зубчатую рейку, а также механизм стопорения зубчатой рейки, снабжена механизмом продольного перемещения зубчатой рейки и средством ее поворота, при этом зубчатая рейка выполнена с лыской, глубина кот<щюй больше высотй зубьев в зубчатом зацеплении, расположенной вдоль оси зубчатой рейки и контактирующей своей поверхностью с механизмом стопорения.

При этом механизм продольного перемещения зубчатой рейки может быть выполнен в виде гаек, навернутых на концы зубчатой рейки.

Такое выполнение выключаемой муфты позволяет упростить процесс регулировки заданного взаимного углового положения устанавливаемых узлов машины друг относительно друга,так как рассоединение узлов достигается путем простого проворота зубчатой рейки относительно эацепляемой с ним зубчатой охватываемой голумуфтч на 180Р до установления рейки против последней участком с гладкой поверхностью, а точное совмещение зубчатых

830044 элементов муфты при замыкании достигается простым осевым смещением зубчатой рейки и замыкание — вращением на 180 и последующим фиксированием ее.

Механизм стопорения может быть выполнен различно, в данной конструк ции он выполнен в виде пальца, контактирующего с лыской. При этом средство поворота зубчатой рейки может быть выполнено, например, в виде шлидев на его концах.

На фиг. 1 изображена муфта, общий вид; на фиг.2 — то же, разрез A-A на фиг.1.

Выключаемая муфта содержит полумуфту 1, выполненную в.виде прямозу- 15 бого цилиндрического колеса, установленного неподвижно на валу 2 одного узла машины, и охватывающую полумуф-. ту 3, установленную на валу 4 второго узла машины, расположенного соосно Щ с валом 2. В полумуфте 3 выполнено тангенциально расположенное отверстие 5, в котором размещен с возможностью осевого перемещения зубчатый вал 3, выполненный в виде цилиндри- д5 ческой рейки 6 с кольцевыми зубьями

7, которые находятся в зацеплении с зубьями прямоэубого цилиндрического .колеса полумуфты 1. В средней части зубчатой рейки 6 выполнена лыска 8, а на обоих ее концах — резьба, на которую навинчены гайки 9 и 10,контактирующие с торцами тангенциального отверстия 5. полумуфты 3, причем поверхность лыски 8 контактирует с

Механизмом стопорения, выполненным в виде пальца 11, установленного в отверстии полумуфты 3. На торцах зубчатой рейки 6 выполнены шлицы 12 под отвертку.

Процесс регулировки муфты осуще- 40 ствляют следующим образом.

Вначале производят рассоединение валов 2 и 4 путем выключения муфты.

Для этого ослабляют одну из гаек 10 и вывинчивают палец 11, выводя его из 45 взаимодействия с поверхностью лыски 8.

Затем с помощью отвертки, устанавливаемой в один из шлицов 12 зубчатой рейки 6 поворачивают в тангенциальном отверстии 5 на 180 . B результате о чего лыска 8 устанавливается против зубьев полумуфты 1 и муфта выключена, а валы 2 и 4 — рассоединены, что позволяет или сохранить данное угловое положение соединительных валов, или беспрепятственно вращать вал 2 относительно вала 4 до достижения нужного взаимного их расположения.

Затем фиксируют строго заданное взаимное положение полумуфты 1 и 3, не нарушая взаимного положения валов що

2 и 4. Для этого поворачивают вновь на 180 зубчатую рейку 6 и фиксируют, ве.При этом может возникнуть ситуация,когда кольцевые зубья 7 зубчатой рейки 6 полумуфты 3 окажутся не точно расположенными против впадин зубьев полумуфты 1. Тогда перегоняют гайки

10 по резьбе зубчатой рейки 6, перемещая последнюю в тангенциальном отверстии 5 полумуфты 3, а поворотом зубчатой рейки 6 вводят кольцевые зубья 7 в зацепление с зубьями полумуфты 1 и фиксируют это положение, за1 тягивая гайки 10 и вводя палец 11 о взаимодействие с лыской 8. В результате чего валы 2 и 4 соединены.

Передача крутящего момента в данной муфте осуществляется следующим образом.

С вала 2 вращение передается зубчатому колесу полумуфты 1 и далее через зубчатое зацепление зафиксированной от проворота зубчатой рейке

6, несущей его полумуфте 3 и валу 4.

Таким образом, данная выключаемая муфта позволяет упростить процесс регулировки и монтажа за счет фиксации выполнения строго заданного взаимного углового положения соединяемых валов машины с помощью простых конструктивных средств, в результате чего время на регулирование значительно сокращается. Причем, регулирование осуществляется одинаково точно и быстро при любом угле поворота валов друг относительно друга.

Формула изобретения

1. Выключаемая муфта для соединения соосных валов, содержащая полумуфту, выполненную в виде прямозубого колеса, и охватывающую ее полумуфту, несущую тангенциально расположенную относительно прямозубого колеса и входящую с ним в зацеплении зубчатую цилиндрическую рейку, а также механизм стопорения зубчатой рейки, отличающаяся тем, что с целью упрощения регулировки, монтажа и демонтажа, она снабжена механизмом продольного перемещения зубчатой рейки и средством ее поворота, при этом зубчатая рейка выполнена с лыской, глубина которой больше высоты зубьев в зубчатом зацеплении, расположенной вдоль оси зубчатой рейки и контактирующей своей поверхностью с механизмом стопорения.

2. Муфта по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что механизм продольного перемещения зубчатой рейки выполнен в виде гаек, навернутых на концы зубчатой рейки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертиз»

1. Авторское свидетельство СССР

9 635318, кл. F 16 D 3/58, 1977.

830044

Фиг.2

Тираж 1006 . Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 2ббО/9

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4

Составитель Я. Цыганенко

Редактор T. Парфенова Техред С.Мигунова Корректор Г. Назарова

Выключаемая муфта для соединениясоосных валов Выключаемая муфта для соединениясоосных валов Выключаемая муфта для соединениясоосных валов 

 

Похожие патенты:

Муфта // 752069

Муфта // 859706

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах при транспортно-перекладочных операциях в производстве керамических строительных материалов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для механизмов с циклической нагрузкой ведомой полумуфты
Наверх